Кольцов Андрей Борисович пользователь православный Сообщений: 16 Дата регистрации: 04.03.2016 |
День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 10:58:15 |
|
Предлагаю для единообразия текст «Празднуется в третье воскресенье по Пятидесятнице» изменить на «Празднуется в третью неделю по Пятидесятнице.». Причины: 1. Употребление «неделя» в значении «воскресенье» употребимо во всех православных текстах, в т. ч. и на Древе. 2. Перевод на нынешний русский (воскресенье) для более ясного понимания новоначальными, возможно, имеет право на существование, но, будучи сделанным в одной этой статье, приведёт к большей путанице. Нужно переименовывать все статьи на Древе, употребляющие «неделя» в смысле «воскресенье», что вряд ли возможно из-за большого таковых количества. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4773 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 11:12:23 в ответ на "День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Кольцов Андрей Борисович) |
|
> Предлагаю для единообразия текст «Празднуется в третье воскресенье по Пятидесятнице» изменить на «Празднуется в третью неделю по Пятидесятнице.». Причины:
> 1. Употребление «неделя» в значении «воскресенье» употребимо во всех православных текстах, в т. ч. и на Древе.
> 2. Перевод на нынешний русский (воскресенье) для более ясного понимания новоначальными, возможно, имеет право на существование, но, будучи сделанным в одной этой статье, приведёт к большей путанице. Нужно переименовывать все статьи на Древе, употребляющие «неделя» в смысле «воскресенье», что вряд ли возможно из-за большого таковых количества.
"Древо" ориентировано на широкий круг читателей, не все знают о тождестве славянской "недели" русскому воскресенью. У нас есть два варианта: либо заменить неделю на воскресенье, либо, чтобы успокоить языковых "староверов", можно использовать вариант "в третью неделю (воскресенье)". Оба варианта правильные. Мне больше нравится первый, он короче и вообще не вызывает вопросов. Но можно и второй, где-то в Древе он уже использовался. |
||
Ответить | ||
Кольцов Андрей Борисович пользователь православный Сообщений: 16 Дата регистрации: 04.03.2016 |
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 11:36:37 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Александр Иванов) |
|
> > Предлагаю для единообразия текст «Празднуется в третье воскресенье по Пятидесятнице» изменить на «Празднуется в третью неделю по Пятидесятнице.». Причины:
> > 1. Употребление «неделя» в значении «воскресенье» употребимо во всех православных текстах, в т. ч. и на Древе.
> > 2. Перевод на нынешний русский (воскресенье) для более ясного понимания новоначальными, возможно, имеет право на существование, но, будучи сделанным в одной этой статье, приведёт к большей путанице. Нужно переименовывать все статьи на Древе, употребляющие «неделя» в смысле «воскресенье», что вряд ли возможно из-за большого таковых количества.
> "Древо" ориентировано на широкий круг читателей, не все знают о тождестве славянской "недели" русскому воскресенью. У нас есть два варианта: либо заменить неделю на воскресенье, либо, чтобы успокоить языковых "староверов", можно использовать вариант "в третью неделю (воскресенье)". Оба варианта правильные. Мне больше нравится первый, он короче и вообще не вызывает вопросов. Но можно и второй, где-то в Древе он уже использовался.
Оно бы хорошо, и первый, и второй, кабы был ещё кто-то, употреблявший не «неделя» в определении дня празднования. Предлагаю ещё два варианта:
– неделя и сноска, объясняющая, что это в значении «воскресенье»;
– ссылка слова на статью «Неделя как воскресенье» или т. п.
Сейчас при «воскресенье» есть путаница в разных статьях, с учётом поголовной в прочих местах «недели» уже не только для новоначальных.
|
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4773 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 11:46:27 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Кольцов Андрей Борисович) |
|
> Оно бы хорошо, и первый, и второй, кабы был ещё кто-то, употреблявший не «неделя» в определении дня празднования.
Не вижу здесь никакой проблемы. > Предлагаю ещё два варианта:
> – неделя и сноска, объясняющая, что это в значении «воскресенье»;
> – ссылка слова на статью «Неделя как воскресенье» или т. п.
Статья Неделя у нас уже есть, но ссылка на нее в обсуждаемом контексте будет излишней. Вариант со сноской мне не нравится. |
||
Ответить | ||
Кольцов Андрей Борисович пользователь православный Сообщений: 16 Дата регистрации: 04.03.2016 |
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 12:35:06 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Александр Иванов) |
|
> > Оно бы хорошо, и первый, и второй, кабы был ещё кто-то, употреблявший не «неделя» в определении дня празднования.
> Не вижу здесь никакой проблемы.
> > Предлагаю ещё два варианта:
> > – неделя и сноска, объясняющая, что это в значении «воскресенье»;
> > – ссылка слова на статью «Неделя как воскресенье» или т. п.
> Статья Неделя у нас уже есть, но ссылка на нее в обсуждаемом контексте будет излишней. Вариант со сноской мне не нравится.
А то, что в одной статье «неделя», в другой «воскресенье» в одном значении, нравится? |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4773 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 14:11:16 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Кольцов Андрей Борисович) |
|
> А то, что в одной статье «неделя», в другой «воскресенье» в одном значении, нравится?
В этом нет ничего страшного, это не ошибка. Если придем к согласию о каком-то одном варианте - постепенно приведем статьи в соответствие. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»
23.01.2017 16:58:58 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (Александр Иванов) |
|
Интересно девки пляшут... :) Главное, до правок в статье https://drevo-info.ru/articles/version/147679.html было себе "неделя", и никого не смущало! В церковном обиходе есть два слова: неделя и седмица. Лично я более чем уверен, что в статьях в строке "Празднование" или "Память" необходимо использовать слово "Неделя", написанное с большой буквы и в сочетании с порядковым числительным с буквенным расширением (как в календарях): "Неделя 55-я по Пасхе/Пятидесятнице". Если при этом последовательно "неделю" в смысле "семь дней" обозначать именно как "седмица" (напр., "Четверг 5-й седмицы Великого Поста"), то при наличии в "Древе" статей "Неделя" и "Седмица" вопросов возникать не должно. По поводу, извините а выражение, ориентации. Ориентироваться православная энциклопедия должна на православных, а если и нет, то на интересующихся Православием и, следовательно, не вполне безграмотных. Ломать язык, мышление и терминологию в угоду невеждам - неправильно. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4773 Дата регистрации: 17.01.2005 |
"Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 17:28:22 в ответ на "Re: День празднования, «неделя» или «воскресение»" (д. Александр Васильев) |
|
> Интересно девки пляшут... :) Главное, до правок в статье https://drevo-info.ru/articles/version/147679.html было себе "неделя", и никого не смущало!
На самом деле, были попытки: https://drevo-info.ru/search?q=неделя (воскресенье) Ничего плохого в уточнении в скобках не вижу. "Древо" не предназначено для богослужебного использования. Мы можем себе позволить в чем-то отойти от традиции. Смысл в данном случае не нарушается, а для неосведомленных читателей станет чуть понятнее. > В церковном обиходе есть два слова: неделя и седмица. Лично я более чем уверен, что в статьях в строке "Празднование" или "Память" необходимо использовать слово "Неделя", написанное с большой буквы
Почему с большой-то? > По поводу, извините а выражение, ориентации. Ориентироваться православная энциклопедия должна на православных, а если и нет, то на интересующихся Православием и, следовательно, не вполне безграмотных. Ломать язык, мышление и терминологию в угоду невеждам - неправильно.
Мне ближе апостольское "для немощных был как немощный... для чуждых закона - как чуждый закона". Церковь и так достаточно закрытое сообщество. "Древо", смею надеяться, может стать одним из мостиков, который поможет кому-то преодолеть смысловой и языковой барьеры на пути ко Христу. Раз уж речь зашла, кто-нибудь может прояснить нижеследующий фрагмент из статьи Неделя? "В народных славянских сказаниях "Неделя" ("Святая Неделька," и т.п.) иногда олицетворялась как святая в женском роде. В Паисиевом сборнике помещено слово, обличающее обожание "Недели" и наставляющее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о Воскресении Иисуса Христа"
Что означает слово "обожание"? Это как обожение? Но вроде в статье нет ничего об этом... |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 17:55:19 в ответ на ""Для немощных был как немощный..."" (Александр Иванов) |
|
> > В церковном обиходе есть два слова: неделя и седмица. Лично я более чем уверен, что в статьях в строке "Празднование" или "Память" необходимо использовать слово "Неделя", написанное с большой буквы
> Почему с большой-то?
Потому что "Неделя пред Богоявлением", "Неделя 52-я по 50-це", "Неделя о мытаре и фарисее", "Неделя 2-я по Пасхе, о Фоме" - это всё НАЗВАНИЯ. > "Древо", смею надеяться, может стать одним из мостиков, который поможет кому-то преодолеть преодолеть смысловой и языковой барьеры на пути ко Христу.
Надежда хорошая. Но лично я считаю, что все и всяческие "барьеры" - это выдумки тех, кому просто ни к чему Христос и путь к Нему. Уж сколько раз экспериментировали с "устранением барьеров" - и богослужение русифицировали, и иконостасы ломали, и престол в центр храма перетаскивали - а сколько народу ходило в церковь (1-2%), столько и осталось. Я согласен с ап. Павлом, сказавшим: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3). > Раз уж речь зашла, кто-нибудь может прояснить нижеследующий фрагмент из статьи Неделя?
> :"В народных славянских сказаниях "Неделя" ("Святая Неделька," и т.п.) иногда олицетворялась как святая в женском роде. В Паисиевом сборнике помещено слово, обличающее обожание "Недели" и наставляющее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о Воскресении Иисуса Христа"
> Что означает слово "обожание"? Это как обожение? Но вроде в статье нет ничего об этом...
"Обожание" в смысле "обожествление". В статье можно исправить на это слово (потому как "обожание" в современном языке означает безумную любовЪ). Второй вариант - вообще выкинуть весь этот кусок. Мало ли какие глупости можно найти в "славянских сказаниях" (что это за "сказания" такие?). |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2246 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 18:18:43 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (д. Александр Васильев) |
|
> "Обожание" в смысле "обожествление". В статье можно исправить на это слово (потому как "обожание" в современном языке означает безумную любовЪ).
"ОБОЖА́НИЕ -я; ср. 1. Восторженная, горячая любовь к кому-л., доходящая до преклонения. Относиться к кому-л. с обожанием. Смотреть с обожанием. Она окружена всеобщим обожанием".
> Второй вариант - вообще выкинуть весь этот кусок. Мало ли какие глупости можно найти в "славянских сказаниях" (что это за "сказания" такие?).
Опять же, в ЭСБЕ в статье Воскресенье проблема была выброшена из контекста: "Наравне с Пятницею и другие дни недели: воскресенье и среда представляются в народных преданиях и поверьях — в живых олицетворениях. В сказках малорусских, сербских, хорутанских и немецких святая Неделька [678] и der heilige Sonntag часто являются действующими лицами и помогают странствующим героям и героиням своими мудрыми советами и сверхъестественными дарами; .. В Паисиевском сборнике помещено слово, которое восстает против суеверного обожания Недели и советует чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о воскресении Христа. Сербы до сих пор думают, что Неделя есть святая жена, а «света Петка — Недjелина маjка» (т. е. богиня Зоря — мать Солнца); обе они изображаются на иконах [680]."
|
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 18:25:08 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (Олексій Тре) |
|
> > Второй вариант - вообще выкинуть весь этот кусок. Мало ли какие глупости можно найти в "славянских сказаниях" (что это за "сказания" такие?).
> Опять же, в ЭСБЕ в статье Воскресенье проблема была выброшена из контекста
Вы имели в виду: вырвана из контекста. Тем более весь этот любимый наборчик атеиста про обожествление дней недели - фтопку (один лаврский архимандрит говорит: "В пэчку!"). Пускай языческие энциклопедии эту муть цитируют! |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2246 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 18:52:54 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (д. Александр Васильев) |
|
> Вы имели в виду: вырвана из контекста.
Не только вырвана, но и выброшена.
> Тем более весь этот любимый наборчик атеиста про обожествление дней недели - фтопку (один лаврский архимандрит говорит: "В пэчку!"). Пускай языческие энциклопедии эту муть цитируют!
Похоже я был не прав - и мне не стоило ворошить индекс запрещенных и отреченных книг ХIV века. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4773 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Для немощных был как немощный..."
23.01.2017 20:38:02 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (Олексій Тре) |
|
Олексій, спасибо, очень интересно! |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Для немощных был как немощный..."
24.01.2017 18:13:38 в ответ на "Re: "Для немощных был как немощный..."" (Олексій Тре) |
|
> не стоило ворошить индекс запрещенных и отреченных книг ХIV века.
Ну, что Вы, теперь считается хорошим тоном, когда на эту сатанинскую диверсию в русскую литературу ссылается даже "Православная энциклопедия" как на источник! Прогресс, однако. Наверное, Христос изменился (ср. Евр 13, 8). |
||
Ответить |