Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АЛТАЙСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Барнаульская обновленческая епархия
19.11.2017 00:57:54 в ответ на "Re: Барнаульская обновленческая епархия" (Олексій Тре)

> См. Сергеев А.Д. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998 // Отечественные архивы, №6 (1999), с. 66: http://books.google.com/books?id=FL4vAAAAMAAJ

Некоторые выдержки из «Исторических записок об обновленческом движении в Алтайской епархии» обновленческого епископа Михаила (Вяткина) (источник выше):

[с. 13]:"Историческое начало Алтайская епархия ведет с 1922 года, то есть с момента организации Сибирского Церковного Управления и массового обновленческого движения в общесибирском масштабе [..] Организаторы взялись за дело горячо и серьезно. Не откладывая его в долгий ящик, поспешили легализироваться и 3.IХ. за No 8031 получили из Отдела управления губисполкома удостоверение о том, что группа зарегистрирована и производство собраний ей разрешено."

[c. 14]: "Район деятельности и ведения АлтГубЦУ почти уже совпадал с границами бывших уездов Барнаульского, Змеиногорского, Бийского. В городе ему принадлежали храмы Знаменский, Покровский, Троицкий, Иоанно-Предтеченский; в епархии благочиния округов 15, 18, 20, 25, 27, 28-32, 35, 36, 38, 45-47, 49, 56, 62, 63. По крайней мере такую картину рисуют нам архивные документы: всякого рода сведения, сводки, отчеты, назначения, перемещения и награждения."

[c. 15]: "Когда стало известно, что из быв. Томской епархии выделяются самостоятельные - Ново-Николаевская и Алтайская, Барнаульская организация почувствовала себя вправе выдвинуть своего кандидата во епископа и выбор ее прежде всего остановился на зашт. прот. Петре Поликарп.Орлове. Его знали как умного, дельного, глубоко верующего человека. Но отец прот. Орлов отклонил от себя эту честь. Собранный в ноябре месяце 22 года епархиальный съезд постановив ходатайствовать об оставлении в Барнауле присутствовавшего на нем Бийского викария епископа Иоанна Завадовского. Человек мягкого характера, одинокий, принявший благодать хиротонии от епископов старого рукоположения, Ново-Николаевского Софрония и Томского Викария Гавриила, хорошо всем известный, он сразу привлек к себе симпатии членов съезда. Но вышло немного не так".

[c. 15-16]: "Если до приезда арх. Гавриила все городское духовенство за исключением немногих преклонных старцев - прот. А. Завадовского, И. Горетовского, Г. Поникаровского, П. Перикопновского , свящ. Н. Димитровского, Ф. Топоркова и протодьякона А. Омского - состояло в организации, разделяя ее планы и намерения, то теперь один за другим стали выходить из нее и порывать всякую связь с движением. Из общин прочной оставалась лишь Знаменская община, храм которой 13 апреля 23 года объявили даже кафедральным, тем более, что старый Петропавловский собор долгое время оставался центром противоборствующей оппозиции, а ведь люди-то между ними были и очень неплохие.

При таких было забот, немало требовалось со стороны Управления такта, опыта, предусмотрительности, чтобы разрозненное собрать воедино, взбаламученное успокоить, все заново организовать, дисциплинировать и ввести в определенное русло. Чувствуя задачу слишком трудной и одному непосильной, арх. Гавриил исходатайствовал у Сиб. цер. Управления назначить себе в помощь арх. Макария Торопова, который в качестве Змеиногорского викария должен был проживать в Барнауле и помогать архиепископу в делах управления обширной и неупорядоченной епархией, объединявшей три викариатства: Бийское, Ойротское и Змеиногорское. Последнее, впрочем, просуществовало недолго. С назначением Змеиногорского викария на самостоятельную Ойротскую кафедру приходы Змеиногорского уезда вошли в непосредственную зависимость от АлтГубЦУ, и, таким образом, викариатство осталось одно - Бийское, а потом в 1923 г. и оно превратилось в самостоятельную единицу. В Барнауле арх. Макарий жил очень мало. Обстоятельства настойчиво потребовали его продолжительной командировки в Бийск с целью принятия канцелярии епископа Иннокентия Соколова, уволенного Сиб. цер. упр. по преклонности лет на покой, нужно было энергичными и своевременными мероприятиями водворить в викариатстве порядок и обеспечить его дальнейшее нормальное существование. В Бийске, следовательно, оказалось две епархии. Однако епископ Иоанн Завадовский и командированный архиепископ Макарий Торопов сами себе усложнили дело, расширив свои задачи: один - тем, что думал и стремился к соединению с православной церковью отпавших сектантов и старообрядцев; а другой - желая достичь церковного мира и наиболее безболезненного объединения всех не путем упорной работы на идеологическом фронте, а путем соглашательства с епископом Иннокентием. Результатом неправильно взятой линии было то, что оба владыки получили новые назначения, а в Бийск временно прибыл архиепископ Владивостокский Василий Смелов. Требовалась большая продуманность, зоркость и предусмотрительность со стороны правящего епископа и АлтГубЦУ, чтобы следить за всем этим. И надо отдать им справедливость: многочисленные архивные документы с несомненностью устанавливают тот факт, что на всевозможные директивные указания и конкретные предложения они не скупились. В добрых намерениях, значит, недостатка не было, а если дело тем не менее не продвигалось вперед, то причина заключалась совершенно в ином.

И эту причину Пленум Собора 23 года учел, освободив арх .Гавриила от управления Алт. епархией и дав ему новое назначение. В Барнаул уже прибыл архиепископ Николай Чижов - человек с высшим богословским образованием, с большим служебным стажем по церковной линии, вообще из вдовых протоиереев, но глубокий старец. Своих способностей административного такта ему так и не удалось вполне проявить, так как естественные немощи делали для него управление обширной епархией, да еще в переходное время, тяжелым и непосильным бременем. Спустя каких-нибудь три месяца (в сентябре 23 года) после приезда, он уже вынужден был просить об увольнении на покой, решительно отклонив предполагавшееся перемещение его в захолустный Камень. Место архиепископа занял с 1 сентября сравнительно молодой, деятельный, известный по своей прежней работе в качестве члена Томской Духовной Консистории, архиепископ Александр Введенский". [...]

Ответить