Преподобномученик Константин Русский. Современная фреска. Афон. Монастырь Ксиропотам |
Память 26 декабря (Греч. [1]; РПЦЗ [2]) и в Соборах Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев и Новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.)
В миру Кирилл Политанский. По словам Здравомыслова [3], одни называют его великороссом и, основываясь на переводе варианта фамилии "Неаполитанский" [4], указывают местом происхождения его Новгород [5]; другие считают его сотоварищем по Киевским школам известного паломника В. Барского [6] и называют отца Константина малороссом. Сам он подписывался в письмах: Константин Политанский. В письме к Барскому в 1742 году сам о. Константин пишет о своем брате, учащемся в Киеве [7]. В списках студентов Киевской Академии за 1737-8 год значится Феодор Политанский, сын мещанский из г. Козельца, ныне Черниговской губернии. Вероятно, оттуда же происходил и Константин Политанский [8].
По архивным данным [9], отец Константин был человек "книжного звания", жил сначала в Гродно.
В 1727 году Кирилл Политанский значится в списке студентов Киевской духовной академии в классе философии [10].
В 1730 году он был рукоположен во иерея митрополитом Киевским Рафаилом (Заборовским) и служил некоторое время в соборе святой Софии в Киеве.
Принял монашество в Киево-Печерской лавре.
В августе 1733 года был назначен священником при русском посольском храме в Константинополе.
С началом русско-турецкой войны 1735-1739 посольство было закрыто, а служащие его во главе с И. И. Неплюевым отправлены обратно в Российскую империю. Иером. Константин сперва отправился вместе с ними, но из Силиврии решил удалиться на Афон, где поселился в уединенном скиту и вел жизнь строгого аскета, питаясь трудами рук своих. По другим сведениям, жил в Великой Лавре. На Афоне он сдружился с ученым митр. Артским и Навпактским Неофитом (Мавроматисом). За годы войны о. Константин успел посетить Иерусалим, где у Гроба Господня, где несколько раз служил литургию по-гречески и даже говорил проповеди на греческом языке.
После заключения мира между Россией и Турцией о. Константин вернулся в Константинополь и явился к новому российскому послу А. А. Вишнякову, чтобы вновь заступить на должность священника при посольстве. Послу он предоставил свидетельства о своем поведении за минувшие пять лет; свидетельства были подписаны Иерусалимским, Антиохийским и Константинопольским патриархами и афонскими архимандритами.
Вступив в отправление обязанностей при посольской церкви, отец Константин проявил особенную заботливость по украшению церкви, на что давал и свои средства; почти каждый день служил литургию и два раза в неделю вел беседы на русском и греческом языках. Его набожность и точность в исполнении возложенных на него обязанностей привлекали к нему народ: он был любим и уважаем всеми, греки дарили его и вещами, и деньгами, жизнь его текла тихо, спокойно и в полном довольстве. С посланником отец Константин был в самых дружественных отношениях и собрался было с ним ехать в Россию; но, по изменившимся обстоятельствам, оба они остались в Константинополе. Отец Константин не любил общества и в последнее время вполне отдался своим ученым занятиям; известно, что он переводил на русский язык катехизис патриарха Иерусалимского Хрисанфа.
В конце 1741 года иеромонах Константин отправил архиепископу Новгородскому Амвросию (Юшкевичу) письмо, где просит
Неизвестно, чем была вызвана такая просьба отца Константина о возвращении из Константинополя и что это за "смертоносная язва", от которой он ежедневно ждал смерти. Возможно, причиной тому мог послужить его отказ вернуться в Россию после объявления русско-турецкой войны: за то, что он ослушался приказа об эвакуации и остался в пределах враждебной Османской империи он мог быть обвинен в государственной измене и шпионаже на стороне врага. Кроме того, в ноябре 1741 года в результате доноса был арестован и обвинен в государственной измене покровитель о. Константина (Политанского) - бывший русский посол в Константинополе, киевский губернатор И. И. Неплюев. Он был лишен чина тайного советника, наград и малороссийских поместий, а также отстранен от должности губернатора Киевской губернии и главного командира Правления "гетманского уряда". Вероятно, посол А. А. Вишняков мог обвинить о. Константина как в шпионаже, так и в соучастии в "заговоре" на стороне прежнего посла И. И. Неплюева.
25 мая 1742 года преосвященный Амвросий предложил письмо иером. Константина Св. Синоду, и 9 июня Св. Синод разрешил отцу Константину возвратиться в Россию и поселиться в Киеве. Причины последующих событий пытаются объяснить крупной ссорой между послом и о. Константином. По сведениям патриаршей Православной энциклопедии, они отправили в Россию доносы друг на друга.
Из сообщения посла Вешнякова известно, что в воскресенье, 8 августа, иером. Константин послал к нему сказать, что по болезни не сможет служить Литургию. Позже в тот же день посол узнал о том, что Константин Политанский явился ко двору султана, "низверг монашества своего знаки и богомерзского Махомета лжепророка исповедал". Посол пытался воспрепятствовать этому, указывая на отсутствие русского переводчика при обряде и на душевное нездоровье иеромонаха Константина, но тщетно. Обрадованные турки засвидетельствовали переход Константина в ислам и щедро одарили отступника. Достоверно неизвестно, что послужило причиной отступничества, - порыв гнева или поиск защиты и покровительства султана из-за страха наказания от собственного начальства.
Посланник А. А. Вешняков в письме от 14 сентября 1742 года писал о нем киевскому митрополиту Рафаилу (Заборовскому):
Действительно, по прошествии нескольких дней осознав свое прегрешение, Константин скинул турецкое платье, вновь облачился в одежды иеромонаха, явился в султанский дворец и объявил, что совершил отступничество в безумии, и отныне он снова христианин. Турки немедленно взяли его под стражу, пытались переубедить, подкупить подарками, угрожали расправой, но Константин остался непреклонен.
Посол Вешняков пишет:
По приказу султана Константин был обезглавлен на дворцовой площади, прямо у входа в султанский дворец, о происшествии сообщил посол Вешняков в письме от 6 октября 1742 года:
Посол сообщает также:
Константин (Политанский) был причислен к лику святых мучеников Константинопольской Православной Церковью. Греческое Мученичество было составлено между 1745 и 1753 годами лично знавшим его иером. Ионой Кавсокаливитом, который тем не менее называет этого святого Констанцием. Эта ошибка повторена в ряде новогреч. Синаксарей [11]. При написании "Нового Мартирология" прп. Никодим Святогорец основывал свой рассказ о Константине Русском на Мученичестве, составленном Ионой Кавсокаливитом. Служба в честь этого святого написана мон. Герасимом Микраяннанитом.
В Афонском Патерике память его стоит 19 декабря, в других же источниках днем памяти указывается 26 декабря [12]. Он внесен в Собор Афонских преподобных как Констанций Русский или Русин.
Литература
- NM. 1856. Σ. 129;
- Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 12. Σ. 631-632;
- Μακάριος, μητρ., Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος, ἱερομόν., ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. Συναξαριστής νεομαρτύρων. Θεσσαλονίκη, 19963. Σ. 194-195;
- Афонский патерик. М., 2002. Ч. 2. С. 431-433;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. 20035. Τ. 2. Σ. 419;
- Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2005. Τ. 4: Δεκέμβριος. Σ. 298-299;
- Леонид (Кавелин), архим. Иером. Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан рус. имп. резидента в К-поле // ЧОИДР. 1869. Кн. 1. Смесь. С. 22-30;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 394;
- Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 44;
- Κωνστάντιος, ῾Ιερομάρτυς, ὁ Ρῶσος // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 46;
- Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 2. Σ. 296-297;
- Δημητροκάλης Γ., Θάλμπου Θ. Περ τοῦ νεομάρτυρος Κωνσταντίνου (κα οὐχ Κωνσταντίου) τοῦ Ρώσου // Θεολογία. 1982. Τ. 53. Σ. 1150-1156;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 268.
- "Страдание святого священномученика Константина Россиянина" // Сайт "Азбука веры"
- Письма іеромонаха Константина Политанскаго к Барскому // В. Григорович-Барский. Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть IV. Спб. 1887, С. 53, 54
Использованные материалы
- "Память святого преподобномученика Константия Русского" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. II. - С. 777-778:
- "Раскаявшийся отступник: афонский святой мученик о. Констанций Русин" // Афонит.Info
- К. Здравомыслов. "Мученическая кончина иеромонаха Константина Неаполитанского (К истории русской православной церкви в Константинополе)" // Русский архив, № 9. 1894
- О. В. Л. "Константин Русский" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 115
- Монахиня Таисия. Русские Святые.
- "Άγιος Κωνστάντιος ο Ρώσος, ο Νέος Ιερομάρτυρας" страница частного греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):
- http://www.saint.gr/2798/saint.aspx (использована иллюстрация - икона прмч. Констанция Русского)
[1] "Ὁ Ἅγιος Κωνστάντιος ὁ Νέος Ἱερομάρτυρας ὁ Ρῶσος", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1543/sxsaintinfo.aspx
[2] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 172, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/December-2019.pdf)
[3] К. Здравомыслов. "Мученическая кончина иеромонаха Константина Неаполитанского (К истории русской православной церкви в Константинополе)" // Русский архив, № 9. 1894 - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVIII/1740-1760...htm
[4] Вариант фамилии "Неаполитанский/Наполитанский" встречается в донесениях посла Вешнякова, наряду с вариантом "Политанский".
[5] Леонид (Кавелин), архим. Иером. Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан рус. имп. резидента в Константинополе // ЧОИДР. 1869. Кн. 1. Смесь. С. 22-30
[6] По другим сведениям, они познакомились позднее. "Во время русско-турецкой войны, в августе 1736 г., Барский выехал на Патмос. Здесь он в 1738 г. познакомился с Константином Политанским, своим земляком, настоятелем церкви при русском посольстве в Константиполе. Благодаря этому знакомству о Барском узнали в русском посольстве" - Данциг Б. М. Из истории изучения Ближнего Востока в России (вторая четверть XVIII в.) // Очерки по истории русского востоковедения. Сборник IV. М.: Издательство Академии наук СССР, 1959, С. 13-14 - http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/journals/OIRV_4_1959.pdf
[7] "На дате положенного числа... к брату моему, учащемуся в Киеве, отслал для вручения по надписам" - Письма іеромонаха Константина Политанскаго к Барскому // В. Григорович-Барский. Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть IV. Спб. 1887, С. 53, 54 - https://books.google.ru/books?id=acH8AgAAQBAJ&pg=PA53&redir_...lse
[8] Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение ІІ (1721-1795 г.г.), Т. 1, Часть 1 / Со введ. и прим. Н. И. Петрова, Киев, 1904, С. 286-287: http://books.google.com/books?id=dnE6AQAAMAAJ&q=Политанскій
[9] Дело Архива Св. Синода 1742 г. № 531
[10] Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение ІІ (1721-1795 г.г.)., С. 286-287: http://books.google.com.ua/books?id=dnE6AQAAMAAJ
[11] напр.: Μακάριος, Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος, ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. 1996. Σ. 194
[12] В греческом Житии в составе "Нового Мартирология" прп. Никодима Святогорца дата казни ошибочно отнесена к 26 декабря 1743 года