> > Простая задачка на логику: если святой - местночтимый в Москве, а не во всей РПЦ, я в Киеве разве должен его на панихиде поминать?
> Мой духовник на этот вопрос отвечал просто: да.
Я своему духовнику подобных вопросов не задавал. И да простит меня Ваш, но его ответ неверен. Говорю это с полной ответственностью как уставщик.
Может быть, всё-таки шла речь о другом?
Однажды, ещё до прославления Русской Церковью Московского Патриархата царственных мучеников в Киев привозили их мироточивую икону и выставляли для поклонения в одном из монастырей (не называю его просто чтобы не навлекать осуждения). Причём об этом широко оповещалось - естественно, не на официальном уровне. Моя семья их почитала как святых уже тогда, но келейно. А тут - после литургии в воскресенье целая группа наших прихожан собирается туда и меня зовут. Настоятель мой, он же духовник, занят. Звоню другу - священнику, тоже почитавшему царскую семью: что делать, можно поехать? Он мне орёт в трубку: "Ты что, с ума сошёл? Одно дело - дома, другое - в храме! Есть же церковная дисциплина! Патриарх недавно распоряжение издал: убрать их иконы изо всех московских храмов и впредь не допускать самочиния!" Мне этого было достаточно. А потом я узнал, что и духовник мой категорически запретил вести к той иконе воскресную школу (хотя и он почитал их как святых).
Повторяю: дело было ДО прославления их Церковью. Была только канонизация в РПЦЗ, которую законной признать было невозможно.
Но когда наш Синод РПЦ постановляет прославить в лике святых, даже местночтимых, это означает, что человек признан святым, только статус его почитания (а не качество и "территориальная действительность" святости!) остаётся местным. В существующей редакции Типикона обо многих русских святых после упоминания об их памяти сказано: "Полиеле́й иде́же хра́м его́ или́ иде́же лежа́т мо́щи его́". Местное почитание, даже на уровне одного храма - это значит, что там ему службу служат, а в других местах - служат первому святому по Типикону. "Местный" статус со временем может быть повышен, но не обязательно. И если кто-то в любом месте хочет молиться такому святому, это совершенно точно не возбраняется. А вот чтобы служить ему службу (вечерню-утреню-литургию) вместо положенной по уставу - вот тут, конечно, нужно заручиться благословением правящего архиерея. А вот для молебна (отдельно от других служб) - нет.
Ещё раз призываю всех, кто действительно хочет разобраться, почитать игумена Андроника Трубачёва "Канонизация святых в Русской Православной Церкви", http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svy...tml (это "Введение", дальше переходы по ссылкам на следующие главы). Там нет ответа на конкретный обсуждаемый здесь вопрос. Но там изложен правильный православный взгляд на почитание святых. Взгляд, который, к сожалению, так и не стал основой для исправления официального месяцеслова РПЦ.
P. S. Я уже много раз сокрушался из-за пофигизма клерков в Москве. И вот очередной случай, причём это просто дежавю. Если помните, недавно память Крещения Руси торжественно и широковещательно была назначена на день памяти равноап. князя Владимира. Было постановлено соединять службу Владимира со службой Крещению Руси, пребывавшей в полном нерадении с 1989 года. (Напомню, что в 88-м было постановлено совершать её отныне и на всё последующее время в сочетании со службой всем русским святым. Но уже со следующего года об этом ЗАБЫЛИ: ни календари, ни "Богослужебные указания" о службе Крещения не упоминали.) Была даже издана соединённая служба Владимиру и Крещению... Но уже в нынешнем году ни в календаре, ни в "Богослужебных указаниях" вариант такого соединения НЕ ПРЕДУСМОТРЕН! Опять то же самое?!
|