По поводу равноапостольности. Ни "Большой синаксарь", ни "Жития" Макария Симонопетрского Лидию равноапостольной не называют. То, что это слово проскальзывает в текстам там и сям, я заметил. Но мне хорошо известен прецедент, известный, думаю, и всем вам: блаженная княгиня российская Ольга. Давайте откровенно: разве она равноапостольная? Разве она просветила крещением целую страну, как князь Владимир, Нина Грузинская, Николай Японский? Разве есть у неё столь же серьёзные заслуги перед Церковью, как у царей Константина и Елены? Безусловно, нет. Однако в тексте службы княгине Ольге несколько раз мелькало это слово. И вот во второй половине ХХ века одному влиятельному (вполне заслуженно считающемуся таковым) протоиерею вдруг захотелось, чтобы княгиню Ольгу переместили в лик равноапостольных. Ну, очень захотелось! И он этого ДОБИЛСЯ! Каким образом, я уже несколько лет не могу разузнать. Во всяком случае, никаких заседаний Синода по этому поводу не было и решений не выносилось. (Св. блгв. вел. кн. Александр Невский именуется "великим" специальным пунктом постановления о канонизации, хотя при жизни он не был "великим" князем. Указ об уравнивании блж. кн. Ольги с апостолами мне неизвестен.) И вот теперь в величании мы воспеваем равноапостольную, "свет веры православныя народу своему предвозвестившую"...
Лидия, внесённая греками в календарь в 1973 году (Александр Юрьевич, об этом написано в сноске к статье в "Житиях" Макария Симонопетрского! Вы не прозевали, Вы просто мне почему-то не до конца доверяете), "была опорой апостолов". Мы что, всех, кто был их опорой, записываем в равные апостолам? Но тогда давайте хотя бы подождём, пока таковое именование, аналогично русской княгине Ольге, непонятно какими путями не появится в греческом официальном календаре! Надпись на иконе - вещь важная, мнение профессора - тоже, но не она определяет лик святости, а месяцеслов. Эдак у нас половину святых нужно в другие лики переместить, после неграмотных-то богомазов!
> При этом, 27 марта греки чтут память др. святой – мч. Лидии... У нас память этих мучеников 23 марта.
> Вопросы:
> Какова степень доверия Древа к указанному ресурсу ( http://www.saintsmaryandmarthaorthodoxmonastery.org)? Или есть ли еще какой-нибудь другой независимый мало-мальский надежный источник, который мог бы подтвердить даты, приведенные на сайте монастыря Святых Марфы и Марии?
Дату 27 марта подтверждает так же указанный мною в списке использованных материал Шестакова "Святые Элладской Церкви". Подтверждения второй даты я не нашёл (пока что; а может, и не найду). Но мне мнится, что сайт православного монастыря можно считать ресурсом, отражающим реальное православное почитание этой святой под указанными датами - как минимум, в этом монастыре. У них на сайте - список святых женщин, это их "тема". Я этот ресурс обнаружил недавно и пока не могу дать оценку. Но такое своеобразное местное (по половому признаку) почитание именно в этой женской обители даже не местной святой жены можно было бы и уважать. "Древо" - не православный арбитраж. Конечно, ко всему нужно относиться с рассуждением. Но и ребёнка вместе с водой выплёскивать негоже. "Древо" пытается отражать реальную картину почитания - или будет рисовать свою собственную картину, которая его больше устроит?
> Почему модератор убрал из статьи информацию о том, что " Память святой Лидии отсутствует в древних месяцесловах. Она была установлена Греческой Церковью в 1973 году" ?
Я уже написал выше, откуда информация. Думаю, Александр Юрьевич теперь это замечание восстановит.
> Если греки установили память о св. Лидии в 1973 году, а до этого этой памяти ни у кого не было, то следует ли указывать день памяти 20 мая как (Греч., Антиох., ПЦА, Румын., Албан., ...) и следить за тем как загораются лампочки присоединившихся к почитанию?
Я считаю, что да, именно так. И так до тех пор, пока она не станет вселенской - почитаемой всеми поместными Церквями - святой. Вот тогда мы с удовольствием сотрём всё, что в скобках.
|