АНТОНИЙ (КАРЖАВИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антоний (Каржавин) (1858 - 1914), архиепископ Тверской и Кашинский

В миру Александр Николаевич Каржавин, родился 15 мая 1858 года в Вологодской губернии, сын статского советника.

Среднее образование получил в Вологодской гимназии, а высшее богословское в Московской духовной академии.

Окончил академию в 1880 году со степенью кандидата богословия и был назначен в Тамбовскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия.

По постановлениям педагогического собрания, с утверждением епархиального преосвященного, кроме указанных основных предметов, преподавал в разных классах латинский, французский и еврейский языки, исполнял должности секретаря семинарского правления, члена педагогического собрания и инспектора семинарии.

25 февраля 1888 года удостоен степени магистра богословия за работу "О рационалистических сектах".

В этом же году 10 июля пострижен в монашество с именем Антония, 15 июля рукоположен во иеродиакона, а 17 июля - во иеромонаха.

Указом Свят. Синода от 1 декабря 1888 года назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита.

В 1891 году 30 марта назначен ректором Вифанской духовной семинарии.

14 сентября 1895 года хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария родной ему Вологодской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев), архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), архиепископ Херсонский Иустин (Охотин), епископ Герман, епископ Алеутский Николай (Зиоров), епископ Елизаветградский Тихон (Морошкин).

4 октября 1897 года назначен епископом Тобольским и Сибирским. 19 ноября прибыл в Тобольск [1] и уже 15 декабря выехал в Обдорск для личного ознакомления с постановкой миссионерского дела среди остяков и самоедов и чтобы воочию увидеть инородцев, в большом количестве собиравшихся в Обдорск в декабре и начале января для взноса ясака и продажи мехов. "Насколько нам известно," - писали "Тобольские епархиальные ведомости" - "никто еще из Тобольских преосвященных не предпринимал путешествия в Обдорск в зимнее время". Путь почти в 1500 верст в это время был очень труден и небезопасен: сначала на лошадях, а затем на оленях, сквозь сильнейшие морозы и вьюги. [2]

Проводил в Тобольском кафедральном соборе общедоступные беседы по изъяснению Псалтири на основании святоотеческих писаний [3], беседы о духовном трезвении [4].

Летом 1909 года был вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде на летнюю его сессию. Здесь он был назначен председателем Всероссийского съезда законоучителей светских средних учебных заведений, за руководство которым объявлена ему благодарность Святейшего Синода.

Будучи епископом Тобольским, он первый из архиереев разоблачил перед высшей церковной властью проходимца Григория Распутина, за что вскоре был "с повышением" перемещен в Тверь, а на его место был назначен друг и сотаинник Распутина епископ Варнава Каргопольский.

Указом Св. Синода от 30 января 1910 года за № 1445 перемещен на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа.

Последние годы своей жизни страдал водянкой и ожирением сердца, несмотря на курортное лечение в Карлсбаде и меры особого режима в домашней своей жизни.

Скончался тихо и внезапно 16 марта 1914 года в 3 часа дня в загородном архиерейском доме в Крестопоклонное воскресенье, после отслуженной в кафедральном соборе литургии [5]. Погребение совершено в Тверском Отрочем монастыре.

Свою кончину Владыка Антоний предсказал недели за две: "А вот мы на Крестопоклонной поговеем, да как следует", - и затем, обращаясь к своим келейникам, говорил: "После моей смерти едва ли найдут завалявшийся гривенник". И действительно, когда особая комиссия из духовных и гражданских властей описывала его имущество и переписку, то ни одного рубля не нашли, а случайно обнаружили завалявшийся гривенник.

По виду всегда спокойный, уравновешенный, архиепископ Антоний таил в своей душе целое море жизни, и это море невидимо для постороннего наблюдателя волновалось, приходило в смятение всякий раз, когда люди в своей совести не являли небесных даров: любви, стремления к правде, к внутреннему духовному совершенству. Достаточно было, хотя бы мельком, посмотреть на Владыку Антония в самые, по-видимому, торжественные минуты, когда он являлся предметом внимания многотысячной толпы, когда каждый его жест, каждое движение должно иметь, по принятому обычаю, характер величия, властности, могущества. В эти минуты Владыка Антоний всегда неизменно страдал, страдал от сознания возможности впасть в лицемерное величие, допустить фальшь мыслей, чувств, взглядов, движений. Можно было даже заметить, что в такие минуты владыка обыкновенно смущался, краснел, как невинный, нравственно-чистый ребенок. И из груди его вылетал звук, похожий на глубокий, затаенный вздох страдания.

Архиепископ Антоний был истинный монах, который вместе с облачением не откладывает в сторонку своих идеалов, лучших стремлений своей глубоко воспитанной души. Он был архипастырь благостный, молитвенный. Но, так как он был болен, то служил редко. Все его службы отличались необычайным благоговением, проникновенной молитвенностью и неторопливостью в возгласах и движениях. Верующих приучил к соблюдению полной тишины во время своих служб.

В жизни своей он был настоящий аскет, тайный благотворитель, нищелюбец и делатель непрестанной Иисусовой молитвы. Для многих он был отцом и старцем. К духовенству, нарушавшему церковное благочиние, посты и проявлявшему преступную слабость к винопитию, был строг и на провинившихся налагал меры пресечения, исправления. В делах епархиального управления проявлял мудрость, великую рассудительность и осторожность. Никому из верующих не отказывал в приеме, но сам никогда не посещал дома других, следуя в этом примеру свт. Иоанна Златоуста.

Не любил сниматься как и Антоний (Соколов), епископ Черниговский (+ 1911).

Монастыри и монашество любил и при посещении своем св. обителей проявлял к ним много любви и внимания к их нуждам.

Ему не удалось закончить сводного толкования на Псалтырь. Этому труду он отдавал случайно оставшиеся у него все свои небольшие досуги свободного времени от управления обширной и сложной Тверской епархии.

Труды

  • Учение об оправдании по символическим книгам лютеран. Тамбов, 1886.
  • Акценты в книге Псалмов, их происхождение и значение. Кратко изложены Коржавиным. М., 1877.
  • "О рационалистических сектах". М. 1887 г. (Магистерская диссертация).
  • Заметки и статьи. // "Тобольские ЕВ". 1897-1910; "Тверские ЕВ". 1910-1914.
  • Речь при наречении его во епископа. "Церк. Вед." 1895, сентябрь, № 38, с. 1308-1309.
  • Псалтырь толковая (в рукописи).
  • План составленный(ия) "Лествицы" (небесной) преп. Иоанном Лествичником. "Богослов. Вестн." 1916, январь, с. 77.
  • Древнее учение египетской религии о богах, о бессмертии человеческой души и странствовании ее после разлучения с телом. // " Прибавления к Творениям свв. отцев". 1890. 41, 1, 178-205 с.
  • Взгляд Лянгена на различие в учении о Св. Троице между восточной и западной церквами. // " Прибавления к Творениям свв. отцев". 1891, 48, 2, 396-454 с.
  • Изображение Царства Божия в Псалтири. // "Тобольские ЕВ". 1904. № 10.
  • Изъяснения 4-й гл. псалма. // "Тобольские ЕВ". 1904. № 12.
  • О псалмах Давидовых, как наилучших образцах "научения в Законе Божием". // "Тобольские ЕВ". 1914. № 15.

Награды

  • орден св. Владимира III степени (6 мая 1898) [6]
  • орден св. Анны I степени (5 мая 1904) [7]
  • орден св. Владимира II степени (6 мая 1908) [8]

Литература

  • "Церк. Вед." 1895, № 35, с. 337, 1909, № 24, с. 246, № 47, с. 411, 1910, № 6, с. 21.
  • "Приб. к "ЦВ" 1891, № 41, с. 1427, 1895, № 38, с. 1307-1308, 1912, № 26, с. 1063.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 15, с. 235, 1895, № 36, с. 1131, № 38, с. 1215, 1910, № 5, с. 138.
  • Жизнеописание Антония (Каржавина), архп. Тверского и Кашинского. Тверь, 1914.
  • Булгаков, с. 1397, 1414, 1415.
  • БЭС т. I, стб. 198, 199, т. II, стб. 2168, т. III, с. 722, 723.
  • НЭС доп. т. I, с. 128.
  • "Прав. Бог. Сл.", с. 198.
  • "Волог. Епарх. Вед." № 6, с. 191.
  • Юбилейный сборник. М. 1914, с. 191, 192.
  • "Русск. Паломн." 1914, № 24, с. 388.
  • "Воскр. День" 1910, № 7, с. 75.
  • "Всер. Ц. Об. Вестн." 1915, 16 март. Некролог.
  • "Мисс. Календарь" на 1907 г., с. 129.
  • Н.В. Родзянко. "Крушение Империи". Изд. "Прибой" 1927, с. 45, 55, 56, 57.
  • Илиодор, бывш. иеромн. (Сергий Труфанов). "Записки о Распутине". ("Святой черт"), с. 29 с предисловием С.П. Мельгунова.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 160, на 1905 г., с. 140, на 1906 г., с. 134, на 1910 г., с. 144.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос". СПБ, 1896, № 554, с. 6.

Использованные материалы



[1]  Тобольские епархиальные ведомости, 1897, № 23 отдел неофиц., с. 573-574.

[2]  "Поездка преосвященного Антония по епархии" // "Тобольские епархиальные ведомости", 1897, № 24, отдел неоф., с. 620-621.

[3]  Тобольские епархиальные ведомости, 1899, № 20, отдел неофиц., с. 398.

[4]  Тобольские епархиальные ведомости, 1905, № 20, отдел неофиц., с. 400.

[5]  Р.П. 1914 г., № 24, с. 386

[6]  Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 11, отдел офиц., с. 121.

[7]  Тобольские епархиальные ведомости, 1904, № 11, отдел офиц., с. 185.

[8]  Тобольские епархиальные ведомости, 1908, № 11, отдел офиц., с. 207.

Редакция текста от: 08.02.2014 11:26:26

"АНТОНИЙ (КАРЖАВИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google