Илья Николаевич, Александр Юрьевич!
Возвращаясь к самому началу обсуждения, обращу Ваше внимание на уже сказанное: ОБЪЁМ критики проф. Осиповым непомерно велик для энциклопедической статьи. Столь же непропорционален и дальнейший текст докт. Афанасиоса Н. Папафанасиу. Он интересен, но, в отличие от текста проф. Осипова, рыхл и не так блестяще выстроен под концепцию...
Уважаемые, почитайте также КОММЕНТАРИИ здесь: http://www.bogoslov.ru/text/421396.html
А я добавлю от себя. Осипов змолчал о царской семье после её канонизации. О Порфирии он не молчит, потому что ему даёт на это право сложившаяся в Русской Церкви практика (по моему личному мнению, порочная) недоверия к другим Поместным Церквям: мол, мало ли кого они там канонизируют, а вот мы проверим-ка их на вшивость!
Между тем, Осипов анализирует и цитирует высказывания Порфирия В ПЕРЕВОДАХ, поскольку сам, как известно, греческого не знает. Вот и пишет: "Как может нравиться то, что не читал?" - Хотя по контексту совершенно очевидно, что это погрешность перевода, и старце говорит о том, что книги-то ему нравятся, но он их не перечитывает (вполне могло быть и прошедшее время: не перечитываЛ). В комментариях Евгения по приведённой мною ссылке есть примеры искажения Осиповым мыслей Порфирия за счёт вырывания их из контекста... В комментариях в этом обсуждении тоже достаточно правильных вещей сказано...
Господа, почему я вообще "завёлся". Внося мелкую правку в статью, прочёл (впервые!) критику Порфирия Осиповым. И хотя я знаю, что он - "провокатор" (в самом позитивном смысле: будит мысль православных), и мне его "провокации" не однажды приносили пользу, но я вдруг испугался и усомнился... Но энциклопедия, каковым себя претендует считать "Древо" - не место для провокаций, даже положительных.
Поэтому я предлагаю осень сильно урезать раздел о критике, сократив как минимум вдвое Осипова и представив более "конкурентоспособные" (по сравнению с текстом греческого доктора) контраргументы против Осипова. Сам не возьмусь - и в этот раз не из-за занятости (как раз ради этого бросил бы всё), но потому, что я - ну совсем не богослов. Кроме того, я предвзят: к Порфирию отношусь положительно (о том, как отношусь к Осипову, умолчу)...
|