Обсуждение статьи "КОНСТАНТИН (ПОЛИТАНСКИЙ)"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3762
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: д. Александру - Прошу обрат. внимание (ДОПОЛНЕНО)
22.08.2020 13:28:28 в ответ на "Re: д. Александру - Прошу обрат. внимание" (Гавриила)

> 1. В обсуждении https://drevo-info.ru/forum/topic/16975.html Вы писали
> «…если память из НКС, Миней, Спасского мы находим в каком-либо календаре поместной Церкви, ссылки на эти три источника уже ИЗЛИШНИ, поскольку у нас есть более точные данные об ареале почитания, чем просто констатация такого почитания, но неизвестно где конкретно
> А память 7 мая "ПАХОМИЙ РУССКИЙ" – мы находим в календаре поместной церкви - Греческой
> * Στις 07/05/2020 εορτάζουν: ΣΗΜΕΙΩΣΗ. Για τον Άγιο Παχώμιο τον νέο Οσιομάρτυρα βλέπε στις 21 Μαΐου // Cтраница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):
> * Ο Οσιομάρτυρας Παχώμιος ο Αγιοπαυλίτης († 7 Μαΐου 1730) // Συναξαριακές Μορφές:
> что Вами упомянуто, найдено, но 7 мая - мы (Греч.) пометку не ставим... почему? Спрашиваю, чтоб в понимании в следующ. - не путаться...

Я исходил из того, что эта память упомянута в "Житиях" Филарета Черниговского. Раньше памяти из этой книги принимались на правах русских. Но на случай, если модератор с этим не согласится, я дал и все остальные ссылки, чтобы у него была возможность сразу сделать выбор и принять решение, а не переспрашивать.

> 2. И еще вопрос по календарю - как найти в РПЦЗ календарях память упомянутого уже на "Древе" - ТАЛАНТОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ?
> (Информ. с сайта Вятской епархии только с 2013 года нашлась - https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/1683/?sphrase_id=32297)
> Может быть его память внесена в календарь "Древа" как святого или нет?
> Есть информ. и о его деканонизации... - https://ispovednik.org/oficialnye_dokumenty/opredelenie-arhi...ii/
> Пока знаю только один календарь РПЦЗ, что Вы приводили на сайте "Древа", но возможно есть и другие?
> Календарь той части ЗЦ, что не присоединилась к РПЦ.... Есть ссылки на "Древе" на их календарь?

Начну с конца. Календари "той части ЗЦ, что не присоединилась к РПЦ", к использованию ЗАПРЕЩЕНЫ, как и любые другие РАСКОЛЬНИЧЬИ. Это Вам однозначно подтвердит и модератор.

Александр Юрьевич придерживается той точки зрения, что ВСЕ новомученики, канонизованные РПЦЗ, могут быть включены в календарь "Древа". Лично я придерживаюсь несколько иной точки зрения - а именно: поспешно проведённая (без документов и при отсутствии какой-либо возможности доступа к ним опирались в основном на устные и письменные свидетельства и слухи) - в 1981 году РПЦЗ массовая канонизации новомучеников привела к многим казусам - вплоть до прославления людей, считавшихся замученными, но на самом деле, как впоследствии выяснялось, благополучно жившими в течение многих лет после мнимой "смерти". Другие из канонизованных тогда позже оказались запятнанными сотрудничесвом с "органами". Третьи не могут быть канонизованы Московским Патриархатом, поскольку принадлежали к явно раскольничьим группировкам, отошедших от общения не только с Сергием (Страгородским), но и с какими бы то ни было другими легитимными Церковными центрами... Так, на первописанной в 1981 году в Зарубежье иконе собора новомучеников присутствуют лица, впоследствии по-тихому изъятые из списка. Среди них - о. Павел Флоренский (чего я как раз и не понимаю). В РПЦЗ прославлен митрополит Иосиф (Петровых) - глава иосифлянского раскола (служа как диакон в зарубежнических храмах за границей, я столкнулся с тем, что в Служебнике в молитве "Спаси, Боже, люди Твоя..." на литии он упомянут, и в первый раз я, не сориентировавшись, его таки прочёл - что противоречит моей совести; в другие разы опускал его имя). На международной конференции по новомученикам, проходившей в Киево-Печерской Лавре в конце прошлого года, я выяснил у москвичей, что хотя многие представители иосифлянского раскола в РПЦ прославлены, но существует как бы негласный консенсус между МП и РПЦЗ: антагонистов Иосифа (Петровых) и Сергия (Страгородского) - не канонизовать.

В общем, не всё с этим просто. Лично я для себя раздел новомучеников в "Троицком календаре" не принимаю во внимание, хотя и просматриваю. В отдельных случаях, когда речь идёт о людях хорошо известных и не могущих вызвать сомнений, я такие памяти себе вношу (и даже в "Древо" некоторые вносил). Но - каждый раз проверяя свою совесть.

Официальный список новомучеников, прославленных РПЦЗ в 1981 году (и, насколько можно понять, уже с некоторыми произведёнными ими изъятиями) находится здесь: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh Sobor 1981 spisok novom...htm Пользуясь им, нужно иметь в виду, что некоторые указанные индивидуальные памяти УЖЕ изменены самими зарубежниками - в календаре они находятся под другими числами. Также многие памяти из этого списка отсутствуют в "Троицком календаре" - наиболее полном, кстати, из известных мне зарубежических.

Что касается такого персонажа, как ТАЛАНТОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ. Почитайте сами одно из упоминаний о нём в "Древе" - в статье "ИОАНН (ИВАНОВ), КИРОВСКИЙ". Это "религиозный активист-диссидент", бунтовавший против находившихся в нечеловеческих условиях Церкви и священноначалия... О какой канонизации его вообще могла идти речь? Церковь революционеров и бунтовщиков никогда не поддерживала. "Православные" диссиденты Церкви больше гадили, чем помогали. Действовали они как иудеи, которые сами распять Христа не хотели - "чтобы не оскверниться"! - и потому обратились с просьбой распять Его к оккупационной власти... Канонизация таких людей - т. е. відвижение их в качестве ООБРАЗЦА христианской жизни - однозначно соблазнительна. (При этом никто не выносит таким людям никакого приговора, спасение для них вовсе не заказано, - но образцами они служить не могут.) "Исповедник Борис Талантов" упомянут в "Троицком календаре" под 22 декабря. Я - вместе с календарной комиссией МП - этого не приемлю. А та безблагодатная раскольничья группировка, что сперва его превозносила (по Вашей ссылке), как и любая другая, живёт не любовью Христовой, а ненавистью к Его Церкви. "По делам их узнаете их". Та же группировка "деканонизовала" Талантова - читали, за что́? За то, что он оставался, несмотря ни на что, верным чадом Московского Патриархата!

Существует уже более десяти лет Межцерковная (МП+РПЦЗ) комиссия по сверке и унификации календаря новомучеников. За первые 10 лет не было сделано НИЧЕГО. Единственное (но комиссия тут ни при чём) - это то, что РПЦЗ включило ВСЕХ прославленных МП новомучеников в свой месяцеслов. По-хорошему нужно было бы дождаться кона работы комиссии - и по результатам включить в календарь МП (и наш) тех, кто пройдёт эти "мытарства". На деле иногда МП включает в свой месяцеслов тех, кто был прославлен в РПЦЗ - напр., Иоанна Шанхайского, Иону Ханькоуского. Но это совершенно явные, яркие случаи, где никаких сомнений и соблазнов нет.

(Вот, например, совершенно другой случай - безусловно святая, прославленная РПЦЗ, но не прославленная у нас, по поводу возможного включения которой в календарь хотя бы Украинской Православной Церкви сейчас ведётся работа. За те три года, как этим стали заниматься, найдены документы - в частности, следственное дело, а также около 300 её писем. Таким образом, канонизация, сделанная в своё время РПЦЗ практически только на основании книги Ширяева "Нецгасимая лампада", где святая даже не названа по имени, сейчас получает вполне надёжный фундамент.)

Как всегда, разошёлся я... Резюмирую.

  • Александр Юрьевич считает, что все памяти новомчч. из календаря РПЦЗ можно вносить в "Древо".
  • Я с ним не согласен (иначе пришлось бы внести диссидента Талантова!). Но не я РЕШАЮ.

P. S. Закончив и "отложив перо", внимательно перечитал от слова до слова всё по Вашим ссылкам, что касается Талантова. Господь не попустил ему уйти из Церкви (что ставили ему в вину раскольники), и потому вполне можно надеяться, что его ошибки и заблуждения Он простит. Он был, судя п всему, человек достаточно богословски невежественный. Он не знал разницы между миропомазанием и елеопмазанием - Елеосвящением или Соборованием. В результате раскольники, которые, видимо, такого невежества в "стойком борце с патриархией" не предполагали, совершенно запутались и даже поставили вопрос:а кем же была жена Талантова, что её нужно было миропомазывать? А была она наверняка православной христианкой, и речь шла о соборовании! Если Талантов не различал таких вещей, то что с него было спрашивать в отношении экклезиологи - учении о Церкви. Он, вероятнее всего, просто не знал, и никто ему не объяснил, что нельзя подымать пяту на священноначалие; нельзя самонадеянно мнить о себе, что, мол, я лучше понимаю, что можно и нужно делать на месте Патриарха; и т. п. Какой он исповедник, ЧТО он исповедовал - собственное невежество? Сама по себе смерть в тюрьме ничего не значит. Там умирают и святые - те, кто жил в Духе Святом, и обычные люди - кто жмл сбственными волей и представлениями. А потому искренне прошу Господа упокоить душу раба Своего Бориса со святыми, простить ему всякое согрешение вольное же и невольное и даровать ему Царствие Небесное.

(Кстати, церковными - а чаще ВНЕцерковными "православными" диссидентами были преимущественно богословски неграмотные люди вроде Якунина, не понимавшие, что такое Церковь и что в ней можно, а что нельзя.)

Ответить