Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВГЕНИЙ (КАЗАНЦЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Евгений (Казанцев), 1840-е. Портрет работы неизвестного художника
Архиеп. Евгений (Казанцев), 1840-е. Портрет работы неизвестного художника
Евгений (Казанцев) (1778 - 1871), архиепископ б. Ярославский и Ростовский

В миру Казанцев Андрей Евфимович, родился 30 июня 1778 г. в с. Белницыне, Владимирской губернии в семье священника.

В 1791 г. поступил в Троицкую семинарию.

В 1800 г. по окончании духовной школы определен учителем грамматики Вифанской семинарии, а с 1803 г. - учителем риторики и библиотекарем.

В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митр. Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита и 16 декабря 1804 г. в Троице-Сергиевой Лавре он (Андрей) был пострижен в монашество с именем Евгения; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона, а 6 января 1806 г. - во иеромонаха. Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили.

Жизнь и деятельность Евгения в Вифании проходила под руководством митр. Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни.

В 1809 г. Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою.

В 1810 г., по ходатайству митр. Платона, Евгений назначен ректором Троицкой семинарии; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря, а 6 августа - во архимандрита Дмитровского Борисоглебского.

С 19 августа 1811 года - архимандрит Можайского Лужецкого монастыря.

В 1814 года был назначен ректором Московской семинарии, профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря.

30 июля [1] 1817 года был переведён в Московский Донской монастырь с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия.

В это же время назначен членом Московской Синодальной конторы.

Курский епископ

14 июля 1818 г. архим. Евгений в Успенском соборе был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Хиротонию совершали Московский архиеп. Августин (Виноградский) совместно с митр. Ионою (Грузинским) и архиепископами Пафнутием и Досифеем.

Прибыв в свою епархию, Евгений энергично принялся за дело. В это время в Белгороде было создано отделение Библейского общества. Евгений поддержал это начинание и был активным участником в деятельности этого общества.

Большое внимание обратил преосвящ. Евгений на образование духовенства, на благоустройство духовной семинарии. При назначении на места он всегда предпочитал ученых.

Почти каждое богослужение (а они были очень частые) еп. Евгений сопровождал проповедью.

Преосвященный часто приглашал к себе для беседы наставников и начальников и подолгу беседовал с ними, поучал их и одновременно знакомился с нравственными особенностями своих подчиненных. Последние проникались к нему доверием и любовью и в любое время шли к нему со своими нуждами и вопросами. Характерно, что во всех местах служения, еп. Евгения при первом знакомстве считали строгим и жестоким. Это объясняется тем, что он отличался излишней горячностью и вспыльчивостью. Но его вспыльчивость через несколько минут утихала, и он всегда удовлетворял приходящего, если только мог удовлетворить без нарушения правды. Таким образом, возникавшее первоначально о нем отрицательное мнение с течением времени менялось на обратное.

Преосвящ. Евгений уделял большое внимание личному обозрению епархии и знакомству с паствой. Не было ни одной сельской церкви, которую бы он лично не посетил.

Архиепископ Псковский

19 февраля 1822 г. еп. Евгений был возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру.

Ознакомившись с состоянием дел в Пскове, преосвящ. Евгений в следующем же году предпринял поездку по епархии.

Здесь, как в Белгороде, преосвященный заботился о благоустройстве семинарии. Он добился значительной суммы и расширил помещение семинарии.

По-прежнему почти при каждом богослужении говорил поучения. Более 100 поучений, записанных собственноручно, он оставил семинарской библиотеке.

Преосвящ. Евгений очень любил петь. Хотя голос у него был слабый, не хоровой, но приятный, и он часто пел один, когда служил всенощную в домовой церкви.

Псковскою епархией он управлял около 4-х лет.

Тобольский архиепископ

30 сентября 1825 г., по личному прошению, архиеп. Евгений был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение преосвященного о переводе в далекую Сибирь вызвано тем, что ему (Евгению) было подряд три сновидения, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митр. Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. И преосвящ. Евгений послушался.

В Тобольск он прибыл 30 декабря на закате солнца, а 1 января 1826 г., служил первую литургию и произнес слово на новый год.

Затем занялся общим обзором состояния епархиальных дел. Его поразил беспорядок, существовавший в консистории. До 2000 писем лежало нераспечатанных.

Преосвященный настойчиво взялся за наведение порядка и добился успеха.

Затем занялся благоустройством семинарии. Так как образованного духовенства не хватало, то семинария стала предметом особой заботы преосвящ. Евгения.

В Тобольской епархии проживало много инородцев. Это вызывало большое беспокойство у преосвящ. Евгения. Он выразил Св. Синоду свое желание лично заняться миссионерской деятельностью, а именно: на 5-6 лет хотел оставить епархию и поселиться среди неправославных племен остяков, вогуличей и др., изучить их язык и подготовить из их среды пастырей. Синод отклонил его желание. Однако, Евгений добился учреждения миссии в своей епархии.

В Тобольске он восстановил и освятил кафедральный собор.

В 1828 г. преосвящ. Евгений, по предписанию Св. Синода, обозревал свою епархию. В два приема он побывал во всех отдаленных уголках ее (епархии), кроме Березовского края. Путешествие было очень продолжительное. Первое продолжалось с 18 мая по 7 июля. За это время он проехал около 2000 верст. Второе - с 1 августа по 1 октября - около 4000 верст.

Надо отметить, что во избежание нареканий преосвященный приказал все возможное для питания свиты взять с собой, а приношения от жителей принимать только за деньги. Он даже отказывался от званных обедов, чтобы не быть никому и ничем обязанным.

В этом путешествии преосвящ. Евгений, по его выражению, "работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров".

В следующем 1829 г. архипастырь завершал обозрение епархии посещением Березовского края. Это путешествие оказалось наиболее опасным. Совершалось оно по воде, и однажды путешественники едва не погибли от сильной бури. Только усердная молитва преосвящ. Евгения спасла их. В другой раз преосвященный идя берегом реки чуть не попал в капкан для оленя. Уже в 5-6 шагах от капкана его остановил один из иноверцев. Об этом случае (как Господь сохранил ему жизнь) преосвященный вспоминал всегда.

Результаты обзора епархии Евгений подробно изложил Св. Синоду.

Он очень болезновал об отсталости новокрещенных своей епархии и был несказанно рад приезду первого представителя миссии архим. Макария. Архипастырь радовался всему, что способствовало утверждению христианской веры.

Рязанский архиепископ

1 августа 1831 г. архиеп. Евгений переведен на Рязанскую кафедру. Направление деятельности преосвященного в Рязани было тоже, что и в Тобольске. В этот период он был членом комиссии по обследованию чудес от гроба святителя Митрофана Воронежского.

Но здоровье преосвященного было уже значительно подорвано, особенно плохо было со зрением. Поэтому он не раз уже в неофициальных письмах заговаривал о покое. По этому вопросу он вел переписку с Московским митр. Филаретом, советы и наставления которого очень ценил. Митр. Филарет, в свою очередь, со вниманием относился к архиеп. Евгению, искал с ним встречи и приглашал его в Москву на консультацию к своему врачу. Евгений не решался ехать. Однако ехать ему пришлось совершенно неожиданно.

Ярославская кафедра

8 мая 1837 г. последовал перевод его на Ярославскую кафедру. Переезд в Ярославскую епархию совершался через Москву. Сразу же по приезде в Москву архиеп. Евгений отправился к митр. Филарету. С большой радостью встретились два святителя и несколько дней провели во взаимно полезных беседах. И в дальнейшем они поддерживали между собою постоянную связь путем переписки. Митр. Филарет своими советами и наставлениями помогал Евгению перенести те искушения, которые встретили его в Ростовской епархии.

Несмотря на значительную потерю зрения, преосвящ. Евгений не оставлял епархиальных дел. Он обозревал епархию, вел борьбу с раскольниками, посещал семинарские экзамены и совершал церковные торжества.

В 1849 г., чувствуя всеобщее изнеможение сил, преосвящ. Евгений подал в Синод прошение об увольнении на покой, на которое не получил никакого ответа. Он написал вторично, но вместо удовлетворения просьбы получил награду. Это и радовало его и огорчало тем, что не хотят уважить его просьбы.

В 1853 г. он снова, но уже более решительно попросился на покой. Синод согласился.

На покое

16 декабря 1853 г. преосвящ. Евгений был уволен на покой в Московский Донской монастырь (по его желанию).

Долго убеждали и просили его принять на себя управление монастырем. Старец отказывался. И лишь только убеждения митрополита Московского Филарета и Св. Синода заставили его согласиться. Причем он желал было отказаться от всех доходов, причитавшихся ему по праву настоятеля. Однако митр. Филарет убедил его не делать этого. Преосвященный согласился, но все средства направил на благоустройство монастыря.

В монастыре он также неутомимо трудился, но большую часть времени уделял молитве и уединению.

В 1858 г. преосвященный совершенно ослеп, но не поддался унынию. В течение 10 лет он никогда ни одним словом не выразил не только жалобы, но и скуки.

В 1868 г. ему исполнилось 90 лет от рождения и 50 лет служения в архиерейском сане. В день своего Ангела (30 июня) он совершал последнее богослужение вместе со святителями Иннокентием и Петром. После этого преосвящ. Евгений уже не служил.

27 июля 1871 г. он скончался. Погребен в церкви Донской иконы Божией Матери.

Преосвящ. Евгений зарекомендовал себя пастырем бескорыстным, правдивым, беспристрастным, попечительным о вверенном ему духовенстве, бережливом, милосердным. Эти черты прошли красной нитью через всю его жизнь.

Труды

  • Духовное завещание.
  • Письма архиеп. Евгения к архиеп. Гавриилу (Городкову).
  • Письма архиеп. Евгения к архиеп. Кириллу (Богословскому-Платонову).
  • Приветственные стихи архиеп. Евгения митр. Платону.
  • Слово и речи при погребении митр. Платона.
  • Речь при открытии Перервинской семинарии.
  • Наставление новопостриженному монаху.
  • Письма к одному родственнику.

Все труды напечатаны в Биографическом очерке, составленном прот. Благовещенским. М., 1875 г.

Литература

  • Благовещенский И. Архиеп. Евгений Казанцев (биографический очерк). М., 1875.
  • Никифор, иером. Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1888, с. 347-348; 677-681.
  • Списки архиереев, № 226.
  • Строев П., с. 157, 161, 181, 204, 208, 319, 335, 382, 417, 635.
  • Толстой Ю., № 226.
  • Денисов, с. 393.
  • Булгаков, с. 1404, 1410, 1411, 1415, 1418.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 19.
  • Юбилейный сборник, с. 38, 42, 135.
  • Н. Д., с. 24, 36, 51, 54, 57.
  • Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским. Ярославль, 1881, с. 205, 257.
  • Сборник, изд. по случаю 100-летия Вифан. дух. сем. (1800-1900). Тр. Серг. Посад. 1900.
  • Прав. обозрен., 1864, май, с. 56.
  • -"- 1868, март, с. 136; июль, с. 80.
  • -"- 1873, февраль, с. 65, 66.
  • Изв. Казан. еп., 1869, № 4, с. 98.
  • -"- 1870, № 3, с. 71.
  • -"- 1871, № 19, с. 603.
  • -"- 1872, № 5, с. 130.
  • -"- 1873, № 16, с. 493.
  • Странник, 1872, апрель, с. 3; май, с. 97; июнь, с. 181.
  • Душеп. чтен., 1871, август.
  • Церковный вестн., № 25, с. 395.
  • Русская старина, 1874, январь, с. 31.
  • -"- 1881, июнь, с. 193.
  • -"- 1883, июнь, с. 559.
  • -"- 1885, октябрь, с. 159 п/с. 2.
  • -"- 1886, март, с. 589 п/с. 2, 591-592.
  • Прав. собес., 1901, апрель, с. 51.
  • -"- 1911, март, с. 87; апрель, с. 115.
  • Истор. вестн., 1889, август, с. 445-446.
  • Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 2, с. 229; кн. 2-я, № 5, с. 87; № 6, с. 233.
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 60 п/с. 6; № 3, с. 455, 458, 460, 464, 589; кн. 2-я, № 5, с. 39, 41-47, 49, 50-51, 56, 58; № 6, с. 229, 234, 236; № 7, с. 428, 431, 440, 444; № 8, с. 559, 566, 572; кн. 3-я, № 9, с. 63, 65; № 11, с. 204, 214-219, 222, 384, 385, 393.
  • Рус. архив, 1905, кн. 1-я, № 1, с. 114, 116.
  • Ж. М. П., 1945, № 7, с. 50.
  • БЭС, т. II, с. 1502, 1936, 1974, 2168, 2404.

Использованные материалы



[1]  Так по данным митр. Мануила (Лемешевского). По Строеву - 28 июля. См. страницу сайта Русское Православие, http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4503; Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви, СПб., 1877, с. 154-157.

Редакция текста от: 29.09.2017 18:49:38

"ЕВГЕНИЙ (КАЗАНЦЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google