Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "14 СЕНТЯБРЯ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 985
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Отсутств. памяти в этот день
19.12.2022 05:24:02 в ответ на "Re: Отсутств. памяти в этот день " (Шевченко Василий )

Прежде чем предпринимать что-либо конкретное с Вашим списком, хочу "сверить часы" и выяснить кое-какие детали. Все они касаются святых, которых нет в месяцеслове РПЦ.

Всё, что я пишу ниже - всего лишь моё личное мнение, соглашаться с ним ни для кого не обязательно.

1) Когда речь идёт о памяти святого, имеющейся в греческом месяцеслове, я полагаю этого вполне достаточным. Потом что во все остальные месяцесловы эта память с вероятностью 99% попала именно из греческого, и наличие её у болгар, сербов,румын не имеет практического значения. Кстати, по этому принципу оформлены памяти "Православной энциклопедии" - там упоминания о негреческих памятях есть только для не-греческих святых, чья память как минимум одновременно, если не изначально, появилась в другой поместной Церкви. В этих случаях мы можем встретить и "Серб.", и "Румын.", и "Болг.", и "Груз.", и "Антиох.", и "Александр.", и "Кипр." с "Синай."

2) Когда речь идёт о святых, основной памятью для которых является не греческая, а какая-либо иная, но память которых есть и у греков, считаю нужным отмечать и "родную", и греческую памяти - потому что наличие памяти у греков практически автоматом делает её присутствующей и в остальных Церквах греческой традиции, и во многих других, кто ориентируется на греческий месяцеслов.. Для балканских святых, которых одновременно могут считать "своими" и болгары, и сербы, и албанцы, и румыны, полагаю необходимым отмечать все эти памяти (если они имеются) плюс греческую (если есть).

3) Наличие памяти у финнов и молдаван, считаю, важно только для памятей из западных месяцесловов, которых нет у греков. Пометки о таких памятях важны разве что для западных святых - как свидетельство их православнго почитания. При этом нужно понимать, что тот молдавский календарь, которым мы в последнее время научились использовать, имеет своим оригиналом следующий ресурс: "Sinaxarul pe cele 12 luni ale anului - Mănăstirea Sihăstria Putnei" - официльный сайт Путненского мужского монастыря. С этой страницы есть линки на пдф-календари по месяцам. Я сверял: слово в слово с "молдавским" календарём, со всеми ошибками, "ляпами", когда целая пачка святых попадает в соседний день. Этот календарь, в свою очередь, основывается, опять же по моим наблюдениям, на календарях румынских диаспор в Италии и Франции. В общем, источник весьма вторичный. Не зря у модератора возникло такое недоверие к этому сайту. Я в последнее время, ссылаясь на него, использую осторожную формулу: "Страница каленаря, используемого на официальном сайте Православной Церкви Молдовы".

4а) Так называемые частные сайты я предпочитаю в качестве единственного источника не использовать вовсе. В крайнем случае - как вспомогательные источники. Сейчас я имею в виду прежде всего сербский "Вечный церковный календарь". Все многочисленные языковые разделы этого сайта ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга по составу памятей и святых. Более-менее отвечает сербскому церковнму календарю сербский раздел этого сайта. Но в этих слулчаяях всегда можно найти ссылку либо на сербский клендарь, либо на "Жития" Поповича, либо на "Охридский пролог".

Отдельно замечу: греческий сайт https://www.saint.gr/ я всьма уважаю. По многолетним наблюдениям, его месяцеслов обобщает памяти Элладского, Константинопольского, Кипрского календарей (возможно, и Критского, но мне не попадались вроде).

4б [личный]) Для меня важно наличие любой памяти в РПЦЗ как части Русской Церкви, к традиции каковой, несмотря на все современные особенности, я себя причисляю. Такое же значение я придаю памятям Западноевропейской Архиепископии Русских Церквей - по той же причине. (Отмечу в скобках, что модератор мою пометку "ЗАРЦ" не принял и предпочитает такие памяти помечать как "Зап." Я не стал спорить, хотя для меня "Зап." означает почитание в Западной Церкви в целом [1]. А именно православное почитание западных святых, на мой взгляд, и подтверждается сайтами диаспор - русской, румынской, греческой (например, в Италии), русскими в Бельгии и Германии.

Исходя из вышесказанного, Ваш короткий список я прежде всего упростил бы (и поправил) до такого вида:

  • Мч. Валериана отрока, усеченного мечом (III; Греч. [1])
  • Мч. Крискентия, отрока 11 лет из Перуджи (303; Итал. [ [http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it] ], Фин. [6], Молд. [5])
  • Прп. Марии Егисской (607; Серб. [ [Преподобна Марија, Тарсијска // Јеромонах Хризостом Столић Хиландарац. Православни светачник. Месецослов светих. ΑΓΙΟΛΟΓΙΟΝ. Том први. Септембар — Јун. — Издаје: Каленић — Издавачка установа Српске православне епархије шумадијске, 34000 Крагујевац. — Београд, 1988. — S.] ], Молд. [12])
  • Мч. Феоклия (Греч. [13])

1/ Валериана называю отроком, а не младенцем (греческое слово вне контекста может означать и то, и другое - собственно, просто "ребёнок"), сообразно русскому изданию Макария Симонопетрского. Редактура этого издания с точки зрения языка - на весьма высоком уровне.

2/ Память Мч. Па́пы (Па́пия) Ликаонского (Греч.) - уже есть в РПЦ 16.03. Так что если добавлять, то только в персональную статью.

А потом, если бы у меня было время для оформления ссылок, добавил бы (Зап.^ = ссылка на книгу: Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. Страницы я всегда даю - по бумажному экземпляру, но, думаю, достаточно будет ссылки на сетевую версию: https://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewforum.php?f=5 - нужно только зайти на страницу с конкретной датой и ссылку давать на неё).

  • Свт. Матерна, первого еп. Кёльнского, Трирского и Тонгеренского (†ок. 314) (Зап.^, Румын.-Фр., Молд.)
  • Прп. Урзала отшельника Плудальмезоского, Бретонского (VI) (Зап.^, Румын.-Фр.)
  • Прп. Потенти́на, игумена Кутансского, Норманднского (VII) (Зап.^, Румын.-Фр.)
  • Свт. Пелагия, еп. Левкадийского, участника VI Вселенского собора (кон. VII) (Греч.)
  • Свт. Одиларда (Одилхарда, Одилара), еп. Нантского (814) (Зап.^, Румын.-Фр.)
  • Свт. Кормака, короля Мюнстерского, первого еп. Кашелского, Ирландского (908) (Зап.^, Кельт. и Брит., Серб.)
  • Мч. Феоклия (Феокла, Фекла, Фиклия, Феоклита), от меча (Греч.)
  • Мц. Домниаты, в Италии (Зап.^)
  • Св. Коймена (Серб.)
  • Мчч. Феликса, Димитрия, Гонория, Зета (Зела) и прочих, в Тоскане (Зап.^, Молд.).
  • Обретение мощей (2000) прпп. Александры (1789) , Марфы (1829) и Елены (1832) Дивеевских (Дивеево, Молд.)
  • Прмч. Иосифа Зографа (Иконописца) Дионисиатского, в Константинополе (+17 февраля 1819) (ПЦА)
  • Воспоминание возвращения честнаго Креста Господня из Персии в Иерусалим (629) [ [Настольная книг священнослужителя] ]
  • Явление Знамения Креста над монастырём Св. Иоанна на г. Иметос в Афинах (1925) (Греч. местн. (Афины))
  • http://orthodoxinfo.com/ecumenism/cross_sign.aspx
  • Обретение чудотворной иконы сщмч. Власия Севастийского (+ок. 316) в Трикальском монастыре, Коринф (Греч.)
  • Лоретской (Лорецкой) (1291), Леснинской (Леснянской) (1683) , Онышковской (1825), Жаборинецкой (Волынск.), Выговской (Волынск.) и Честнокрестной (Ченстокрестной, Чернокрестной, Грубешовской) (XVIII) икон Божией Матери.



[1]  Под Западной Церковью я подразумеваю не организацию, возглавляемую осознанно исповедующим католические ереси и другие вероучительные искажения священноначалием, а сообщество верующих в Иисуса Христа как в Бога, не очень-то разбирающихся (как и подавляющее большинство православных) в различиях между православным и католическим вероучениями, подчиняющихся законной иерархии своих земель (которая, к сожалению, католическая) и почитающих своих святых в соответствии с местными традициями благочестия.

Ответить