Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АЛТАЙСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: об Алтайской обновленческой епархии
30.11.2017 22:53:20 в ответ на "Барнаульская обновленческая епархия" (Олексій Тре)

> P.S.: Не знаю, как точно в разное время наз. обновленческая епархия с центром в Барнауле, но это была одна и та же епархия, которая сначала, должна была подчиняться Томску, а затем Новосибирску.

См. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.) / Управление архивного дела администрации Алтайского края. - Барнаул, 1999, http://new.hist.asu.ru/book/1999/eret.shtml (выцарапано отсюда: http://books.google.com/books?id=FL4vAAAAMAAJ)

[С. 7-9]:

В столице губернии в 1918-1922 годах действовал Объединенный Барнаульский приходской совет, издававший даже свою газету «К свету ». Несмотря на подзаголовок « Беспартийное, идейное издание», и газета, и совет крепко увязли в политике, связали себя с белым движением, резко выступили против Советов, и потому с возвращением советской власти газета прекратила существование, а руководители Объединенного приходского совета и, в частности, благочинный церквей Барнаула И. П. Долинин, священник Л. И. Казанцев в декабре 1922 были отданы публичному суду. Застрельщик этих дел о. И. Шарин избежал суда тем, что умер.

В первой половине декабря 1922 года состоялся съезд духовенства Барнаула, на котором четко обозначился раскол и в местном клире. Открыл его сторонник патриарха Тихона священник Меркулов М.И. Уже после его вступительной речи, как пишет газета, поднялся «шум и гам», в результате которого часть степенных участников съезда, в основном противников обновления, покинула зал, остались представители «Живой церкви», ни до чего определенного не договорились.

Впрочем, документы съезда пока не обнаружены и, возможно, иронизировали ее сообщение газеты «Красный Алтай» (14 декабря 1922 г.) дает искаженное представление о съезде.

Более результативным был съезд духовенства и мирян Барнаульского уезда 29 декабря 1922 года, явно обновленческой ориентации. На нем решено образовать самостоятельную епархию в Алтайской губернии с резиденцией в г. Барнауле, присоединиться к обновленческой Сибирской митрополии, созданной в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Вскоре Сибцерковь (митрополия) утвердила руководящий орган новой епархии под названием Алтайское губернское церковное управление. Началась работа по распространению его влияния на приходы в сельской местности.

Руководителем епархии был назначен авторитетный сибирский церковный деятель архиепископ Гавриил (Ландышев). 13 апреля 1923 года Знаменская церковь Барнаула была объявлена кафедральным собором. С конца 1923 до 1933 года кафедральным был Петропавловский собор. В этом году к епархии присоединилось более сотни приходов губернии. Гавриила сменил на кафедре престарелый архиепископ Николай (Чижов), прослуживший в этой должности всего около 3 месяцев. В конце года епархию возглавил бывший член Томской Консистории архиепископ Александр (Введенский), руководивший епархией до 1931 года. Как видно из публикуемых в сборнике документов, он был весьма энергичен, в первый же год посетил все епархии, пользовался поддержкой органов советской власти. В 1931 году он перешел под управление митрополита Сергия, будущего патриарха.

В бийской зоне распространение обновленчества натолкнулось на крепкие традиции, заложенные Алтайской духовной миссией. Здесь до конца 1922 года сторонники патриарха Тихона группировались вокруг епископа Бийского, викария Томской епархии с дореволюционных времен, бывшего Начальника миссии Иннокентия (Соколова). В конце 1922 года обновленческая Сибцерковь принимает постановление уволить его «по преклонному возрасту» и назначает на его место епископа Иоанна Завадовского. Иннокентий действительно приближался к 75-летнему возрасту, но кафедру и староцерковнические позиции сдать отказался. Обновленцы обратились к местным властям, и Иннокентия арестовали и увезли и увезли в Москву, там он был отпущен на свободу. Обновленцы создали самостоятельный Временный Бийский Епархиальный Церковный Совет. В сентябре 1925 года они смогли провести епархиальное собрание духовенства и мирян, где заявили о «церковном перевороте в связи с социальной русской революцией», о том, что «обновленческое движение твердо и неуклонно стоит на страже Святого Вселенского Православия, строго отстаивает идеалы Спасителя мира Христа и Его Апостолов» (док. 65). В 1928 году под их влиянием оказались практически все церкви Бийска и около 30 сельских приходов.

На замену Иннокентию Патриарх Тихон утвердил епископа Никиту (Прибыткова), который разместил свою кафедру в пригороде Бийска в Тихвинском монастыре (ЦХАФ АК. ФР. 531. Оп. 1. Д. 31. Л. 100) и своей твердостью в отстаивании традиционного православия завоевал авторитет не только в зоне прежнего влияния в округе города Бийска, но и в других местах Алтая. Под его руку перешли через голову барнаульцев многие приходы западной части края, и в конце двадцатых годов староцерковническая епархия стала именоваться Бийской и Рубцовской. Власти долго тормозили создание этой епархии, не утверждая Никиту «как реакционного деятеля». В письме административного отдела губисполкома в Бийский уездный исполком говорилось: «Никита Прибытков организовал при себе Епархиальное Управление, присвоил себе административные функции как священнослужитель не зарегистрирован... Епархиальное Управление является самочинной незаконной... Епархиальное Управление является самочинной незаконной организацией» (док. 72). Никита продолжает действовать. Еще в 1929 году он подписывает документы как епископ Рубцовский и викарий Бийский. Бийская епархия староцерковников сохраняется по крайней мере до 1932 года (док. 75), когда ее возглавил епископ Тарасий.

В 1923 году образована Каменская епархия, сразу примкнувшая к обновленчеству. Позднее она стала называться Каменской и Славгородской. К 1929 году к ней присоединились около 40 приходов.

Барнаульский епархиальный совет староцерковцев - таково его официальное название - тоже формировался долго. Только в начале 1925 года в Барнаул прибыл назначенный патриархом Тихоном епископ Никодим (Шатунов) (док. 42). Кафедральным собором староцерковников сначала была Одигитриевская церковь, позднее - Покровская. В конце двадцатых годов главой барнаульских староцерковников был архиепископ Владимир (Юденич), бывший сподвижник Начальника Алтайской духовной миссии Иннокентия. Барнаульская епархия староцерковников была в двадцатые годы одной из самых влиятельных на нынешней территории Алтайского края. На епархиальном съезде духовенства и мирян, состоявшемся 1-4 октября 1927года, присутствовали представители 88 приходов, а значилось их в списках епархии 116. (док. 57). В Барнауле к староцерковцам к этому времени отошли Богородицкая, Вознесенская, Знаменская, Покровская, Троицкая церкви.

Таким образом, к концу двадцатых годов на Алтае действовало пять епархий Русской православной церкви. Кроме того, с дореволюционных времен существовала старообрядческая Томская и Барнаульская епархия. К тому же обнаружились документы, свидетельствующие о работе в 1925 году Бийского епископата адвентистов седьмого дня (док. 382).

Ответить