> > > В данном случае - о том, что в таинстве Евхаристии хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Христа.
> > Аминь. И в этом убеждены все стороны диалога.
> Одна сторона убеждена, что там по сущности остается хлеб и вино.
Боюсь, все упирается в терминологию, понимание термина "сущность". В моем понимании, сущность и естество - понятия очень близкие. Свт. Иоанн Златоуст:
"Как хлеб, прежде, нежели освятится, мы называем хлебом; когда же Божественная благодать освятит его чрез посредство священника, то он уже не называется хлебом, но достойно называется Телом Господним, хотя естество хлеба в нем остается, и не двумя телами, но одним Телом Сына мы называем его, так и здесь, по внедрении Божественного естества в тело, то и другое вместе составили одного Сына, одно Лицо, при нераздельности в то же время неслитно познаваемое - не в одном только естестве, но в двух совершенных" [1]
Все это очень тонко, вопросы сущности Святых Даров могут перетолковываться по желанию как в сторону протестантской ереси, так и в сторону ереси католической (собственно, церковное учение о Евхаристии и формулировалось, как я понимаю, в борьбе между этими двумя химерами, стороны подозревали и продолжают подозревать друг друга в уклонении в одну из них). Меня обрадовало ваше замечание о сохранении молекулярной структуры, оно позволяет дистанцироваться от грубых латинских представлений об изменении субстанции при сохранении акциденции, все-таки молекулярная структура это не "вторичное свойство".
Мне все-таки кажется, что обе стороны в диалоге о Евхаристии говорят об одном и том же, но не вполне совпадающие трактовки основополагающих терминов, а также боязнь соскользнуть в протестантизм/католицизм, заставляют цепляться за мелочи и мешают придти к единому знаменателю.
Статью, основанную на тексте Зайцева я удаляю. Временно сохранил этот текст на своей личной странице ради использованных в нем источников, они могут пригодиться в ходе дальнейшей работы над статьей.
[1] Письмо к Кесарию монаху. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе в 12-и томах. СПб, 1898-1904. Т. 3. С. 815. |