Обсуждение статьи "АЛТАЙСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Барнаульская обновленческая епархия
17.11.2017 00:13:52

Как пишут : "на территории Алтая в конце 1920-х гг. существовало 5 епархий РПЦ: Барнаульская епархия староцерковников, Бийская епархия староцерковников, Алтайская епархия обновленцев (с резиденцией в г. Барнауле), Бийская епархия обновленцев, Каменская и Славгородская епархия обновленцев". См. Овчинников В.А. К вопросу о периодизации истории Русской православной Церкви в Сибири в советский период (1917 1991) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;1(1):c. 72-80, http://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/407/407 Фразы о двух тихоновских и трех обновленческийх епархиях на Алтае встречаются начиная с конца 1990-х.

Как мне видится, Барнаульская обновленческая епархия и Горно-Алтайская обновленческая епархия (последней нет на сайте благотворит. фонда Ortho-Rus) - похожи на фантомы, возникшие вследствие какой-то путаницы при разборе разных источников. И Синицын, и последний алтайский обн. епископ Баженов носили титул "Барнаульский и Алтайский", http://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3206/. Центром Алтайской обновленческой епархии обычно называют Барнаул, а есть ли указание на Горно-Алтайск - как центр обновленческой кафедры?

P.S.: Не знаю, как точно в разное время наз. обновленческая епархия с центром в Барнауле, но это была одна и та же епархия, которая сначала, должна была подчиняться Томску, а затем Новосибирску.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 248
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Барнаульская обновленческая епархия
17.11.2017 13:21:22 в ответ на "Барнаульская обновленческая епархия" (Олексій Тре)

>> И Синицын, ... носил титул "Барнаульский и Алтайский". Центром Алтайской обновленческой епархии обычно называют Барнаул, а есть ли указание на Горно-Алтайск - как центр обновленческой кафедры?

Я исходил из-того, что Анатолий Синицын есть Горно-Алтайский обн. еп., См. ГОРНО-АЛТАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО, http://www.pravenc.ru/text/166227.html однако Алтайская в Прав. Энц. значится еще как и Ойро(а)тская самостоятельная, а архиереи между ними разнятся. И сроки с Алтайской как продолжение: у Макария Торопова Алтайская - (21 июля 1923 - 8 февраля 1924), а Ойро(а)тская - (8 февраля 1924-28 октября1924), а Геронтия Шевлягина и Иннокентия Кулакова совсем нет в Алтайской, зато куча других "архиереев". Выходит это две разные кафедры.

Источник: http://ortho-rus.tk/articles/eparhii-6044.html

Я поставил г. Горно-Алтайск, потому что не знал что поставить, видя отношение Барнаула к Томску. Убрать или исправить никогда не поздно, главное найти истину или справедливое обоснование в этой неразберихе.

> P.S.: Не знаю, как точно в разное время наз. обновленческая епархия с центром в Барнауле, но это была одна и та же епархия, которая сначала, должна была подчиняться Томску, а затем Новосибирску

В фонде "Русской православие" Алтайская кафедра вообще-то числится самостоятельной, а Барнаульская - к Томской.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Барнаульская обновленческая епархия
17.11.2017 16:27:48 в ответ на "Re: Барнаульская обновленческая епархия" (Губин Андрей Владимирович)

> Я исходил из-того, что Анатолий Синицын есть Горно-Алтайский обн. еп., [..] однако Алтайская в Прав. Энц. значится еще как и Ойро(а)тская самостоятельная, а архиереи между ними разнятся. [..] Выходит это две разные кафедры.

Да, и я исхожу из того, что алтайская и ойротская (последняя включала Горно-Алатайск) - это две разные кафедры. См. у Никулина: "В обновленческой церкви в Сибири по состоянию на 1 января 1925 г. насчитывалось 15 епархий: [1] Алтайская, [2] Бийская и Ойротская, [3] Иркутская, [4] Ишимская, [5] Каменская, [6] Курган-Камская, [7] Красноярская, [8] Ново-Николаевская, [9] Омская, [10] Петропавловская, [11] Семипалатинская, [12] Тобольская, [13] Томская, [14] Тюменская, [15] Челябинская".

> Я поставил г. Горно-Алтайск, потому что не знал что поставить, видя отношение Барнаула к Томску. Убрать или исправить никогда не поздно, главное найти истину или справедливое обоснование в этой неразберихе.

Синицын был поставлен в Барнаул на замену Введенскому, который ушел "по болезни", см. у Мезенцева: "В 1928 г. архиепископ Александр заболел и попросил СибОЦУ освободить его от занимаемой должности. (...) Епархиальным съездом духовенства и мирян на алтайскую кафедру был избран протоиерей Анатолий Синицын. 7 июля состоялась его хиротония в г. Новониколаевске, а 15 июля он вступил в «отправление своих обязанностей в г. Барнауле».

  • Мезенцев Р.В. Православная Церковь на Алтае в 1917 - 1940 гг. // Диссертация на соискание ученой степени к.и.н., Горно-Алтайск - 2003,

> В фонде "Русской православие" Алтайская кафедра вообще-то числится самостоятельной, а Барнаульская - к Томской.

Это понятно. Софроний (Арефьев) с Гавриилом (Воеводиным) в сентябре 1922 поставили о. Иоанна Завадовского на викарную барнаульскую кафедру. В декабре 1922 окончательно оформилась Сибирская митрополия. К тому времени, после зачистки, Блинов перехал из Томска в Новониколаевск. С 1923 Томск и Барнаул подчинялись Сибирской обновленческой митрополии. В Барнауле утвердился Ландышев, его сменил престарелый Чижов, который продержался месяца три. Затем, в сентябре 1923 в Барнаул из Новониколаевска перевели Введенского с возведением в сан "архиепископа". На замену Введенскому, в июле 1928 тов. Блинов, как хозяин "митрополии", поставил Синицына.

О Торопове со ссылкой на «Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 274-275, 816 пишут: "С декабря 1922 - епископ Бийский. С 21 июля 1923 - епископ Алтайский. С 8 февраля 1924 - архиепископ Ойратский". Понятно, что его полномочия не выходили за пределы Бийской и Ойротской епархии. Тут скорее путаница в обновленческих титулах. В ноябре 1924 "архиепископом" Бийским, в.у. Ойротской епархии становится Авдентов: "2 января 1925 года прибыл и зарегистрирован в управлении милиции вновь назначенный архиепископ Александр Авдентов, который и вступил в управление Бийской епархией".

См. Сергеев А.Д. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998 // Отечественные архивы, №6 (1999), с. 66: http://books.google.com/books?id=FL4vAAAAMAAJ&dq=Авдентов.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Барнаульская обновленческая епархия
19.11.2017 00:57:54 в ответ на "Re: Барнаульская обновленческая епархия" (Олексій Тре)

> См. Сергеев А.Д. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998 // Отечественные архивы, №6 (1999), с. 66: http://books.google.com/books?id=FL4vAAAAMAAJ

Некоторые выдержки из «Исторических записок об обновленческом движении в Алтайской епархии» обновленческого епископа Михаила (Вяткина) (источник выше):

[с. 13]:"Историческое начало Алтайская епархия ведет с 1922 года, то есть с момента организации Сибирского Церковного Управления и массового обновленческого движения в общесибирском масштабе [..] Организаторы взялись за дело горячо и серьезно. Не откладывая его в долгий ящик, поспешили легализироваться и 3.IХ. за No 8031 получили из Отдела управления губисполкома удостоверение о том, что группа зарегистрирована и производство собраний ей разрешено."

[c. 14]: "Район деятельности и ведения АлтГубЦУ почти уже совпадал с границами бывших уездов Барнаульского, Змеиногорского, Бийского. В городе ему принадлежали храмы Знаменский, Покровский, Троицкий, Иоанно-Предтеченский; в епархии благочиния округов 15, 18, 20, 25, 27, 28-32, 35, 36, 38, 45-47, 49, 56, 62, 63. По крайней мере такую картину рисуют нам архивные документы: всякого рода сведения, сводки, отчеты, назначения, перемещения и награждения."

[c. 15]: "Когда стало известно, что из быв. Томской епархии выделяются самостоятельные - Ново-Николаевская и Алтайская, Барнаульская организация почувствовала себя вправе выдвинуть своего кандидата во епископа и выбор ее прежде всего остановился на зашт. прот. Петре Поликарп.Орлове. Его знали как умного, дельного, глубоко верующего человека. Но отец прот. Орлов отклонил от себя эту честь. Собранный в ноябре месяце 22 года епархиальный съезд постановив ходатайствовать об оставлении в Барнауле присутствовавшего на нем Бийского викария епископа Иоанна Завадовского. Человек мягкого характера, одинокий, принявший благодать хиротонии от епископов старого рукоположения, Ново-Николаевского Софрония и Томского Викария Гавриила, хорошо всем известный, он сразу привлек к себе симпатии членов съезда. Но вышло немного не так".

[c. 15-16]: "Если до приезда арх. Гавриила все городское духовенство за исключением немногих преклонных старцев - прот. А. Завадовского, И. Горетовского, Г. Поникаровского, П. Перикопновского , свящ. Н. Димитровского, Ф. Топоркова и протодьякона А. Омского - состояло в организации, разделяя ее планы и намерения, то теперь один за другим стали выходить из нее и порывать всякую связь с движением. Из общин прочной оставалась лишь Знаменская община, храм которой 13 апреля 23 года объявили даже кафедральным, тем более, что старый Петропавловский собор долгое время оставался центром противоборствующей оппозиции, а ведь люди-то между ними были и очень неплохие.

При таких было забот, немало требовалось со стороны Управления такта, опыта, предусмотрительности, чтобы разрозненное собрать воедино, взбаламученное успокоить, все заново организовать, дисциплинировать и ввести в определенное русло. Чувствуя задачу слишком трудной и одному непосильной, арх. Гавриил исходатайствовал у Сиб. цер. Управления назначить себе в помощь арх. Макария Торопова, который в качестве Змеиногорского викария должен был проживать в Барнауле и помогать архиепископу в делах управления обширной и неупорядоченной епархией, объединявшей три викариатства: Бийское, Ойротское и Змеиногорское. Последнее, впрочем, просуществовало недолго. С назначением Змеиногорского викария на самостоятельную Ойротскую кафедру приходы Змеиногорского уезда вошли в непосредственную зависимость от АлтГубЦУ, и, таким образом, викариатство осталось одно - Бийское, а потом в 1923 г. и оно превратилось в самостоятельную единицу. В Барнауле арх. Макарий жил очень мало. Обстоятельства настойчиво потребовали его продолжительной командировки в Бийск с целью принятия канцелярии епископа Иннокентия Соколова, уволенного Сиб. цер. упр. по преклонности лет на покой, нужно было энергичными и своевременными мероприятиями водворить в викариатстве порядок и обеспечить его дальнейшее нормальное существование. В Бийске, следовательно, оказалось две епархии. Однако епископ Иоанн Завадовский и командированный архиепископ Макарий Торопов сами себе усложнили дело, расширив свои задачи: один - тем, что думал и стремился к соединению с православной церковью отпавших сектантов и старообрядцев; а другой - желая достичь церковного мира и наиболее безболезненного объединения всех не путем упорной работы на идеологическом фронте, а путем соглашательства с епископом Иннокентием. Результатом неправильно взятой линии было то, что оба владыки получили новые назначения, а в Бийск временно прибыл архиепископ Владивостокский Василий Смелов. Требовалась большая продуманность, зоркость и предусмотрительность со стороны правящего епископа и АлтГубЦУ, чтобы следить за всем этим. И надо отдать им справедливость: многочисленные архивные документы с несомненностью устанавливают тот факт, что на всевозможные директивные указания и конкретные предложения они не скупились. В добрых намерениях, значит, недостатка не было, а если дело тем не менее не продвигалось вперед, то причина заключалась совершенно в ином.

И эту причину Пленум Собора 23 года учел, освободив арх .Гавриила от управления Алт. епархией и дав ему новое назначение. В Барнаул уже прибыл архиепископ Николай Чижов - человек с высшим богословским образованием, с большим служебным стажем по церковной линии, вообще из вдовых протоиереев, но глубокий старец. Своих способностей административного такта ему так и не удалось вполне проявить, так как естественные немощи делали для него управление обширной епархией, да еще в переходное время, тяжелым и непосильным бременем. Спустя каких-нибудь три месяца (в сентябре 23 года) после приезда, он уже вынужден был просить об увольнении на покой, решительно отклонив предполагавшееся перемещение его в захолустный Камень. Место архиепископа занял с 1 сентября сравнительно молодой, деятельный, известный по своей прежней работе в качестве члена Томской Духовной Консистории, архиепископ Александр Введенский". [...]

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Барнаульская обновленческая епархия
19.11.2017 16:00:47 в ответ на "Re: Барнаульская обновленческая епархия" (Губин Андрей Владимирович)

> >> И Синицын, ... носил титул "Барнаульский и Алтайский". Центром Алтайской обновленческой епархии обычно называют Барнаул, а есть ли указание на Горно-Алтайск - как центр обновленческой кафедры?
> И сроки с Алтайской как продолжение: у Макария Торопова Алтайская - (21 июля 1923 - 8 февраля 1924), а Ойро(а)тская - (8 февраля 1924-28 октября1924)

о Торопове см. подробнее у Вяткина: http://drevo-info.ru/forum/12471.html

> , а Геронтия Шевлягина и Иннокентия Кулакова совсем нет в Алтайской, зато куча других "архиереев".

Опять смотрим архивы (Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998, ссылка в предыдущ. постах):

[с. 65-66]:"Административный отдел Алтгубисполкома .. В декабре месяце 1924 г. возвратился из Коломенской епархии бывш. Архиепископ Бийский Серапион Сперанцев, который, по его словам приехал проститься с народом. Пользуясь тем, что архиепископ Бийский Григорий Шевлягин выехал в гор. Н-Николаевск и при поддержке церковных старост Троицкой и Казанской церквей - гр-н Ширнина и Апасова, Сперанцев через церковные советы вышеуказанных церквей стал будировать рел. массы с целью достижения выбора его епископом Бийским помимо СОЦСа, т.к. Сперанцев никаких документов от последнего о назначении не имеет.

14 декабря 1924 г. благодаря изменения разрешенной повестки дня на объединенном собрании церковных советов, он был выбран епископом Бийским. Ввиду незаконности проведенного собрания 14 декабря 1924 года, так как повестка разрешенного собрания была злоумышленно изменена, а также проведения второго собрания 28 декабря без всякого на то разрешения управления милиции,мотивируя тем, что это является собранием совета, между тем на этом собрании ставились вопросы, как, например: избрание настоятеля Троицкого собора, пополнение штата священнослужителей и избрание членов ревизионной комиссии, т.е. вопросы, подлежащие разрешению исключительно на общем собрании, управлением Бийумилиции 30 декабря 1924 г. был вызван бывший архиепископ Серапион Сперанцев, которому было предложено, как не имеющему соответствующих документов от СОЦСа, в дела религиозных общин не вмешиваться.

2 января 1925 года прибыл и зарегистрирован в управлении милиции вновь назначенный архиепископ Александр Авдентов, который и вступил в управление Бийской епархией."

В итоге: к 1925 году на Алтае оставалось всего три обновленческие почти самостоятельные епархии: "Алтайская" (с центром в Барнауле) и "Бийская и Ойротская" (с центром в Бийске), и еще "Каменская и Славгородская" - все они подчинялись Сибмитрополии. В нач. 1923 года Торопов был помощником Ландышева в качестве Змеиногорского викария, затем переехал в Бийск и вскоре стал архиепископом "Бийским и Ойротским" [как пишет Вяткин, в 1923 Алтайская епархия включала три викариатсвта: Бийское, Ойротское и Змеиногорское, и, как я понимаю, из этих трех викариатств в том же году слепили Ойротскую и Каменскую полунезависимые кафедры].

Что касается Гавриила Воеводина, то это совсем другая история (см. http://drevo-info.ru/forum/12474.html).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: об Алтайской обновленческой епархии
30.11.2017 22:53:20 в ответ на "Барнаульская обновленческая епархия" (Олексій Тре)

> P.S.: Не знаю, как точно в разное время наз. обновленческая епархия с центром в Барнауле, но это была одна и та же епархия, которая сначала, должна была подчиняться Томску, а затем Новосибирску.

См. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.) / Управление архивного дела администрации Алтайского края. - Барнаул, 1999, http://new.hist.asu.ru/book/1999/eret.shtml (выцарапано отсюда: http://books.google.com/books?id=FL4vAAAAMAAJ)

[С. 7-9]:

В столице губернии в 1918-1922 годах действовал Объединенный Барнаульский приходской совет, издававший даже свою газету «К свету ». Несмотря на подзаголовок « Беспартийное, идейное издание», и газета, и совет крепко увязли в политике, связали себя с белым движением, резко выступили против Советов, и потому с возвращением советской власти газета прекратила существование, а руководители Объединенного приходского совета и, в частности, благочинный церквей Барнаула И. П. Долинин, священник Л. И. Казанцев в декабре 1922 были отданы публичному суду. Застрельщик этих дел о. И. Шарин избежал суда тем, что умер.

В первой половине декабря 1922 года состоялся съезд духовенства Барнаула, на котором четко обозначился раскол и в местном клире. Открыл его сторонник патриарха Тихона священник Меркулов М.И. Уже после его вступительной речи, как пишет газета, поднялся «шум и гам», в результате которого часть степенных участников съезда, в основном противников обновления, покинула зал, остались представители «Живой церкви», ни до чего определенного не договорились.

Впрочем, документы съезда пока не обнаружены и, возможно, иронизировали ее сообщение газеты «Красный Алтай» (14 декабря 1922 г.) дает искаженное представление о съезде.

Более результативным был съезд духовенства и мирян Барнаульского уезда 29 декабря 1922 года, явно обновленческой ориентации. На нем решено образовать самостоятельную епархию в Алтайской губернии с резиденцией в г. Барнауле, присоединиться к обновленческой Сибирской митрополии, созданной в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Вскоре Сибцерковь (митрополия) утвердила руководящий орган новой епархии под названием Алтайское губернское церковное управление. Началась работа по распространению его влияния на приходы в сельской местности.

Руководителем епархии был назначен авторитетный сибирский церковный деятель архиепископ Гавриил (Ландышев). 13 апреля 1923 года Знаменская церковь Барнаула была объявлена кафедральным собором. С конца 1923 до 1933 года кафедральным был Петропавловский собор. В этом году к епархии присоединилось более сотни приходов губернии. Гавриила сменил на кафедре престарелый архиепископ Николай (Чижов), прослуживший в этой должности всего около 3 месяцев. В конце года епархию возглавил бывший член Томской Консистории архиепископ Александр (Введенский), руководивший епархией до 1931 года. Как видно из публикуемых в сборнике документов, он был весьма энергичен, в первый же год посетил все епархии, пользовался поддержкой органов советской власти. В 1931 году он перешел под управление митрополита Сергия, будущего патриарха.

В бийской зоне распространение обновленчества натолкнулось на крепкие традиции, заложенные Алтайской духовной миссией. Здесь до конца 1922 года сторонники патриарха Тихона группировались вокруг епископа Бийского, викария Томской епархии с дореволюционных времен, бывшего Начальника миссии Иннокентия (Соколова). В конце 1922 года обновленческая Сибцерковь принимает постановление уволить его «по преклонному возрасту» и назначает на его место епископа Иоанна Завадовского. Иннокентий действительно приближался к 75-летнему возрасту, но кафедру и староцерковнические позиции сдать отказался. Обновленцы обратились к местным властям, и Иннокентия арестовали и увезли и увезли в Москву, там он был отпущен на свободу. Обновленцы создали самостоятельный Временный Бийский Епархиальный Церковный Совет. В сентябре 1925 года они смогли провести епархиальное собрание духовенства и мирян, где заявили о «церковном перевороте в связи с социальной русской революцией», о том, что «обновленческое движение твердо и неуклонно стоит на страже Святого Вселенского Православия, строго отстаивает идеалы Спасителя мира Христа и Его Апостолов» (док. 65). В 1928 году под их влиянием оказались практически все церкви Бийска и около 30 сельских приходов.

На замену Иннокентию Патриарх Тихон утвердил епископа Никиту (Прибыткова), который разместил свою кафедру в пригороде Бийска в Тихвинском монастыре (ЦХАФ АК. ФР. 531. Оп. 1. Д. 31. Л. 100) и своей твердостью в отстаивании традиционного православия завоевал авторитет не только в зоне прежнего влияния в округе города Бийска, но и в других местах Алтая. Под его руку перешли через голову барнаульцев многие приходы западной части края, и в конце двадцатых годов староцерковническая епархия стала именоваться Бийской и Рубцовской. Власти долго тормозили создание этой епархии, не утверждая Никиту «как реакционного деятеля». В письме административного отдела губисполкома в Бийский уездный исполком говорилось: «Никита Прибытков организовал при себе Епархиальное Управление, присвоил себе административные функции как священнослужитель не зарегистрирован... Епархиальное Управление является самочинной незаконной... Епархиальное Управление является самочинной незаконной организацией» (док. 72). Никита продолжает действовать. Еще в 1929 году он подписывает документы как епископ Рубцовский и викарий Бийский. Бийская епархия староцерковников сохраняется по крайней мере до 1932 года (док. 75), когда ее возглавил епископ Тарасий.

В 1923 году образована Каменская епархия, сразу примкнувшая к обновленчеству. Позднее она стала называться Каменской и Славгородской. К 1929 году к ней присоединились около 40 приходов.

Барнаульский епархиальный совет староцерковцев - таково его официальное название - тоже формировался долго. Только в начале 1925 года в Барнаул прибыл назначенный патриархом Тихоном епископ Никодим (Шатунов) (док. 42). Кафедральным собором староцерковников сначала была Одигитриевская церковь, позднее - Покровская. В конце двадцатых годов главой барнаульских староцерковников был архиепископ Владимир (Юденич), бывший сподвижник Начальника Алтайской духовной миссии Иннокентия. Барнаульская епархия староцерковников была в двадцатые годы одной из самых влиятельных на нынешней территории Алтайского края. На епархиальном съезде духовенства и мирян, состоявшемся 1-4 октября 1927года, присутствовали представители 88 приходов, а значилось их в списках епархии 116. (док. 57). В Барнауле к староцерковцам к этому времени отошли Богородицкая, Вознесенская, Знаменская, Покровская, Троицкая церкви.

Таким образом, к концу двадцатых годов на Алтае действовало пять епархий Русской православной церкви. Кроме того, с дореволюционных времен существовала старообрядческая Томская и Барнаульская епархия. К тому же обнаружились документы, свидетельствующие о работе в 1925 году Бийского епископата адвентистов седьмого дня (док. 382).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: о Бийской обновленческой епархии
30.11.2017 23:08:09 в ответ на "Re: об Алтайской обновленческой епархии" (Олексій Тре)

> См. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.) / Управление архивного дела администрации Алтайского края. - Барнаул, 1999, http://new.hist.asu.ru/book/1999/eret.shtml (выцарапано отсюда: http://books.google.com/books?id=FL4vAAAAMAAJ).

[С. 65]:

64. Административный отдел Алтгубисполкома (продолжение, начало см. от 19.11.2017 16:00:47: http://drevo-info.ru/forum/12473.html)

2 января 1925 года прибыл и зарегистрирован в управлении милиции вновь назначенный архиепископ Александр Авдентов, который и вступил в управление Бийской епархией.

Врид.начальника Бийумилиции Феденев / Начальник адмотделения Виноградов / Январь1925 г.

[С. 65]:

65. Протокол Бийского епархиального собрания духовенства и мирян, состоявшегося 21-22 сентября 1925 года под председательством председателя Бийцеса епископа Василия (Лысенко) при товарище председателя прот. В. Злобине и секретаре Б. Осипове

[...]

Слушали:

1) Доклад председателя Бийцеса епископа Василия и прот. В. Злобина по текущему моменту церковной жизни.
2) Доклады с мест.

Доклад протоиерея В. Злобина, ввиду его ценности, желательно сделать достоянием широких масс путем отпечатания в повременной церковной печати.

3) Перевыборы членов епархиального совета.

В состав епархиального церковного совета единогласно избраны от клира прот. В. Злобин, прот. П. Поломошнов и кандидатом к ним прот. П. Орловский, от мирян - Ширнин Ф.А., Большаков С.Г., кандидатом к ним Н.В. Томилин.

4) Выборы делегатов на Всероссийский поместный собор.

Делегатом на Всероссийский поместный собор единогласно избраны – от клира протоиерей В. Злобин, и кандидатом по нему протоиерей П. Поломошнов, от мирян – Ширнин Ф.А.

[С. 66-67]:

66. Доклад Бийского епархиального церковного управления О.М.Ц.У. Бийское епархиальное церковное управление 1929 г. июля 19-го дня. В Священный Синод Православных Российских церквей в СССР.

В истекшем полугодии Бийская епархия осталась в тех же границах и почти с тем же числом приходов, что и в прошлом году, 1928-м. За полугодие к нам присоединился один тихоновский приход: село Никольское (Баранча) Куяганского РИКа, - мы не потеряли из своих ни одного.

Состав епархиального управления остается тот же, что был и в конце 1928-го года. Во главе епархии и епархиального управления стоит Преосвященный Епископ Иоанн Житов. Членами епархиального управления состоят: протоиерей Илия Алексеевич Альтов, - он же секретарь епархиального управления, - священник Иоанн Павлович Рязанов и мирянин Стефан Тимофеевич Толченов.

68. Из отчета Бийского епархиального церковного управления.

В состав Бийской епархии входит 33 прихода, из них 5 в г. Бийске и 28 в округе и Ойротской области. Они разбросаны по обширной территории, окружены приходами тихоновского упования.

Руководящим органом власти церковной в епархии является Бийское епархиальное управление. Его возглавляет с 11 декабря прошлого 1928 года преосвященник Иоанн (Житов), епископ Бийский. В состав епархиального управления входят: протоиерей Илия Алексеевич Альтов (он же секретарь управления), протоиерей Иоанн Павлович Рязанов и миряне Степан Тимофеевич Толченов и Хрисанф Прокопьевич Найденов.

В отчетном периоде к епархии присоединилось два тихоновских прихода: сел Вятка и Верх-Талица, но зато и ушло в тихоновщину два обновленческих прихода: села Локоть и Макарьевское.

[1929 г.]

Неточности у Губонина

Бийская епархия (см. список)

  • Иоанн (Завадовский) (23.10/05.11. 1922 г. - 27.04/10.05. 1923 г.)
  • Макарий (Торопов) (12. 1922 г. - 08/21.07. 1923 г.)
  • Василий (Смелов) (06.01. 1923 г. - 07/20.05. 1923 г.)
  • Иоанн (Завадовский) (22.06/05.07. 1923 г. 20 век - 01/14.11. 1923 г.) паки
  • Александр (Авдентов) (15/28.11. 1923 г. 20 век - 1923 г.)
  • Серапион (Сперанцев) (20.07/02.08. 1923 г. - 07. 1924 г.)
  • Геронтий (Шевлягин) (1924 г. - 11/24.01. 1925 г.) в/у
  • Василий (Лысенко) (10/23.06. 1925 г. - 1926 г.)
  • Владимир (Злобин) (1926 г. - 1928 г.)
  • ---
  • Владимир (Злобин) (1930 г. - 1933 г.) паки
  • Максим (Светич) (07. 1935 г. - 12/25.11. 1935 г.)

Источники:

Замечания:

1) Макарий Торопов до назначения на Ойротскую кафедру формально был еп. Змеевским, викарием Алтайской епархии у Ландышева. По Вяткину: "Обстоятельства настойчиво потребовали его продолжительной командировки в Бийск с целью принятия канцелярии епископа Иннокентия Соколова ..." Похоже, самостоятельная Ойротская кафедра существовала недолго, время от времени пустовала, и в 1925 году была окончательно поглощена Бийской епархией.

2) Об Александре Авдентове: "С 28 ноября 1924 года архиепископ Бийский, председатель Бийского Епархиального Совета и временно управляющий Ойратской епархией. Кафедра располагалась в Троицком соборе г. Бийска. С 23 июня 1925 года «архиепископ» Красноярский и Ени­сейский, ..".

Источник: Образовательный портал Два Града со ссылкой на книгу Лавринов Валерий, прот., Обновленческий раскол в портретах его деятелей. - М.: Общество любителей церковной истории, 2016. - 734 с. - (Материалы по истории Церкви)

Авдентов только "2 января 1925 года прибыл [в г. Бийск] и зарегистрирован в управлении милиции" как Бийский епископ;

Теперь, в указ. списке Авдентов "переносится и становится" между Шевлягиным и Лысенко.

3) Василий Лысенко в нач. 1927 упомянут в Щегловске, с 28 июля 1927 года - еп. Кузнецкий (см. Адаменко, "Кузнецкая (Щегловская епархия) обновленческой ориентации Русской православной церкви в Кузбассе в 1927 г.", http://arhiv42.ru/pictures/20170918091906Adamenko.pdf).

О Завадовском пишут, что он тоже, но в 1923 был то в Бийске, то в Щегловске [http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-716.html], то опять в Бийске. Может это и не совпадение. Тем более, что Василий (Смелов) "был командирован СибОЦУ в города Бийск и Кузнецк".

Подробнее о Лысенко отсылают к прот. Максиму Мальцеву , кто найдет, см. его "Марионетки и кукловоды обновленчества" // Газета "Кузбасс" Приложение "Золотые Купола". 2007, декабрь (этот журнал оцифрован нач. с 2010).

4) О Владимире Злобине: "В 1926 году, будучи в браке, «хиротонисан» во «епископа» Барабинского, викария Новосибирской епархии".

Источник: Образовательный портал Два Града со ссылкой на книгу Лавринов Валерий, прот., Обновленческий раскол в портретах его деятелей. - М.: Общество любителей церковной истории, 2016. - 734 с. - (Материалы по истории Церкви)

Злобин в 1926 - 1927 был "епископом" не Бийским, а Барабинским, а c 6 октября 1928 по 1930 - еп. Иркутским. См. у Пидгайко [http://www.pravenc.ru/text/1319895.html] и Клюева и К,П,С [http://www.pravenc.ru/text/674055.html].

Конечно, Злобина можно "втиснуть" на обновленч. Бийскую кафедру в более узком промежутке, допустим, с нач./сер./кон. 1927 по сентябрь-октябрь 1928. В любом случае, информация о том, что Владимир Злобин "в 1926 году хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии" (см., http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-672.html) - это всего лишь "созвучная" ошибка.

5) В списке нет Иоанна Житова (с 11 декабря 1928 - упом. 19 июля 1929).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: об Алтайской обновленческой епархии (рекурсия)
02.12.2017 01:57:00 в ответ на "Re: об Алтайской обновленческой епархии" (Олексій Тре)

> Таким образом, к концу двадцатых годов на Алтае действовало пять епархий Русской православной церкви. Кроме того, с дореволюционных времен существовала старообрядческая Томская и Барнаульская епархия. К тому же обнаружились документы, свидетельствующие о работе в 1925 году Бийского епископата адвентистов седьмого дня (док. 382).

В 2001 году канд. ист. наук. из Кемеровского гос.университета пишет доклад (по факту - это выжимка из Документов по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае 1917-1998 гг, Барнаул, 1999 год). Правда, не понятно, на каком основании он в 2001 назвал Алтайскую обн. епархию Барнаульской. Но, это не важно, в 2015 он, уже в звании докт. ист. наук., исправился, и говорит, что это была "Алтайская епархия обновленцев (с резиденцией в г. Барнауле)", см. http://drevo-info.ru/forum/12464.html (сделаем рекурсию).

Теперь сам доклад - см. Овчинников В.А. Русская Православная Церковь в условиях становления тоталитарного режима в СССР (на материалах Алтайского края) // Тоталитарный менталитет - проблемы изучения, пути преодоления: материалы международной научной конференции (Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.); ред. Бонвеч, Б.; Галактионов, Ю.В. и др.; Изд-во: Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 г.; Кузбассвузиздать, 2003 С. 344-352 (выцарапано отсюда: http://books.google.com.ua/books?id=SWoHAQAAMAAJ)

[С. 348-351]:

На Алтае обновленческий раскол организационно оформился по срокам одновременно с европейской частью. Быстрое распространение обновленчества в РСФСР пришлось на 1922—1923 гг. К концу 1922 г. государство. передало. обновленцам. около. 2/3 всех. действующих в стране храмов (прим. 20000). Арест патриарха и дезинформация — письмо об отречении, опубликованное в «Известиях» 12 мая 1922 г., усугубили раскол. Кризис обновленчества совпал с освобождением патриарха Тихона. Несмотря на поддержку ГПУ, к 1924 г. число обновленческих храмов сократилось до 10000, начался мощный отток священников из обновленческих приходов в Тихоновскую церковь. К 1927 г. обновленческие приходы составляли всего 1/4 от общего числа приходов православной церкви (9. С. 18). К 1929 г. окончательно признало неэффективность данной формы, отметив, что внутрицерковная борьба, подрывающая Церковь изнутри, пошла на спад. Государство перешло к внешне противоположной линии — объединению Церкви и переходу к полному контролю над ней (1. С. 74—75).

На юге и востоке страны, в т.ч. на Алтае, обновленчество отличалось более высокими качественными и количественными характеристиками. В декабре 1922 г. съезд мирян и духовенства обновленческой ориентации прошел в Барнауле. Было решено образовать самостоятельную епархию в Алтайской губернии с присоединением к обновленческой Сибирской митрополии — Сибцеркви (г. Новониколаевск). В 1923 г., после съезда духовенства и мирян Каменского уезда, была образована Каменская епархия, примкнувшая к обновленчеству. В Бийском уезде, где духовенство сохранило крепкие Алтайской духовной миссии и осталось верным патриарху Тихону, обновленчество встретило серьезный отпор. Его лидеры, попытавшись по старости лет уволить «тихоновца» епископа Бийского Иннокентия (Соколова), смогли с помощью власти после ареста последнего и отправки в Москву переломить ситуацию. В 1925 г., после собрания, была образована Бийская обновленческая епархия. Надо подчеркнуть, что обновленческая церковь пользовалась всесторонней поддержкой властей. Одним из путей были аресты и запрещение деятельности староцерковных епископов. Например, в 1924 г. епископ Бийский Никита (Прибытков) был привлечен к ответственности, подвергнут административному преследованию, т. к. не имел прав священнослужителя в связи с отсутствием регистрации и епархиальное управление при нем являлось незаконной организацией, нарушающей декрет об отделении (6. С. 74). В 1930-е гг. по просьбе обновленцев был подвергнутаресту и высылке по суду из Бийска епископ Герман (Кокель). Во время пропагандистских поездок обновленческим епископам и священникам Алтайским губисполкомом выдавались специальные удостоверения с указанием не чинить препятствий.

Быстрое распространение обновленчества на Алтае объясняется не только поддержкой новой власти, но и рядом объективных причин. Духовенство обновленческого толка первым стало восстанавливать организационную структуру и проводить активную работу, давая опору и надежду. В 1924 г. с восстановлением староцерковных епархий в Барнауле и Бийске, активизацией в Барнауле и Бийске, активизацией работы в связи с прибытием епископов Никодима и Никиты сразу усилился отход из обновленчества. Большую роль сыграло отсутствие информации и распространение дезинформации при разрушенной вертикали управления. В протоколе допроса епископа Барнаульского Владимира (Юденича) описывается ситуация 1927 г. после прибытия его в епархию.

Часть духовенства была уверена, что Временный Высший Церковный Совет (григорьевцев) возглавляется митрополитом Петром. После сообщения о его неканоничности и получения от епископа Бориса Можайского известия о переходе в обновление митрополита Сергия было принято решение об объявлении автокефалии. Для ознакомления с опытом объявленной ранее архиепископом Дмитрием (Беликовым) Томской автокефалии в Томск была отправлена делегация. Но вскоре обнаружилось, что Томская епархия обвинена в неканоничном общении с патриаршей церковью, а митрополит Сергий не переходил в обновленчество и состоит заместителем патриаршего местоблюстителя. В результате епископ Владимир остался в подчинении митрополита Сергия. Данный пример ярко показывает всю неразбериху в делах епархии, поток ложной информации и упорство, с которым церковные иерархи пытались сохранить единство РПЦ и выбрать верный путь (6. с. 173).

Козырем в руках обновленцев стал раскол в среде староцерковников. Григорьевцы организационно оформились и занимали прочные позиции в Барнауле и степном Алтае. Таким образом, на территории Алтая к концу 1920-х гг., помимо старообрядческих, существовали шесть православных епархий: Барнаульская, Бийская, Каменская обновленческие; Барнаульская, Бийская сергиевские и Барнаульская григорьевская. По данным обновленческой Барнаульской епархии, в 1923 г. на ее территории существовало 100—120 обновленческих приходов, 120 сергиевских и григорьевских; в 1929 г. обновленческих — 54, сергиевских — 115, григорьевских — 97, неопределенной ориентации — 10 (6. С. 19, 42—43). В составе Бийской епархии в 1929 г. состояло 33 обновленческих и около 30 староцерковных прихода, к 1932 г. число первых упало до 24, сергиевских стало более 30 (6. . С. 68, 71). В Каменской епархии число обновленческих приходов с 1929 г. по 1931 г. снизилось с 41 до 19 (6. С. 82—84). В отличие от других регионов, на Алтае обновленческое движение пошло на спад только в начале 1930-х гг.

В этот период начался массовый переход священников из обновленческих приходов в сергиевские. В 1931 г. обновленческий епископ Александр (Введенский) перешел под каноническо управление митрополита Сергия.

Выстоять в борьбе с расколом РПЦ помогла непримиримая позиция по отношению ко всяким отклонениям от канонов. Обновленчество классифицировалось как еретичество и обвинялось в связи с коммунистическим режимом. Григорьевцы также не советовали обращаться к обновленцам и молиться в их храмах. В основе несовместимости рассматриваемых направлений лежала не только неканоничность обновленчества, но и его позиция по отношению к новому режиму.

В идеологическом и административном наступлении на РПЦ в 1921—1928 гг. большое внимание уделялось антирелигиозной пропаганде, значительную роль в организации которой сыграл «Союз воинствующих безбожников», разбросившей свою сеть по сельским районам Алтая. Члены союза занимались не только пропагандой, но и сбором информации, поиском более эффективных методов борьбы с религией.

В 1920-е гг. продолжался процесс подрыва экономической основы Церкви и священнослужителей. В отчетах всех направлений указывается на Плачевное состояние приходов, многие пастыри были вынуждены уходить на заработки, бросая паству. В фондах ЦХАФАК содержатся письма священников с просьбой об увольнении ввиду непосильных налогов.

[...]

4. Монастыри. Русская Православная Церковь. Энциклопедический справочник. м., 2000.
5. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917—1921). м., 1975.
6. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917—1998 гг.). Барнаул, 1999.
7. ЦХАФ АК. ФР. 690, оп. 1, д. 1, л. 155—156.
8. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917—1999). СПб., 2001.
9. Булавин М. В. Взаимоотношения государственной власти и православной церкви в России в 1917—1927 гг. гг. (на примере Урала): Автореф. ... дис. канд.ист. наук. Екатеринбург, 2000.

Ответить