Обсуждение статьи "НЕДЕЛЯ"

Кольцов Андрей Борисович
пользователь
православный

Сообщений: 16
Дата регистрации: 04.03.2016
День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 10:58:15

Предлагаю для единообразия текст «Празднуется в третье воскресенье по Пятидесятнице» изменить на «Празднуется в третью неделю по Пятидесятнице.». Причины: 1. Употребление «неделя» в значении «воскресенье» употребимо во всех православных текстах, в т. ч. и на Древе. 2. Перевод на нынешний русский (воскресенье) для более ясного понимания новоначальными, возможно, имеет право на существование, но, будучи сделанным в одной этой статье, приведёт к большей путанице. Нужно переименовывать все статьи на Древе, употребляющие «неделя» в смысле «воскресенье», что вряд ли возможно из-за большого таковых количества.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3694
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 11:12:23 в ответ на "День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Кольцов Андрей Борисович)

> Предлагаю для единообразия текст «Празднуется в третье воскресенье по Пятидесятнице» изменить на «Празднуется в третью неделю по Пятидесятнице.». Причины:
> 1. Употребление «неделя» в значении «воскресенье» употребимо во всех православных текстах, в т. ч. и на Древе.
> 2. Перевод на нынешний русский (воскресенье) для более ясного понимания новоначальными, возможно, имеет право на существование, но, будучи сделанным в одной этой статье, приведёт к большей путанице. Нужно переименовывать все статьи на Древе, употребляющие «неделя» в смысле «воскресенье», что вряд ли возможно из-за большого таковых количества.

"Древо" ориентировано на широкий круг читателей, не все знают о тождестве славянской "недели" русскому воскресенью. У нас есть два варианта: либо заменить неделю на воскресенье, либо, чтобы успокоить языковых "староверов", можно использовать вариант "в третью неделю (воскресенье)". Оба варианта правильные. Мне больше нравится первый, он короче и вообще не вызывает вопросов. Но можно и второй, где-то в Древе он уже использовался.

Ответить
Кольцов Андрей Борисович
пользователь
православный

Сообщений: 16
Дата регистрации: 04.03.2016
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 11:36:37 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Александр Иванов)

> > Предлагаю для единообразия текст «Празднуется в третье воскресенье по Пятидесятнице» изменить на «Празднуется в третью неделю по Пятидесятнице.». Причины:
> > 1. Употребление «неделя» в значении «воскресенье» употребимо во всех православных текстах, в т. ч. и на Древе.
> > 2. Перевод на нынешний русский (воскресенье) для более ясного понимания новоначальными, возможно, имеет право на существование, но, будучи сделанным в одной этой статье, приведёт к большей путанице. Нужно переименовывать все статьи на Древе, употребляющие «неделя» в смысле «воскресенье», что вряд ли возможно из-за большого таковых количества.
> "Древо" ориентировано на широкий круг читателей, не все знают о тождестве славянской "недели" русскому воскресенью. У нас есть два варианта: либо заменить неделю на воскресенье, либо, чтобы успокоить языковых "староверов", можно использовать вариант "в третью неделю (воскресенье)". Оба варианта правильные. Мне больше нравится первый, он короче и вообще не вызывает вопросов. Но можно и второй, где-то в Древе он уже использовался.
Оно бы хорошо, и первый, и второй, кабы был ещё кто-то, употреблявший не «неделя» в определении дня празднования. Предлагаю ещё два варианта: – неделя и сноска, объясняющая, что это в значении «воскресенье»; – ссылка слова на статью «Неделя как воскресенье» или т. п. Сейчас при «воскресенье» есть путаница в разных статьях, с учётом поголовной в прочих местах «недели» уже не только для новоначальных.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3694
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 11:46:27 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Кольцов Андрей Борисович)

> Оно бы хорошо, и первый, и второй, кабы был ещё кто-то, употреблявший не «неделя» в определении дня празднования.

Не вижу здесь никакой проблемы.

> Предлагаю ещё два варианта:
> – неделя и сноска, объясняющая, что это в значении «воскресенье»;
> – ссылка слова на статью «Неделя как воскресенье» или т. п.

Статья Неделя у нас уже есть, но ссылка на нее в обсуждаемом контексте будет излишней. Вариант со сноской мне не нравится.

Ответить
Кольцов Андрей Борисович
пользователь
православный

Сообщений: 16
Дата регистрации: 04.03.2016
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 12:35:06 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Александр Иванов)

> > Оно бы хорошо, и первый, и второй, кабы был ещё кто-то, употреблявший не «неделя» в определении дня празднования.
> Не вижу здесь никакой проблемы.
> > Предлагаю ещё два варианта:
> > – неделя и сноска, объясняющая, что это в значении «воскресенье»;
> > – ссылка слова на статью «Неделя как воскресенье» или т. п.
> Статья Неделя у нас уже есть, но ссылка на нее в обсуждаемом контексте будет излишней. Вариант со сноской мне не нравится.

А то, что в одной статье «неделя», в другой «воскресенье» в одном значении, нравится?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3694
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 14:11:16 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Кольцов Андрей Борисович)

> А то, что в одной статье «неделя», в другой «воскресенье» в одном значении, нравится?

В этом нет ничего страшного, это не ошибка. Если придем к согласию о каком-то одном варианте - постепенно приведем статьи в соответствие.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2951
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 16:58:58 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Александр Иванов)

Интересно девки пляшут... :) Главное, до правок в статье https://drevo-info.ru/articles/version/147679.html было себе "неделя", и никого не смущало!

В церковном обиходе есть два слова: неделя и седмица. Лично я более чем уверен, что в статьях в строке "Празднование" или "Память" необходимо использовать слово "Неделя", написанное с большой буквы и в сочетании с порядковым числительным с буквенным расширением (как в календарях): "Неделя 55-я по Пасхе/Пятидесятнице". Если при этом последовательно "неделю" в смысле "семь дней" обозначать именно как "седмица" (напр., "Четверг 5-й седмицы Великого Поста"), то при наличии в "Древе" статей "Неделя" и "Седмица" вопросов возникать не должно.

По поводу, извините а выражение, ориентации. Ориентироваться православная энциклопедия должна на православных, а если и нет, то на интересующихся Православием и, следовательно, не вполне безграмотных. Ломать язык, мышление и терминологию в угоду невеждам - неправильно.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3694
Дата регистрации: 17.01.2005
"Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 17:28:22 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (д. Александр Васильев)

> Интересно девки пляшут... :) Главное, до правок в статье https://drevo-info.ru/articles/version/147679.html было себе "неделя", и никого не смущало!

На самом деле, были попытки: https://drevo-info.ru/search?q=%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B...B5)

Ничего плохого в уточнении в скобках не вижу. "Древо" не предназначено для богослужебного использования. Мы можем себе позволить в чем-то отойти от традиции. Смысл в данном случае не нарушается, а для неосведомленных читателей станет чуть понятнее.

> В церковном обиходе есть два слова: неделя и седмица. Лично я более чем уверен, что в статьях в строке "Празднование" или "Память" необходимо использовать слово "Неделя", написанное с большой буквы

Почему с большой-то?

> По поводу, извините а выражение, ориентации. Ориентироваться православная энциклопедия должна на православных, а если и нет, то на интересующихся Православием и, следовательно, не вполне безграмотных. Ломать язык, мышление и терминологию в угоду невеждам - неправильно.

Мне ближе апостольское "для немощных был как немощный... для чуждых закона - как чуждый закона". Церковь и так достаточно закрытое сообщество. "Древо", смею надеяться, может стать одним из мостиков, который поможет кому-то преодолеть смысловой и языковой барьеры на пути ко Христу.

Раз уж речь зашла, кто-нибудь может прояснить нижеследующий фрагмент из статьи Неделя?

"В народных славянских сказаниях "Неделя" ("Святая Неделька," и т.п.) иногда олицетворялась как святая в женском роде. В Паисиевом сборнике помещено слово, обличающее обожание "Недели" и наставляющее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о Воскресении Иисуса Христа"

Что означает слово "обожание"? Это как обожение? Но вроде в статье нет ничего об этом...

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2951
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 17:55:19 в ответ на ""Для немощных был как немощный..."" (Александр Иванов)

> > В церковном обиходе есть два слова: неделя и седмица. Лично я более чем уверен, что в статьях в строке "Празднование" или "Память" необходимо использовать слово "Неделя", написанное с большой буквы
> Почему с большой-то?

Потому что "Неделя пред Богоявлением", "Неделя 52-я по 50-це", "Неделя о мытаре и фарисее", "Неделя 2-я по Пасхе, о Фоме" - это всё НАЗВАНИЯ.

> "Древо", смею надеяться, может стать одним из мостиков, который поможет кому-то преодолеть преодолеть смысловой и языковой барьеры на пути ко Христу.

Надежда хорошая. Но лично я считаю, что все и всяческие "барьеры" - это выдумки тех, кому просто ни к чему Христос и путь к Нему. Уж сколько раз экспериментировали с "устранением барьеров" - и богослужение русифицировали, и иконостасы ломали, и престол в центр храма перетаскивали - а сколько народу ходило в церковь (1-2%), столько и осталось. Я согласен с ап. Павлом, сказавшим: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3).

> Раз уж речь зашла, кто-нибудь может прояснить нижеследующий фрагмент из статьи Неделя?
> :"В народных славянских сказаниях "Неделя" ("Святая Неделька," и т.п.) иногда олицетворялась как святая в женском роде. В Паисиевом сборнике помещено слово, обличающее обожание "Недели" и наставляющее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о Воскресении Иисуса Христа"
> Что означает слово "обожание"? Это как обожение? Но вроде в статье нет ничего об этом...

"Обожание" в смысле "обожествление". В статье можно исправить на это слово (потому как "обожание" в современном языке означает безумную любовЪ). Второй вариант - вообще выкинуть весь этот кусок. Мало ли какие глупости можно найти в "славянских сказаниях" (что это за "сказания" такие?).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 18:18:43 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (д. Александр Васильев)

> "Обожание" в смысле "обожествление". В статье можно исправить на это слово (потому как "обожание" в современном языке означает безумную любовЪ).

"ОБОЖА́НИЕ -я; ср. 1. Восторженная, горячая любовь к кому-л., доходящая до преклонения. Относиться к кому-л. с обожанием. Смотреть с обожанием. Она окружена всеобщим обожанием".

> Второй вариант - вообще выкинуть весь этот кусок. Мало ли какие глупости можно найти в "славянских сказаниях" (что это за "сказания" такие?).

Опять же, в ЭСБЕ в статье Воскресенье проблема была выброшена из контекста:

"Наравне с Пятницею и другие дни недели: воскресенье и среда представляются в народных преданиях и поверьях — в живых олицетворениях. В сказках малорусских, сербских, хорутанских и немецких святая Неделька [678] и der heilige Sonntag часто являются действующими лицами и помогают странствующим героям и героиням своими мудрыми советами и сверхъестественными дарами; .. В Паисиевском сборнике помещено слово, которое восстает против суеверного обожания Недели и советует чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о воскресении Христа. Сербы до сих пор думают, что Неделя есть святая жена, а «света Петка — Недjелина маjка» (т. е. богиня Зоря — мать Солнца); обе они изображаются на иконах [680]."

  • Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах, 1865, Том I,

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2951
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 18:25:08 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (Олексій Тре)

> > Второй вариант - вообще выкинуть весь этот кусок. Мало ли какие глупости можно найти в "славянских сказаниях" (что это за "сказания" такие?).
> Опять же, в ЭСБЕ в статье Воскресенье проблема была выброшена из контекста

Вы имели в виду: вырвана из контекста. Тем более весь этот любимый наборчик атеиста про обожествление дней недели - фтопку (один лаврский архимандрит говорит: "В пэчку!"). Пускай языческие энциклопедии эту муть цитируют!

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 18:52:54 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (д. Александр Васильев)

> Вы имели в виду: вырвана из контекста.
Не только вырвана, но и выброшена.

> Тем более весь этот любимый наборчик атеиста про обожествление дней недели - фтопку (один лаврский архимандрит говорит: "В пэчку!"). Пускай языческие энциклопедии эту муть цитируют!

Похоже я был не прав - и мне не стоило ворошить индекс запрещенных и отреченных книг ХIV века.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3694
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 20:38:02 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (Олексій Тре)

Олексій, спасибо, очень интересно!

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2951
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Для немощных был как немощный..."
24.01.2017 18:13:38 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (Олексій Тре)

> не стоило ворошить индекс запрещенных и отреченных книг ХIV века.

Ну, что Вы, теперь считается хорошим тоном, когда на эту сатанинскую диверсию в русскую литературу ссылается даже "Православная энциклопедия" как на источник! Прогресс, однако. Наверное, Христос изменился (ср. Евр 13, 8).

Ответить