> Вы, кстати, так и не ответили на мой давний вопрос, откуда этот термин "иконическая правда"? Вы утверждаете, что не сами его придумали, но я пока слышал его только от Вас.
Да у меня бы просто ума не хватило. )))
> Церковь - не музей, а живой организм; святые - не литературные персонажи, а живые люди; церковная история - не сборник эпосов и легенд, а реальные исторические события. Зачем придумывать какую-то иную реальность и противопоставлять ее исторической правде?
Кто сказал "придумывать"? Пророки, апостолы и другие авторы книг Священного Писания не "придумывали", а были вдохновлены Святым Духом на писание библейских МИФОВ. Миф - это не выдумка, а особая форма изложения трансцендентных истин. (Продолжу ниже.)
> Впрочем, не спешите отвечать, меня интересует главное: кто ввел употребление этого термина? Или кто его использует из маститых историков или агиографов?
Постараюсь, может быть, даже поискать по журналу в браузере - третьего дня что-то грузил с Academia.edu, просматривал содержания богословских сборников - и видел это слово. В любом случае, теперь уж если встречу, то не забуду. Сейчас ещё зятя-академиста нагружу, пускай поищет.
А пока из головы, так сказать. Смысл в чём. Миф - это та степень упрощения и обобщения, при которой человек с его плотскими (пространственно-временными и материальными) представлениями в состоянии будет осмыслить события, для которых в человеческом языке нет слов, а в мышлении - понятий. Первая глава Книги Бытия - миф о сотворении мира. Не сказка, а миф - то есть образный рассказ для нас, насколько это вообще возможно нам рассказать. Есть миф о грехопадении - нарушением человеком первой и на тот момент единственной Божьей заповеди, грехе непослушания. На самом деле не в деревьях дело (на бытовом уровне так вообще могут вместить только "яблоко", а не просто какой-то неизвестный нам "плод"). Ну, что делать, если нет слов и понятий в нашем опыте для той реальности, которую нам Бог приоткрыл с Писании! Перескочу совсем в другую сторону: есть миф о мытарствах. Есть миф о Страшном Суде, рассказанный Самим Господом. Много есть мифов. Но это не сказки и не ложь, - это правда, но правда небесная, рассказанная для земных людей земным языком. Чтобы поняли "якоже можаху" - насколько это вообще возможно (видеть ученикам славу Господа, как сегодня пелось. Кстати, с праздником!)
Иконическая правда может не совпадать с дотошным научным описанием события. Потому что для учёного есть только то, что, как правильно сказал товарищ Ленин, дано ему познавать в органах чувств и при помощи "расширяющих" возможности этих органов чувств приборов - то есть исключительно материальное. Для учёного важно, какой именно болезнью болел апостол Павел, всё ли было в порядке с пищеварением у преподобных, питавшихся Бог знает чем в своих пустынях, состояние зубов у юродивых, никогда не лечивших зубы и т. п. Для уёного святые - это люди, которые рождаются, писают и какают, болеют, умирают и разлагаются. Для агиографа это всё не имеет значения, для него ваажно друге - нравственный смысл события, поведения, жизни, а не материальные подробности. Не придумаю сейчас ничего лучшего, чем процитировать Никиту Михалкова, причём уже того периода, когда он переориентировался в своём творчестве на Америку. Когда его ругали за "Сибирского цирюльника", он сказал, оправдываясь, фразу, которая, возможно, поможет нам понять, что такое "иконическая" (от слова "икона" - святой живописный образ неземного мира) правда. Так вот, Никита Сергеич сказал: "Это фильм не о той России, какой она была, а о той, какой она должна была быть". Только у Никиты критерий - его личный лубочно-православный взгляд, а у иконописца и агиографа критерий - Церковный канон, к которому имеет некоторое отношение Святой Дух. Канон - не запрет и не ограничение, а очерченные Духом и усвоенные, принятые Церковью рамки, вне которых - опасность вплоть до гибели, а внутри которых - свобода. "Познайте истину, и она сделает вас свободными", - сказал Тот, Кто и есть Истина и Жизнь.
На этой оптимистической ноте покамест всё...
|