К сожалению, в статье находится серьезное догматическое заблуждение. Автор статьи, бывший преподаватель МДА Зайцев А., уже раскаялся в своем заблуждении, но позднее ушел в раскол.
"Но согласно подлинному учению Святых Отцов, реальность евхаристического преложения основывается не на факте чудесного превращения одного вещества в другое, но на ипостасном единстве освященного Хлеба с Божеством" - данное учение неоднократно всплывало в Церкви среди маловеров, боявшихся, что мы реально потребляем Тело и Кровь Христа и что в евхаристии происходит изменение сущности. В 20 веке это учение всплыло в России благодаря профессору Успенскому, а сейчас это учение транслирует известный профессор, чье мнение для многих в Церкви сейчас уже выше Вселенских и поместных Соборов. Поэтому просто приведу текст решения Константинопольского Собора 1691 года.
"Итак, поскольку святая и кафолическая Христова Церковь со времен святых Апостолов и впоследствии вплоть до нашего [времени] согласно преданию Спасителя нашего Христа и Бога веровала и [ныне] разумеет о святейшем таинстве святой Евхаристии, что в нем Господь наш Иисус Христос присутствует истинно и реально(ἀληθῶςκαὶπραγματικῶς), то очевидно, что по освящении хлеба и вина хлеб претворяется или прелагается в самое истинное и от Девы рожденное Тело Христа, а вино – в самую истинную и на кресте излиянную Кровь Того же Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Бога. И более не остается сущности хлеба и вина, но под видимыми образами (ἐν τοῖς φαινομένοιςεἴδεσι) хлеба и вина суть истинно и реально самые Тело и Кровь Господа. Кроме того, в каждой частице освященных хлеба и вина находится не [какая-либо] часть Тела и Крови Христовых, но весь целиком Владыка Христос по существу (κατ᾽οὐσίαν), то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Ведь тоже самое Тело Христово находится и на небе, и в таинстве Евхаристии, не так, что Оно сходит с неба, но так, что сами хлеб и вино прелагаются в самото Тело и Кровь существенно (οὐσιωδῶς), и Владычные Тело и Кровь истинно
и реально присутствуют в Таинстве незримо. Потому хотя в одно и тоже время много бывает во вселенной священнодействий, но не становится много Христов или много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует, как сказано, истинно и реально, во всех отдельных Церквах верных, и одно Тело Его и одна Кровь, а не многие, [присутствуют] существенно во многих местах; в них же веруем и им служебно (λατρευτικῶς) поклоняемся. Ведь действительно обоженное то Владычное Тело присутствует [в Таинстве], поэтому и названо служение» (λατρεία) и служебное приемлет поклонение . И раздается то же самое Тело и та же самая Кровь всем приступающим и приобщающимся, священнослужителям и мирянам, под обоими видами. Только благочестивым и достойным они доставляют оставление грехов, освящение и жизнь вечную, а нечестивыми недостойно принимающим бывают в осуждение и вечное наказание".
|