> У греков в "Синаксаре" значится одна память:
> : Οἱ Ἅγιοι Μένανδρος καὶ Σαβίνος οἱ Μάρτυρες καὶ οἱ σὺν αὐτοῖς τριάντα ὀκτῶ Μάρτυρες
> Почему Вы разнесли эту память на три части - отдельно указали Менандра, отдельно Савина, отдельно 38-ми?
Потому что я отдал предпочтение тому, как они разделены в русских источниках, а также в других. А именно:
- Менандр упоминается отдельно 1) в "Настольной книге священнослужителя" (т. 2, с. 131) и в оглавлении "зелёной" Минеи-март, ч. 2 ( http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2399.html ), без даты; 2) Память "мч. Менандра, влачимого обнаженным по каменистой дороге", также отдельная, содержится в "Житиях" Макария Симонопетрского, автор которых пользовался не одним, а многими греческими (и не только) источниками, в том числе книгой еп. Фанарского Агафангела (к сожалению, я сейчас за границей, и этого тома у меня с собой нет, точную ссылку дать не могу, поверьте на слово) с пометкой, что это греческая память и в месяцеслов РПЦ не включена; 3) в "Житиях" Иустина Поповича - также отдельно и с тем же текстом, что в предыдущем источнике, только по-сербски ( http://www.svetosavlje.org/biblioteka/AvaJustin/ZitijaSvetih...htm ); 4) в сербском месяцеслове ( http://crkvenikalendar.com/datum-2015-4-13 ); 5) на сайте прихода Митилинского храма Живоносного источника ( http://www.pigizois.net/sinaxaristis/03/31_03.htm ) - также отдельно и без даты, но с оговоркой, что в Лавриотикском кодексе память якобы общая с Савином, чья память 16 марта, и ещё непонятно с кем, чья память 28 марта (то же самое списали на частном сайте здесь: http://www.saint.gr/152/saint.aspx ).
- 38 мучеников-родственников, усечённых мечом при Иулиане (откуда и следует приблизительная дата) упомянуты: 1) независимо от Менандра, отдельно - у того же Иустина Поповича (см. по той же ссылке ниже); в "Настольной книге священнослужителя" - совершенно отдельно, даже не в списке святых под числом, а в виде отдельного упоминания в конце всех житийных справок, на с. 134; 2) в румынском календаре: "Tot în această zi, pomenirea sfinţilor treizeci şi opt de mucenici, care erau rude între ei, şi care de sabie s-au săvârşit" ( http://www.calendar-ortodox.ro/luna/martie/martie31.htm ), при этом ни Савина, ни Менандра там нет); 3) в сербском месяцеслове ( http://crkvenikalendar.com/datum-2015-4-13 ).
- Савина в русских источниках нет вообще. Его память у греков: 1) на том же частном сайте ( http://www.saint.gr/03/31/index.aspx ), но не в основном списке святых, а в сноске ниже: "В некоторых календарях" в этот день память Савина, который празднуется также 16 марта; 2) в "Большом синаксаре" ( http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2503/sxsaintinfo.aspx ) вместе с Менандром и 38-ю - причём сказано, что все они были обезглавлены (Менандр и у грека Макария Симонопетрского, и у Поповича - "по камням влачимый", а не обезглавленный) - т. е. "Большой синаксарь" фактически доверился Лавриотикскому кодексу и развил этот вариант, добавив 38 мучеников.
Замечу, что для греков объединение в одну группу совершенно разных святых мне лично встречается не впервые. Обсуждаемые нами святые в календаре официального сайта Элладской Церкви - вообще в куче ещё и с Вениамином диаконом Египетским: "Των εν Έρμουπόλει Αιγύπτου Βενιαμίν διακόνου, Μενάνδρου, Σαβίνου και ετέρων 38" ( http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=3&id=211 ).
На очень информативном, основанном на многих источниках, но, к сожалению, весьма склонно объединять "похожие" памяти, голландском сайте http://www.heiligen.net/heiligen/03/28/03-28-0300-menanderhe...php 28 марта память - точь в точь как в "Большом синаксаре" 31-го (вот, вероятно, откуда 28 марта в сноске на частном греч. сайте: была такая память, сохранённая латинанами).
> И второе - просьба. Вы внесли память благоверного Ивана Калиты с грифом (Греч.). Однако, понятно, что святой - русский. На вскидку, даже в Википедии, сразу находятся данные о его прославлении решением патриарха Алексия II в 2001 году. Так что, позвольте попросить Вас - при нахождении в греческом синаксаре не указанного в "Древе" русского святого - поискать данные о нём в русских источниках.
Илья Николаевич, я обычно именно так и делаю. И в этот раз посмотрел в официальный календарь - список имён: http://calendar.rop.ru/svyat1/svm-i.html
> Иоанн - благодать Божия [евр.]
> [...]
> - I Данилович Калита, вел. князь: || Моск.; Тул.
Как видите, его память в РПЦ - только в соборах, у греков же - память под числом. Поэтому я и внёс в календарную статью его персональную память. А в персональной статье - если Вы её сделаете ))) - можно указать местную греческую память и две общерусские - в соборах. (Замечу в скобках: я допускаю, что память 31 марта - не только греческая, но и местная московская или тульская и т. п. Но достойных доверия источников ("официальных календарей" Московской или другой епархии), которые бы могли подтвердить это допущение, мне не попалось.)
|