Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СТЕФАН (НИКИТИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Стефан Никитин, 1962 г.
Епископ Стефан Никитин, 1962 г.
Стефан (Никитин) (1895 - 1963), епископ б. Можайский, временно управляющий Калужской епархией

В миру Никитин Сергей Алексеевич, родился 15 сентября 1895 года в Москве в глубоко верующей семье бухгалтера бумагопрядильной мануфактуры. Отец его по роду деятельности часто отправлялся в разъезды и, возвращаясь из своих поездок, любил рассказывать о том, как служат в тех местностях, где ему приходилось бывать. В результате дети, а кроме Сергея ещё было у него три дочери, до самой смерти оставались глубоко верующими людьми. Детство провел в селе Вознесенское Богородского уезда (ныне в составе города Красноармейска).

В 1906 - 1914 годах обучался в 1-й Московской гимназии, которую окончил с золотой медалью, затем поступил на медицинский факультет Московского университета.

Обучение в университете после революции было прервано. По распоряжению властей студенты-медики старших курсов направлялись в разные концы страны на борьбу с эпидемиями. В 1918 году Сергей Никитин работал на малярийной станции в местечке Мерве (ныне город Мары в Туркмении).

В 1919 году был призван в армию и, как зауряд-врач, проходил службу в госпиталях.

В 1922 году окончил медицинский факультет Московского университета.

С 1926 по 1931 год он был практикующим невропатологом, сотрудником различных медицинских учреждений Москвы.

С 1925 года по октябрь 1930 года - староста прихода храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке).

К 1920-м годам относится начало дружбы Сергея Никитина с будущими священномучениками: Владимиром (Амбарцумовым) (+ 1937), Василием (Надеждиным) (+ 1930), после мученической кончины которых Сергей Алексеевич взял на себя заботу об осиротевших семьях своих друзей. После ареста в октябре 1929 года своего духовника, священника Сергия Мечёва, он заботился также и о его семье. Известно, что отца Сергия Мечёва он дважды навещал в ссылке в городке Кадникове Вологодской губернии.

Тайно рукоположен в сан священника еп. Афанасием (Сахаровым). Духовные чада владыки Стефана называют различные даты его тайного рукоположения. Самый ранний срок - это 1925-1927-е годы. Наиболее поздний - 1934 или 1935 год. Известно, что в Карабановско-Струнинский период он уже был тайным священником, а по свидетельству владыки Василия (Златолинского) уже в лагере Сергей Алексеевич Никитин тайно служил, и хранит священные сосуды, на которых совершались эти литургии в заключении.

Арест, лагерное заключение

16 февраля 1931 года был арестован как "участник антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа" в составе группы маросейских прихожан из 17-ти человек во главе с протоиереем Сергием Смирновым и священником Борисом (Холчевым). Проходил по групповому "делу о.Бориса Холчева. Москва, 1931г.". Во время предварительного заключения содержался в Бутырской тюрьме.

Никаких объективных данных для обвинения в контрреволюционной деятельности в деле не обнаруживается, за исключением единственного протокола допроса одной из осуждённых. Причём, на первом допросе она ничего не сказала, а на втором допросе призналась в том, что действительно велась контрреволюционная деятельность.

Будучи непоминающим митрополита Сергия, Сергей Никитин не мог скрывать своего отношения к его действиям. Отношение к советской власти он сформулировал достаточно чётко: «Я считаю неправильным гонение советской власти на религию, и декларация, объявленная митрополитом Сергием также неверна, ибо советская власть закрывает церкви и устраивает гонения на религию. Я же являюсь противником этого».

30 апреля 1931 года был приговорен к трём годам заключения в Красновишерском исправительно-трудовом лагере на Северном Урале (Пермская область, город Усолье, Вишерский лагерь).

В лагере был назначен врачом приемного пункта, где производился осмотр вновь прибывших для установления степени их трудоспособности, а также арестантов из проходящих через лагерь этапов. Через некоторое время доктору Никитину было поручено заведывать лагерным медпунктом. Желая облегчить участь заключенных, он освобождал их от работы чаще, чем это считала допустимым администрация. За это за полгода до окончания срока на него был послан материал в Москву, ему грозил новый срок - не менее чем на десять лет. От неминуемой беды Сергей Алексеевич был тогда спасен чудесным молитвенным заступничеством блаженной Матроны Анемнясевской, к которой он молитвенно обращался по совету одной медсестры. В результате он был освобожден из лагеря досрочно за ударный труд. После освобождения разыскал блаженную. Она узнала его и подтвердила: "я за тебя молилась", а также сказала ему, что он будет владыкой, епископом, но только два года. Это предсказание владыка хорошо запомнил.

С 1934 года, после освобождения, работал врачом в Карабанове и Струнине Владимирской области.

По благословению владыки Афанасия о.Сергий превратил одну из комнат своей двухкомнатной квартиры в Струнино в храм. Тайно служил, исповедовал, причащал.

Служение в Ташкентской епархии

После избрания в 1945 году патриарха Алексия I епископ Афанасий (Сахаров) призвал всех оставшихся в живых непоминавших к литургическому общению с Московской Патриархией.

В 1950 году священник Сергий Никитин решил выйти на открытое служение. В свою епархию его принял епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий (Егоров). Служил в Курган-Тюбе, Самарканде, Ташкенте.

В Курган-Тюбе его предшественником оказался священник, пренебрегавший церковными таинствами, зато «исцелявший» больных детей какими-то ковриками. И как говорят об этом отчёты оперуполномоченных по делам Русской Православной Церкви, «гастролировавший с этими своими чудесами по всей Вахшской долине». Отец Сергий, приехав туда, сразу увеличил количество служб, после чего псаломщик и хор взбунтовались, и ему пришлось служить чуть ли не одному во всех качествах. В Курган-Тюбе отец Сергий успел сделать ремонт храма.

Отец Сергий писал Александре Александровне Семененко: «Ну, назначил меня владыка в уголок, забытый Богом и людьми». Там жили сосланные греки, немцы, поляки. Там хлопок разводили. И отец Сергий служил и говорил проповеди. Но был такой момент, что он служил, а никого в храме не было. И он сказал проповедь. Тут два мальчика, греки, спрашивают: «Батюшка, кому Вы проповедь-то говорили?» А он говорит: «Вот когда в храме нет людей, присутствуют ангелы».

Отца Сергия назначили в Самарканд, где ему пришлось примирять разделившийся на две группировки приход. Примирить их отцу Сергию не удалось: он заболел брюшным тифом, и его отправили в Ташкент.

Там он служил в кафедральном соборе вместе со своим другом отцом Борисом (Холчевым). Через некоторое время сменился епархиальный архиерей: владыку Гурия назначили в другую епархию, и новый Ташкентский архиерей епископ Ермоген (Голубев) поставил отца Сергия настоятелем молитвенного дома, строящегося на окраине города, в пос. Луначарском. Для отца Сергия это послушание оказалось трудно исполнимым. Состояние его здоровья ухудшилось, он тяжело переносил жару, и когда владыка Гурий (Егоров) пригласил его в Днепропетровскую епархию, отец Сергий согласился.

Духовник Днепропетровского женского монастыря

Он был назначен духовником в Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске. Сам владыка Стефан рассказывал об этом времени «как о золотом яблочке, которое Господь посылает каждому человеку».

В монастыре, 2 января 1959 года был пострижен архиепископом Гурием в монашество с именем Стефана, в честь преподобного Стефана Махрищского.

Вскоре после Пасхи 1959 года Свято-Тихвинский Днепропетровский монастырь был внезапно закрыт властями. Насельницы в один день выдворены из обители. Жившие в Днепропетровске отправились по домам сами, а остальных за счёт монастырских средств снабдили билетами до мест проживания.

Служение в Минске

Архимандрит Стефан поехал вслед за митрополитом Гурием в Минск, где был назначен клириком Крестового Казанского митрополичьего храма. Пробыл он там недолго: власти отказались его прописывать, приходилось жить на разных квартирах.

Вскоре к митрополиту Гурию в гости наведался архиепископ Ермоген (Голубев), встретил у него отца Стефана, и, будучи в Москве, порекомендовал его патриарху Алексию I как кандидата во епископа.

Еп. Стефан (Никитин)
Еп. Стефан (Никитин)

Епископ Можайский

22 марта 1960 года [1] был избран, а 7 апреля того же года - хиротонисан епископом Можайским, викарием Московской епархии, в Елоховском соборе в Москве. Назначен председателем Хозяйственного управления Патриархии в самый разгар хрущёвского гонения на Церковь.

Тяжёлая болезнь владыки - инсульт, привела к тому, что 9 апреля 1962 года он был освобождён по собственному прошению от должности епископа Можайского и от обязанностей председателя Хозяйственного Управления Патриархии [2], и долгое время жизнь его висела на волоске, была парализована правая часть тела.

На Калужской кафедре

19 июля 1962 года назначен временно управляющим Калужской епархией.

Вот как описывает деятельность епископа Стефана уполномоченный по Калужской области в своем отчёте за 1962 год в Москву:

«В августе месяце 1962 года патриархия прислала временно исполняющего обязанности епископа Стефана (С.А.Никитина) из Московского епархиального управления. Епископ Стефан пытается поддерживать приходящие в упадок общины, укрепить пошатнувшееся влияние Церкви. В первые же дни пребывания в Калуге он с помощью патриархии заполнил вакантные должности в трёх церквях, стремится подбирать «более достойные», крепкие в вере кадры. Знакомых священников из других епархий: Минской, Среднеазиатской, где ранее он работал, приглашает на работу в Калужскую епархию. Епископ Стефан, врач по специальности, ревностный служитель Церкви, крайне религиозный. Этого же требует и от священников. А нерадивых, допускающих нарушения или аморальные поступки, наказывает».

За короткое время своего архипастырского служения он приобрел искреннюю любовь своей паствы. Особой чертой еп. Стефана была доброта и неизменное расположение к подчиненным.

Владыка учил о важности богослужения и непрестанной молитвы: «Я ведь врач. И когда больной раздевается, чтобы его прослушать, я читаю в это время молитву Иисусову. Потом он одевается – я опять читаю молитву. Я иду из кабинета в кабинет – творю молитву».

Протоиерей Александр Куликов вспоминает:

Владыка очень любил богослужения, знал прекрасно церковный устав, не окончив ни семинарии, ни академии. Но это было глубокое знание, приобретенное практикой, реально совершаемой службой, потому что владыка Стефан правил суточную службу в келии, если в данный момент не было храмового богослужения, и утреннюю, и вечернюю службы, а порой и повечерие совершал. Вот это очень важно. И не только у себя, а иногда знакомых навещал, и вместе молились.

Не любил владыка акафистов. Он мне так говорил: «Акафист – неуставная служба. К сожалению, сейчас вошло в обычай сокращать до минимума изменяемые части, такие как стихира, канон, где весь смысл праздника, весь смысл духовной жизни, и вталкивать в службу неуставные акафисты. Акафист раз в году положен».

Кончина

Осенью у владыки Стефана начались жёстокие боли в сердце, но пока он мог, он служил и работал. «Бывают, – говорил он, – такие боли, что я тёте Кате скажу: выйди, погуляй; а сам, чтобы немножко полегче стало, просто хожу и кричу. Это, хоть и слабо, но как-то облегчит боль, правда, только на время. Вероятно, скоро я умру – сердце долго так не выдержит». И добавил: «Но мне здесь, в Калуге, очень приятно, потому что я вспоминаю Оптину. Я езжу туда периодически на машине. Приеду, поплачу там, побуду рядом с дорогими могилками». Он помнил, где находились могилки старцев. А Оптина тогда была вся разорена: трактора стояли даже в храме в алтаре.

Весь Великий пост 1963 года он не посещал церковь: очень плохо себя чувствовал. Служил на Пасху, в четверг на Светлой седмице, затем в Фомино воскресение. Всю последнюю неделю своей жизни вспоминал архиепископа Мелхиседека (Паевского), скончавшегося в храме рядом с престолом, и говорил «вот бы так умереть».

Еп. Стефан (Никитин)
Еп. Стефан (Никитин)
Скончался 28 апреля 1963 года во время произнесения воскресной проповеди в кафедральном соборе Калуги в Неделю жен-мироносиц. Похоронен в селе Акулове под Москвой.

Вот как описывается его кончина:

"накануне, в субботу 27 апреля, преосвящ. Стефан участвовал в служении, а на следующий день. В неделю жен мироносиц, совершил Божественную литургию в Калужском кафедральном соборе. После литургии, облачившись в мантию, как обычно, говорил проповедь, призывая служащих любить Господа, как любили Его жены мироносицы. Не окончив слова, Владыка покачнулся и здесь же, на солее, поддерживаемый окружающими его, скончался. Тело почившего архипастыря не было вынесено из храма. Здесь оно было облачено в то облачение, в котором преосвящ. Стефан совершил свою последнюю литургию. Гроб его был покрыт той мантией, в которой он скончался".

Из последней проповеди владыки Стефана (Никитина) в Неделю жён-мироносиц:

Дорогие братья и сестры! Жёны-мироносицы служили Христу во время Его земной жизни. Оставив всё своё имение, дома свои и все мирские заботы, они всегда были с Господом, сопутствовали Ему и споспешествовали распространению Его учения.

А как мы в наших условиях можем быть с Господом? Где больше всего пребывает Господь? В храме более всего пребывает Господь и благодать Божия. Поэтому мы должны спешить в храм, как можно чаще бывать в храме и как можно дольше пребывать там, чтобы быть с Господом, служить Ему искренней молитвой, соблюдать Его заповеди, любить друг друга.

4 ноября 1958 года был реабилитирован Судколлегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (по 1931 году репрессий).

Труды

  • Речь его при наречении во епископа. "ЖМП" 1960, № 6, с. 35.
  • Матренушка, в: "Надежда" вып. 7(1980)241-245.
  • Матренушка, в: Сурож 1984, 15, 19-22.

Литература

  • "ЖМП" 1960, № 4, с. 11.
  • "ЖМП" 1960, № 5, с. 26.
  • "ЖМП" 1960, № 6, с. 28, 32, 35-36 (биогр. и фото).
  • "ЖМП" 1960, № 7, с. 8, 9.
  • "ЖМП" 1960, № 8, с. 7, 8, 15, 17, 21.
  • "ЖМП" 1960, № 9, с. 6.
  • "ЖМП" 1960, № 11, с. 4, 7, 16.
  • "ЖМП" 1960, № 12, с. 8.
  • "ЖМП" 1961, № 1, с.10, 11, 15, 31.
  • "ЖМП" 1961, № 3, с. 12,63, 70.
  • "ЖМП" 1962, № 6, с. 20.
  • "ЖМП" 1962, № 8, с. 13.
  • "ЖМП" 1963, № 2, с. 46.
  • "ЖМП" 1963, № 7, с. 26-29. Некролог и портрет.

Использованные материалы



[1]  Определения Священного Синода, библиография ЖМП, http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm

[2]  Определения Священного Синода 1928-2008 гг., http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/Titles59.htm#19564

Редакция текста от: 19.02.2017 15:54:22

"СТЕФАН (НИКИТИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google