Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Вопрос и просьба
30.07.2015 14:01:28 |
|
Уважаемый отец диакон! Наконец снова появился момент для Древа. Вопрос по поводу этой правки. У греков в "Синаксаре" значится одна память: Οἱ Ἅγιοι Μένανδρος καὶ Σαβίνος οἱ Μάρτυρες καὶ οἱ σὺν αὐτοῖς τριάντα ὀκτῶ Μάρτυρες
Почему Вы разнесли эту память на три части - отдельно указали Менандра, отдельно Савина, отдельно 38-ми? И второе - просьба. Вы внесли память благоверного Ивана Калиты с грифом (Греч.). Однако, понятно, что святой - русский. На вскидку, даже в Википедии, сразу находятся данные о его прославлении решением патриарха Алексия II в 2001 году. Так что, позвольте попросить Вас - при нахождении в греческом синаксаре не указанного в "Древе" русского святого - поискать данные о нём в русских источниках. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Вопрос и просьба
30.07.2015 15:59:01 в ответ на "Вопрос и просьба" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> У греков в "Синаксаре" значится одна память:
> : Οἱ Ἅγιοι Μένανδρος καὶ Σαβίνος οἱ Μάρτυρες καὶ οἱ σὺν αὐτοῖς τριάντα ὀκτῶ Μάρτυρες
> Почему Вы разнесли эту память на три части - отдельно указали Менандра, отдельно Савина, отдельно 38-ми?
Потому что я отдал предпочтение тому, как они разделены в русских источниках, а также в других. А именно:
Замечу, что для греков объединение в одну группу совершенно разных святых мне лично встречается не впервые. Обсуждаемые нами святые в календаре официального сайта Элладской Церкви - вообще в куче ещё и с Вениамином диаконом Египетским: "Των εν Έρμουπόλει Αιγύπτου Βενιαμίν διακόνου, Μενάνδρου, Σαβίνου και ετέρων 38" ( http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=3&id=211 ).
На очень информативном, основанном на многих источниках, но, к сожалению, весьма склонно объединять "похожие" памяти, голландском сайте http://www.heiligen.net/heiligen/03/28/03-28-0300-menanderhe...php 28 марта память - точь в точь как в "Большом синаксаре" 31-го (вот, вероятно, откуда 28 марта в сноске на частном греч. сайте: была такая память, сохранённая латинанами). > И второе - просьба. Вы внесли память благоверного Ивана Калиты с грифом (Греч.). Однако, понятно, что святой - русский. На вскидку, даже в Википедии, сразу находятся данные о его прославлении решением патриарха Алексия II в 2001 году. Так что, позвольте попросить Вас - при нахождении в греческом синаксаре не указанного в "Древе" русского святого - поискать данные о нём в русских источниках.
Илья Николаевич, я обычно именно так и делаю. И в этот раз посмотрел в официальный календарь - список имён: http://calendar.rop.ru/svyat1/svm-i.html
> Иоанн - благодать Божия [евр.]
> [...]
> - I Данилович Калита, вел. князь: || Моск.; Тул.
Как видите, его память в РПЦ - только в соборах, у греков же - память под числом. Поэтому я и внёс в календарную статью его персональную память. А в персональной статье - если Вы её сделаете ))) - можно указать местную греческую память и две общерусские - в соборах. (Замечу в скобках: я допускаю, что память 31 марта - не только греческая, но и местная московская или тульская и т. п. Но достойных доверия источников ("официальных календарей" Московской или другой епархии), которые бы могли подтвердить это допущение, мне не попалось.)
|
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: Вопрос и просьба
30.07.2015 16:22:03 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (д. Александр Васильев) |
|
> я отдал предпочтение тому, как они разделены в русских источниках, а также в других. А именно:
Спаси Бог за большую работу. Разделение, конечно, вполне обосновано. > I Данилович Калита, вел. князь: || Моск.; Тул.
> Как видите, его память в РПЦ - только в соборах, у греков же - память под числом.
Ясно. Думаю что если есть местное почитание в Русской Церкви, нужно это обязательно указывать в скобках. Т.е. в данном случае: "(Моск., Тул., Греч.)". |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Вопрос и просьба
30.07.2015 16:27:35 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Ясно. Думаю что если есть местное почитание в Русской Церкви, нужно это обязательно указывать в скобках. Т.е. в данном случае: "(Моск., Тул., Греч.)".
Пока Вы мне отвечали, я одновременно редактировал концовку своего предыдущего поста. Но Ваш вариант: > "(Моск., Тул., Греч.)"
- наверное, правильное решение. Принимается. Спаси Господи!
|
||
Ответить | ||
Незнайка, гость |
Re: Вопрос и просьба
31.07.2015 13:36:57 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (д. Александр Васильев) |
|
> > Ясно. Думаю что если есть местное почитание в Русской Церкви, нужно это обязательно указывать в скобках. Т.е. в данном случае: "(Моск., Тул., Греч.)".
> Но Ваш вариант:
> > "(Моск., Тул., Греч.)"
> - наверное, правильное решение.
То есть встретились два друга, предположили, что память теоретически можно было "впихнуть" в Москву и Тулу (ну а чо? Мы ж тута за главного) - и на этом основании с чистой совестью это указывается уже за общеизвестный факт. Так а что там написано в патриаршем решении Алексия II??????? |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: Вопрос и просьба
31.07.2015 15:46:59 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (Незнайка) |
|
> Так а что там написано в патриаршем решении Алексия II?
Не нашёл ничего конкретнее нежели: "в 2001 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г. Москвы" (http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/13/etot_den_v_russkoj_istorii/). Эта же страница служит подтверждением того что по состоянию на 2010 год индивидуальная память святого Иоанна Калиты 31 марта (13 апреля н.с.) была известна в России. > То есть встретились [...] предположили [...] и указывается
"Древесный" аналог veni vidi vici? Если серьёзно, то для нынешнего оформления записи было два существенных соображения.
Логика ущербна? Предложите свой вариант. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Вопрос и просьба
31.07.2015 19:10:31 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (Харин, Илья Николаевич) |
|
>для нынешнего оформления записи было два существенных соображения.
> # Если день памяти - уникальный (т.е. нет других персональных дней памяти данного святого), то мы его указываем в календаре.
> # Если святой не является общецерковным в Русской Церкви, то мы в скобках указываем те церковные уделы (Поместные Церкви, епархии, территории) где этот святой чтится.
> Логика ущербна? Предложите свой вариант.
Хотя я уже и согласился, но раз тема не закрыта, напишу. Логика небезупречна. Пометки в скобках возле памятей в календарных статьях относятся конкретно к данной памяти, а не к святому! Точно так же в персональных статьях мы такие пометки ставим отдельно для каждой из известных памятей, а не для святого в целом. Поэтому лично я ставил бы в календарных статьях тоже только ту пометку, которая доказана: есть сведения о памяти в этот день у греков - ставим. Есть точное известие, что это память в Московской епархии - пишем, нет - воздерживаемся до появления "авторитетного источника". И не стОит смущаться, что греки чтут "наших" в отдельный день, а мы ЯКОБЫ только в соборах. А хоть бы и так? Просто греки не относятся так пугливо к местным памятям. Простая задачка на логику: если святой - местночтимый в Москве, а не во всей РПЦ, я в Киеве разве должен его на панихиде поминать? Он - святой, признанный Церковью, а местность почитания указывает лишь на то, что во всей РПЦ ему не служат службу (потому что служат вселенским и русским святым - ВСЕ не вместятся!), а служат только в той местности, где он местночтимый. Вы когда-то мимоходом обещали ознакомиться со статьёй иг. Андроника Трубачёва о почитании/канонизации святых. Там тема "местночтимости" вполне внятно изложена. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Вопрос и просьба
31.07.2015 19:41:08 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (д. Александр Васильев) |
|
> Простая задачка на логику: если святой - местночтимый в Москве, а не во всей РПЦ, я в Киеве разве должен его на панихиде поминать?
Мой духовник на этот вопрос отвечал просто: да. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Вопрос и просьба
31.07.2015 22:34:58 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (Александр Иванов) |
|
> > Простая задачка на логику: если святой - местночтимый в Москве, а не во всей РПЦ, я в Киеве разве должен его на панихиде поминать?
> Мой духовник на этот вопрос отвечал просто: да.
Я своему духовнику подобных вопросов не задавал. И да простит меня Ваш, но его ответ неверен. Говорю это с полной ответственностью как уставщик. Может быть, всё-таки шла речь о другом? Однажды, ещё до прославления Русской Церковью Московского Патриархата царственных мучеников в Киев привозили их мироточивую икону и выставляли для поклонения в одном из монастырей (не называю его просто чтобы не навлекать осуждения). Причём об этом широко оповещалось - естественно, не на официальном уровне. Моя семья их почитала как святых уже тогда, но келейно. А тут - после литургии в воскресенье целая группа наших прихожан собирается туда и меня зовут. Настоятель мой, он же духовник, занят. Звоню другу - священнику, тоже почитавшему царскую семью: что делать, можно поехать? Он мне орёт в трубку: "Ты что, с ума сошёл? Одно дело - дома, другое - в храме! Есть же церковная дисциплина! Патриарх недавно распоряжение издал: убрать их иконы изо всех московских храмов и впредь не допускать самочиния!" Мне этого было достаточно. А потом я узнал, что и духовник мой категорически запретил вести к той иконе воскресную школу (хотя и он почитал их как святых). Повторяю: дело было ДО прославления их Церковью. Была только канонизация в РПЦЗ, которую законной признать было невозможно. Но когда наш Синод РПЦ постановляет прославить в лике святых, даже местночтимых, это означает, что человек признан святым, только статус его почитания (а не качество и "территориальная действительность" святости!) остаётся местным. В существующей редакции Типикона обо многих русских святых после упоминания об их памяти сказано: "Полиеле́й иде́же хра́м его́ или́ иде́же лежа́т мо́щи его́". Местное почитание, даже на уровне одного храма - это значит, что там ему службу служат, а в других местах - служат первому святому по Типикону. "Местный" статус со временем может быть повышен, но не обязательно. И если кто-то в любом месте хочет молиться такому святому, это совершенно точно не возбраняется. А вот чтобы служить ему службу (вечерню-утреню-литургию) вместо положенной по уставу - вот тут, конечно, нужно заручиться благословением правящего архиерея. А вот для молебна (отдельно от других служб) - нет. Ещё раз призываю всех, кто действительно хочет разобраться, почитать игумена Андроника Трубачёва "Канонизация святых в Русской Православной Церкви", http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svy...tml (это "Введение", дальше переходы по ссылкам на следующие главы). Там нет ответа на конкретный обсуждаемый здесь вопрос. Но там изложен правильный православный взгляд на почитание святых. Взгляд, который, к сожалению, так и не стал основой для исправления официального месяцеслова РПЦ. P. S. Я уже много раз сокрушался из-за пофигизма клерков в Москве. И вот очередной случай, причём это просто дежавю. Если помните, недавно память Крещения Руси торжественно и широковещательно была назначена на день памяти равноап. князя Владимира. Было постановлено соединять службу Владимира со службой Крещению Руси, пребывавшей в полном нерадении с 1989 года. (Напомню, что в 88-м было постановлено совершать её отныне и на всё последующее время в сочетании со службой всем русским святым. Но уже со следующего года об этом ЗАБЫЛИ: ни календари, ни "Богослужебные указания" о службе Крещения не упоминали.) Была даже издана соединённая служба Владимиру и Крещению... Но уже в нынешнем году ни в календаре, ни в "Богослужебных указаниях" вариант такого соединения НЕ ПРЕДУСМОТРЕН! Опять то же самое?! |
||
Ответить | ||
Незнайка, гость |
Re: Вопрос и просьба
01.08.2015 17:48:48 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (д. Александр Васильев) |
|
> Замечу, что для греков объединение в одну группу совершенно разных святых мне лично встречается не впервые.
С этим Савином давно нет однозначного решения. Его память 31 марта есть в Парижском кодексе 1575, 16 марта в Парижском кодексе 1624 и Венецианских и Римских минеях, 13 марта в снова в Венецианских минеях, в кодексах Парижском 223 и 1617, Австрийском 300, Лейпцигском, Мессенском 103, Криптоферратском, Санкт-Петербургском, Амброзианском, Иерусалимском, Патмосском 266, и наконец в Парижском 1587 он назван "из Гермополя Египетского при Диоклетиане", пострадавшем при игемоне Ариане - его влачили по земле, опаляли огнем и потом бросили в реку, и наконец 12 марта память в Константинопольском синаксаре: на вопрос игемона "Зачем, презрев законы царей и великих богов, проповедуешь ради другого неизвестного Бога?" мученик отвечал: "Чтобы ты, также как я, узнал Его и поверил" за что был казнен... С Менандром такая же история. > "Древесный" аналог veni vidi vici?
Это негативная конотация. Позитивная же - способ требовать объективности. Мне же не в Гаагский трибунал обращаться)) > Если серьёзно, то для нынешнего оформления записи было два существенных соображения.
> # Если день памяти - уникальный (т.е. нет других персональных дней памяти данного святого), то мы его указываем в календаре.
> # Если святой не является общецерковным в Русской Церкви, то мы в скобках указываем те церковные уделы (Поместные Церкви, епархии, территории) где этот святой чтится.
Логика не ущербна, но я согласен с мнением Александра Васильева - > Поэтому лично я ставил бы в календарных статьях тоже только ту пометку, которая доказана: есть сведения о памяти в этот день у греков - ставим.?
|
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Календарное правило - условимся?
02.08.2015 11:25:43 в ответ на "Re: Вопрос и просьба" (д. Александр Васильев) |
|
> > Если святой не является общецерковным в Русской Церкви, то мы в скобках указываем те церковные уделы (Поместные Церкви, епархии, территории) где этот святой чтится.
> Логика небезупречна. Пометки в скобках возле памятей в календарных статьях относятся конкретно к данной памяти, а не к святому!
Расхождение понятно. Вы с Незнайкой воспринимаете календарное указание в скобках как относящееся к конкретному дню памяти. Я - как относящееся к конкретному лицу (из-за чего написать "Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (1340; Греч.)" для меня выглядит как заведомая ошибка или издевательство). Осталось условиться, какое правило будет в ходу для календарных статей. Посмотрим, подаст ли голос кто-то ещё. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Календарное правило - условимся?
02.08.2015 12:48:35 в ответ на "Календарное правило - условимся?" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> > > Если святой не является общецерковным в Русской Церкви, то мы в скобках указываем те церковные уделы (Поместные Церкви, епархии, территории) где этот святой чтится.
> > Логика небезупречна. Пометки в скобках возле памятей в календарных статьях относятся конкретно к данной памяти, а не к святому!
> Расхождение понятно. Вы с Незнайкой воспринимаете календарное указание в скобках как относящееся к конкретному дню памяти. Я - как относящееся к конкретному лицу
Когда я вижу в календаре память с подписью Моск. и Тул., я понимаю, что в этот день местночтимый святой почитается в этих епархиях, ему совершаются праздничные богослужения. Так что, боюсь, что в данном случае мы можем ввести в заблуждение. С другой стороны, у нас полно древних памятей "Кельт. и Брит.", т.е. с отсылкой именно к местности, без четких сведений о богослужебном почитании. > (из-за чего написать "Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (1340; Греч.)" для меня выглядит как заведомая ошибка или издевательство).
Тут согласен, выглядит нелепо. Я бы убрал эту память из календаря, оставив ее только в персональной статье. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Календарное правило - условимся?
02.08.2015 16:42:25 в ответ на "Re: Календарное правило - условимся?" (Александр Иванов) |
|
> Когда я вижу в календаре память с подписью Моск. и Тул., я понимаю, что в этот день местночтимый святой почитается в этих епархиях, ему совершаются праздничные богослужения. Так что, боюсь, что в данном случае мы можем ввести в заблуждение.
Совершенно верно!
> С другой стороны, у нас полно древних памятей "Кельт. и Брит.", т.е. с отсылкой именно к местности, без четких сведений о богослужебном почитании.
Александр, за те полгода, что я плотно занимаюсь календарём, я не встретил в "Древе", кажется, ни одной памяти "Кельт. и Брит.", которой не было бы подтверждения о православном почитании. Естественно, я ещё далеко не все такие памяти "засёк", но те, что засёк - 95% есть в книжке о британских и ирландских святых, остальные упоминаются либо на английских и американских сайтах РПЦ (МП и Заграницей), либо в других местах (напр., подтверждение памяти Прп. Колмана Огавалского, Ирландского (до 597; Кельт. и Брит.), которую я изначально нашёл у латинян, я неожиданно для себя обнаружил здесь: http://www.st-colman-church.org/history.html (сайт совместного прихода МП и РПЦЗ; ведёт его кто-то из зарубежников, но погуглив нетрудно найти подтверждение).
> > (из-за чего написать "Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (1340; Греч.)" для меня выглядит как заведомая ошибка или издевательство).
> Тут согласен, выглядит нелепо. Я бы убрал эту память из календаря, оставив ее только в персональной статье.
Почему же нелепо, если Вы сами только что написали:
> Когда я вижу в календаре память с подписью Моск. и Тул., я понимаю, что в этот день местночтимый святой почитается в этих епархиях, ему совершаются праздничные богослужения.
Точно так же, видя "Греч.", я понимаю, что в этот день святой чтится в Греции. Не надо заранее считать, что посетители "Древа" не разберутся! Тот, кто решит, что этого русского святого чтят якобы только греки, может пойти в персональную статью по ссылке (если она есть, конечно, - но ведь мы стремимся, чтобы они были, не так ли?) и увидеть, что в России его чтут в таких-то соборах и на местном уровне. Если заграничная индивидуальная (а НЕ соборная) память русского святого уникальна - как же можно удалять такую информацию из календаря? Тогда вообще зачем в "Древе" собственный календарь, ведь тогда можно было бы обойтись официальным? Но ведь календарь "Древа" тем и ценен, что он 1) намного шире других подобных "сводных" православных календарей, 2) при этом на русском языке и 3) здесь достаточно вразумительно урегулирован вопрос со старостильными и новостильными датами (которые, напр., в Orthwiki часто перепутаны так, что концов не найдёшь).
|
||
Ответить | ||
Незнайка, гость |
Re: Календарное правило - условимся?
03.08.2015 14:30:19 в ответ на "Re: Календарное правило - условимся?" (д. Александр Васильев) |
|
> > > Расхождение понятно. Вы с Незнайкой воспринимаете календарное указание в скобках как относящееся к конкретному дню памяти. Я - как относящееся к конкретному лицу (из-за чего написать "Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (1340; Греч.)" для меня выглядит как заведомая ошибка или издевательство).
> > Тут согласен, выглядит нелепо. Я бы убрал эту память из календаря, оставив ее только в персональной статье.
> Почему же нелепо, ...
Я вообще не понимаю разницы между календарным указанием "относящимся к конкретному дню памяти" и "относящимся к конкретному лицу"? Есть конкретный день памяти конкретного лица в конкретной Церкви (ну, иногда некоторые авторы вместо Церкви ошибочно привязывают память к местности). Пытаться тут разглядеть разницу можно лишь используя темурах - кабалистическую иудейскую технику чтения зигзагом... А для Александра Иванова почитание русского царя Греческой Церковью "выглядит нелепо". Комментарии, как говорится, излишни... |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: Календарное правило - условимся?
04.08.2015 16:22:56 в ответ на "Re: Календарное правило - условимся?" (д. Александр Васильев) |
|
> > > (из-за чего написать "Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (1340; Греч.)" для меня выглядит как заведомая ошибка или издевательство).
> > Тут согласен, выглядит нелепо. Я бы убрал эту память из календаря, оставив ее только в персональной статье.
> видя "Греч.", я понимаю, что в этот день святой чтится в Греции.
Надо всё же решить. А то под 30 апреля та же петрушка со свт. Симоном Московским. Выбрасывать памяти из календаря я бы не хотел, т. к. используемый греческий синаксарь - довольно официальная вещь. Если не находится русских подтверждений совершения памяти конкретно в этот день видимо придётся согласится с грифом (Греч.). |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Календарное правило - условимся?
04.08.2015 18:01:26 в ответ на "Re: Календарное правило - условимся?" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Если не находится русских подтверждений совершения памяти конкретно в этот день видимо придётся согласится с грифом (Греч.).
Так будет правильно. При этом, конечно же, нужно (и я для себя беру это на заметку) в дальнейшем в подобных случаях попробовать планомерно гуглить сеть на предмет обнаружения параллельных к греческой местных отечественных памятей. (В скобках же опять от всей души советую всем: почитайте Трубачёва! Нужно просто понять, что жёсткое отцеживание местных памятей - это не есть каноническое правило Православной Церкви, а только некая де факто официально используемая в практике РПЦ методика работы над календарём. Если кто-то был признан Церковью [1] святым - география его почитания (вселенский - чтимый в одной/некоторых Церквях - епархиальный - местный вплоть до одного храма) касается только богослужебного статуса этого святого: "идеже храм его или идеже лежат мощи его"/в пределах территории официального почитания - полиелей, в других местах - "аще изволит настоятель", но не в ущерб уставным памятям. Поэтому идеальный календарь - это список всех, включая местные, памятей всех святых с аккуратнейшим обозначением богослужебного статуса.) [1] В том числе неразделённой! |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Календарное правило - условимся?
06.08.2015 01:01:09 в ответ на "Re: Календарное правило - условимся?" (д. Александр Васильев) |
|
В дополнение - об отношении к "местночтимым" святым: В Пензенской области взят под госохрану дом-келья местночтимого святого Иоанна Оленевского:
> Недавно Священный Синод принял решение канонизировать отца Иоанна. Его святые мощи были помещены в раку Троице-Сергиевского храма и в настоящее время являются местом паломничества православных со всей России.
Откуда, спрашивается, эти неугомонные православные со всей России вообще знают о нём? Почему они вместо служения по нём панихид у себя дома хотят к мощам приложиться да ему (а не о нём) помолиться?
|
||
Ответить |