> Это реальный человек, а не легендарный агиографический персонаж.
После последней Вашей правки я начал в этом сомневаться.
> Одни называют его Великороссиянином и, основываясь на переводе слова «Неаполитанский», указывают местом происхождения его Новгород ...
Бахыт-компот. Не знаю, что там вычитал Конст. Як. Здравомыслов в Делах архива Синода (к сожалению Т. 22 не оцифрован, см. http://search.rsl.ru/ru/record/01002897049 ), но зачем умножать фантазии и размышлизмы уроженца Новгородской области, основанные на отождествлении Неаполя с Новгородом.
1) Здравомыслов под этими "одними", кто так мог считать, скромно не называет себя единственного. Фамилия "Неополитанский" встречается только в письмах Вешнякова, причем, в одном месте как "Наполитанский", в др. "Неаполитанский", а в тр. "Политанский". Фамилия человека в историографии уже давно однозначно установлена. Зачем выпускать фантомы из запыленного шкафа.
> другие считают его сотоварищем по Киевским школам известного паломника В. Барского и называют отца Константина малороссиянином. Сам он подписывался в письмах: Константин Политанский.
2) До 1738 Барский и Политанский не были знакомы:
"Во время русско-турецкой войны, в августе 1736 г., Барский выехал на Патмос. Здесь он в 1738 г. познакомился с Константином Политанским, своим земляком, настоятелем церкви при русском посольстве в Константиполе. Благодаря этому знакомству о Барском узнали в русском посольстве. // В 1743 г. Барский получил письмо от русского резидента в Константинополе А. А. Вешнякова, вызвавшего его к себе. // С Патмоса Барский выехал в сентябре1743 г. и в декабре прибыл в Константинополь// Прожив около полугода в Константинополе // В 1744 г. он вторично отправился на Афон // прожив более года на Афоне, он вновь побывал на Патмосе, Кипре, в Арте, Афинах и в 1746 г. вернулся в Константинополь. // 5 сентября 1747 г. Барский приехал в Киев и через месяц после своего возвращекия на родину, 7 октября, умер, не успев полностью привести в порядок свои записки."
См. Данциг Б. М. Из истории изучения Ближнего Востока в России (вторая четверть XVIII в.) // Очерки по истории русского востоковедения. Сборник IV. М.: Издательство Академии наук СССР, 1959, С. 13-14: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/journals/OIRV_4_1959.pdf
> В письме к Барскому сам о. Константин пишет о своем брате, учащемся в Киеве
3) Хорошо, что этого нет у Здравомыслова. Я не нашел в переписке ничего (от слова совсем) о брате, который учится в Киеве. Замечу только, что "брат Василий" - это форма обращения к Барскому, дорогой брат Модератор.
4) Не знаю, что там пишет Здравомыслов в своем Словаре иерархов. Л. 147, но боюсь что и там очередной подвох архивариуса. Юшкевич был преподавателем в КДА, в 1725 пострижен в монашество, в 1727 Политанский был студентом Академии по классу философии. Наверняка они были знакомы и, скорее всего, почти одновременно (1730-31 гг.) Политанский направляется в Константинополь, а Юшкевич в Вильно. Или, до поездки в Константинополь, Политанский мог сопровождать Юшкевича из Киева до Вильно (тем более, что у Политанского, если верить Здравомыслову, в Гродно могли быть родственники или связи).
5) Еще раз, на заметку: http://drevo-info.ru/forum/17025.html
6) И все-таки дотянули до +1743, интересно, на каком основании?
[1] Дело Архива Св. Синода 1742 г. № 531 |