Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИН (ПОЛИТАНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобномученик Константин Русский. Современная фреска. Афон. Монастырь Ксиропотам
Преподобномученик Константин Русский. Современная фреска. Афон. Монастырь Ксиропотам
Константин (Политанский), Русский (ошиб. Констанций; греч. Κωνστάντινος, Κωνστάντιος ὁ Ρῶσος; + 1742), иеромонах, капеллан русского посольства в Константинополе, преподобномученик

Память 26 декабря (Греч. [1]; РПЦЗ [2]) и в Соборах Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев и Новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.)

В миру Кирилл Политанский. По словам Здравомыслова [3], одни называют его великороссом и, основываясь на переводе варианта фамилии "Неаполитанский" [4], указывают местом происхождения его Новгород [5]; другие считают его сотоварищем по Киевским школам известного паломника В. Барского [6] и называют отца Константина малороссом. Сам он подписывался в письмах: Константин Политанский. В письме к Барскому в 1742 году сам о. Константин пишет о своем брате, учащемся в Киеве [7]. В списках студентов Киевской Академии за 1737-8 год значится Феодор Политанский, сын мещанский из г. Козельца, ныне Черниговской губернии. Вероятно, оттуда же происходил и Константин Политанский [8].

По архивным данным [9], отец Константин был человек "книжного звания", жил сначала в Гродно.

В 1727 году Кирилл Политанский значится в списке студентов Киевской духовной академии в классе философии [10].

В 1730 году он был рукоположен во иерея митрополитом Киевским Рафаилом (Заборовским) и служил некоторое время в соборе святой Софии в Киеве.

Принял монашество в Киево-Печерской лавре.

В августе 1733 года был назначен священником при русском посольском храме в Константинополе.

С началом русско-турецкой войны 1735-1739 посольство было закрыто, а служащие его во главе с И. И. Неплюевым отправлены обратно в Российскую империю. Иером. Константин сперва отправился вместе с ними, но из Силиврии решил удалиться на Афон, где поселился в уединенном скиту и вел жизнь строгого аскета, питаясь трудами рук своих. По другим сведениям, жил в Великой Лавре. На Афоне он сдружился с ученым митр. Артским и Навпактским Неофитом (Мавроматисом). За годы войны о. Константин успел посетить Иерусалим, где у Гроба Господня, где несколько раз служил литургию по-гречески и даже говорил проповеди на греческом языке.

После заключения мира между Россией и Турцией о. Константин вернулся в Константинополь и явился к новому российскому послу А. А. Вишнякову, чтобы вновь заступить на должность священника при посольстве. Послу он предоставил свидетельства о своем поведении за минувшие пять лет; свидетельства были подписаны Иерусалимским, Антиохийским и Константинопольским патриархами и афонскими архимандритами.

Вступив в отправление обязанностей при посольской церкви, отец Константин проявил особенную заботливость по украшению церкви, на что давал и свои средства; почти каждый день служил литургию и два раза в неделю вел беседы на русском и греческом языках. Его набожность и точность в исполнении возложенных на него обязанностей привлекали к нему народ: он был любим и уважаем всеми, греки дарили его и вещами, и деньгами, жизнь его текла тихо, спокойно и в полном довольстве. С посланником отец Константин был в самых дружественных отношениях и собрался было с ним ехать в Россию; но, по изменившимся обстоятельствам, оба они остались в Константинополе. Отец Константин не любил общества и в последнее время вполне отдался своим ученым занятиям; известно, что он переводил на русский язык катехизис патриарха Иерусалимского Хрисанфа.

В конце 1741 года иеромонах Константин отправил архиепископу Новгородскому Амвросию (Юшкевичу) письмо, где просит

"Объемше вашего преосвященства нозе, со слезами молю. Рассуждая архипастырски толикая моя многая лета в Туркии, где на всяк день умираю, зря протчих нечаянно умерщвленных от смертоносной язвы, а мне утро ожидая того ж, как прежде, так нынеча благоутробие архипастырское свое ко мне бедному явить и прияти мя в благонадежный свой покров, яко единого от наемник своих, и свободити мене отсюду".

Неизвестно, чем была вызвана такая просьба отца Константина о возвращении из Константинополя и что это за "смертоносная язва", от которой он ежедневно ждал смерти. Возможно, причиной тому мог послужить его отказ вернуться в Россию после объявления русско-турецкой войны: за то, что он ослушался приказа об эвакуации и остался в пределах враждебной Османской империи он мог быть обвинен в государственной измене и шпионаже на стороне врага. Кроме того, в ноябре 1741 года в результате доноса был арестован и обвинен в государственной измене покровитель о. Константина (Политанского) - бывший русский посол в Константинополе, киевский губернатор И. И. Неплюев. Он был лишен чина тайного советника, наград и малороссийских поместий, а также отстранен от должности губернатора Киевской губернии и главного командира Правления "гетманского уряда". Вероятно, посол А. А. Вишняков мог обвинить о. Константина как в шпионаже, так и в соучастии в "заговоре" на стороне прежнего посла И. И. Неплюева.

25 мая 1742 года преосвященный Амвросий предложил письмо иером. Константина Св. Синоду, и 9 июня Св. Синод разрешил отцу Константину возвратиться в Россию и поселиться в Киеве. Причины последующих событий пытаются объяснить крупной ссорой между послом и о. Константином. По сведениям патриаршей Православной энциклопедии, они отправили в Россию доносы друг на друга.

Из сообщения посла Вешнякова известно, что в воскресенье, 8 августа, иером. Константин послал к нему сказать, что по болезни не сможет служить Литургию. Позже в тот же день посол узнал о том, что Константин Политанский явился ко двору султана, "низверг монашества своего знаки и богомерзского Махомета лжепророка исповедал". Посол пытался воспрепятствовать этому, указывая на отсутствие русского переводчика при обряде и на душевное нездоровье иеромонаха Константина, но тщетно. Обрадованные турки засвидетельствовали переход Константина в ислам и щедро одарили отступника. Достоверно неизвестно, что послужило причиной отступничества, - порыв гнева или поиск защиты и покровительства султана из-за страха наказания от собственного начальства.

Посланник А. А. Вешняков в письме от 14 сентября 1742 года писал о нем киевскому митрополиту Рафаилу (Заборовскому):

Минувшаго августа 8-го дня, к несказанному удивлению и сожалению всех христиан, прелестию диаволею уловленный, поругав истинную православнаго исповедания веру и отрекшись Христа Спасителя своего, к душевной и телесной пагубе своей, Магомета исповедал /.../ Мне же после того сказано, что оный уже в раскаяние пришёл и неутешно о таком своем пребеззаконном грехопадении плачется; потому уповательно, что в скором времени очувствуется и кровию своею надежду спасения своего улучит...

Действительно, по прошествии нескольких дней осознав свое прегрешение, Константин скинул турецкое платье, вновь облачился в одежды иеромонаха, явился в султанский дворец и объявил, что совершил отступничество в безумии, и отныне он снова христианин. Турки немедленно взяли его под стражу, пытались переубедить, подкупить подарками, угрожали расправой, но Константин остался непреклонен.

Посол Вешняков пишет:

пришед в чювство скоро по преступлении, был в размышлении, какой путь принять ко спасению и наконец учинил, как выше, публично отреклся и писал тайно прямо Константинопольскому патриарху, дабы его разрешил и спас, ежели может, потом покаянием и страданием его преступлению от Бога прощение получить, или бы советом и наставлением своим святым его гиблющую душу посетил и утешил. На то патриарх словесно ему сказать посылал чрез того же тайного человека, что радуется его покаянию и иного совету дать не может, как он сам искусной и ведущий путь спасения своего, то оное в руках есть. С того времени был весел и иного ничего не делал, что тайно молился и без озлобления Турок говорил, что он то погрешение учинил в безумии, а сам в себе он христианин и бежать не думаеть, но просит, чтоб его отпустить тем быть, или бы с ним учинили, что хотят, а он не магометанин и тем никогда не будет и, неведомо как, нашел свою одежду; знатно, еще была у него, и в ней был.

По приказу султана Константин был обезглавлен на дворцовой площади, прямо у входа в султанский дворец, о происшествии сообщил посол Вешняков в письме от 6 октября 1742 года:

ныне же имею известить, с толь наивящшим порадованием, ваше преосвященство, коим образом, содействием Святого Духа, помянутой Константин паки на путь спасения обратился и Христа Спасителя своего и нашего торжественно пред всем миром, с теплым усердием и чистым покаянием проповедав, признал пред человеки, как было отвергся; и ту его исповедь чистым покаянием и кровию своею омыл, яко преждебывший христолюб, чем венчал славою его прежнюю ангельскую жизнь, то есть сего утра ему отсечена глава, к чему с достойным великодушием дался, как пространнее ваше преосвященство изволите усмотреть из приложенной при сем о мученическом его страдании и кончине ведомости.

Посол сообщает также:

Многие из Греков к нему для подкрепления и утешения хаживали. Знатно, даваемыми ему деньгами тюремного стража закупал и палача заранее удобрил, яко дал ему время молитву покаянную заупокойную прочести по-гречески, как слышали предстоящие; а после единым разом разделил ему голову от тела и тем душу в вечно блаженной покой вселил. За такое его покаяние я велел по нем панихиду отпеть.

Константин (Политанский) был причислен к лику святых мучеников Константинопольской Православной Церковью. Греческое Мученичество было составлено между 1745 и 1753 годами лично знавшим его иером. Ионой Кавсокаливитом, который тем не менее называет этого святого Констанцием. Эта ошибка повторена в ряде новогреч. Синаксарей [11]. При написании "Нового Мартирология" прп. Никодим Святогорец основывал свой рассказ о Константине Русском на Мученичестве, составленном Ионой Кавсокаливитом. Служба в честь этого святого написана мон. Герасимом Микраяннанитом.

В Афонском Патерике память его стоит 19 декабря, в других же источниках днем памяти указывается 26 декабря [12]. Он внесен в Собор Афонских преподобных как Констанций Русский или Русин.

Литература

  • NM. 1856. Σ. 129;
  • Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 12. Σ. 631-632;
  • Μακάριος, μητρ., Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος, ἱερομόν., ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. Συναξαριστής νεομαρτύρων. Θεσσαλονίκη, 19963. Σ. 194-195;
  • Афонский патерик. М., 2002. Ч. 2. С. 431-433;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. 20035. Τ. 2. Σ. 419;
  • Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2005. Τ. 4: Δεκέμβριος. Σ. 298-299;
  • Леонид (Кавелин), архим. Иером. Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан рус. имп. резидента в К-поле // ЧОИДР. 1869. Кн. 1. Смесь. С. 22-30;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 394;
  • Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 44;
  • Κωνστάντιος, ῾Ιερομάρτυς, ὁ Ρῶσος // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 46;
  • Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 2. Σ. 296-297;
  • Δημητροκάλης Γ., Θάλμπου Θ. Περ τοῦ νεομάρτυρος Κωνσταντίνου (κα οὐχ Κωνσταντίου) τοῦ Ρώσου // Θεολογία. 1982. Τ. 53. Σ. 1150-1156;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 268.
  • "Страдание святого священномученика Константина Россиянина" // Сайт "Азбука веры"
  • Письма іеромонаха Константина Политанскаго к Барскому // В. Григорович-Барский. Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть IV. Спб. 1887, С. 53, 54

Использованные материалы

  • "Память святого преподобномученика Константия Русского" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. II. - С. 777-778:
  • "Раскаявшийся отступник: афонский святой мученик о. Констанций Русин" // Афонит.Info
  • К. Здравомыслов. "Мученическая кончина иеромонаха Константина Неаполитанского (К истории русской православной церкви в Константинополе)" // Русский архив, № 9. 1894
  • О. В. Л. "Константин Русский" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 115
  • Монахиня Таисия. Русские Святые.
  • "Άγιος Κωνστάντιος ο Ρώσος, ο Νέος Ιερομάρτυρας" страница частного греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):



[1]  "Ὁ Ἅγιος Κωνστάντιος ὁ Νέος Ἱερομάρτυρας ὁ Ρῶσος", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1543/sxsaintinfo.aspx

[2]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 172, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/December-2019.pdf)

[3]  К. Здравомыслов. "Мученическая кончина иеромонаха Константина Неаполитанского (К истории русской православной церкви в Константинополе)" // Русский архив, № 9. 1894 - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVIII/1740-1760...htm

[4]  Вариант фамилии "Неаполитанский/Наполитанский" встречается в донесениях посла Вешнякова, наряду с вариантом "Политанский".

[5]  Леонид (Кавелин), архим. Иером. Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан рус. имп. резидента в Константинополе // ЧОИДР. 1869. Кн. 1. Смесь. С. 22-30

[6]  По другим сведениям, они познакомились позднее. "Во время русско-турецкой войны, в августе 1736 г., Барский выехал на Патмос. Здесь он в 1738 г. познакомился с Константином Политанским, своим земляком, настоятелем церкви при русском посольстве в Константиполе. Благодаря этому знакомству о Барском узнали в русском посольстве" - Данциг Б. М. Из истории изучения Ближнего Востока в России (вторая четверть XVIII в.) // Очерки по истории русского востоковедения. Сборник IV. М.: Издательство Академии наук СССР, 1959, С. 13-14 - http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/journals/OIRV_4_1959.pdf

[7]  "На дате положенного числа... к брату моему, учащемуся в Киеве, отслал для вручения по надписам" - Письма іеромонаха Константина Политанскаго к Барскому // В. Григорович-Барский. Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть IV. Спб. 1887, С. 53, 54 - https://books.google.ru/books?id=acH8AgAAQBAJ&pg=PA53&redir_...lse

[8]  Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение ІІ (1721-1795 г.г.), Т. 1, Часть 1 / Со введ. и прим. Н. И. Петрова, Киев, 1904, С. 286-287: http://books.google.com/books?id=dnE6AQAAMAAJ&q=Политанскій

[9]  Дело Архива Св. Синода 1742 г. № 531

[10]  Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение ІІ (1721-1795 г.г.)., С. 286-287: http://books.google.com.ua/books?id=dnE6AQAAMAAJ

[11]  напр.: Μακάριος, Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος, ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. 1996. Σ. 194

[12]  В греческом Житии в составе "Нового Мартирология" прп. Никодима Святогорца дата казни ошибочно отнесена к 26 декабря 1743 года

Редакция текста от: 05.10.2020 13:20:08

"КОНСТАНТИН (ПОЛИТАНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google