Прп. Иоанн Чужеземец. Греческая икона (XX-XXI в.) |
Память 20 сентября (Греч. [2], Конст. [3], Крит. [4], Антиох. [5])
Сведения о святом не содержатся в синаксарях. В сохранившемся рукописном житии, представляющем написанную от первого лица автобиографию [6], сказано, что он родился в благочестивой семье в деревне Сива Пиргиотисса (Σίβας Πυργιωτίσσης) в южной части равнины Месара (Μεσαράς) на Крите. Случилось это во времена царствования Константина Багрянородного (913 - 959), по другим данным - вскоре после освобождения Крита от арабов в 961 году; "Православная энциклопедия" указывает годом рождения святого 970-й.
Иоанн имел склонность к монашеской жизни. В юном возрасте он оставил родителей и родные края и удалился в пустынные области острова, чтобы стать отшельником и в одиночестве проводить жизнь в духовном подвиге и молитве. Странствуя, он добрался до гористой местности Раксос близ Лифин [7]. Здесь в одной из пещер молодой подвижник обнаружил две могилы. Размышляя о том, кто бы мог быть здесь похоронен, он услышал голос, велевший построить церковь в честь погребённых здесь подвижников Евтихия и Евтихиана. Воздвигнув храм, Иоанн вверил его попечению некоего монаха [8].
Приняв монашеский постриг, Иоанн Отшельник переходил с места на место, "опаляемый солнечным зноем и зимним морозом", и в конце концов достиг горы Мириокефал, и, поскольку была зима, решил укрыться в развалинах языческого святилища. Войдя туда, он ослеп. В течение нескольких дней молился Иоанн об исцелении и на седьмой день услышал голос, повелевший ему идти на восток и там, где он увидит свет, построить храм в честь Пресвятой Богородицы Антифонитрии (Предвозвестительницы). Выйдя из святилища, святой прозрел и увидел на востоке столп света. Дойдя до места, он выстроил там церковь и основал Мириокефальский монастырь. Поручив управление обителью одному из своих шестерых учеников, монаху Луке, Иоанн продолжил странствовать. Он строил храмы в тех местах, где жил, и трудился над укреплением веры и нравственности христиан, которые пошатнулись за время арабского владычества.
Преподобный построил близ селеня Мелик [9] на горе Хамовуни церковь святого Георгия, называемую Дуврик [10]. Тамошние землевладельцы подарили отшельнику четыре пары волов и участок, где он устроил цистерну, разбил виноградник и сад. Здесь Иоанн постриг в монахи богоугодного мужа по имени Никодим, который впоследствии стал священником этого храма.
Придя в окрестности города Арий (῎Αριον в современной местности Милопотамос, к востоку от Ретимно), преподобный построил близ современного селения Пийи церковь святого Георгия Опсаропиаста или Псаропиаста (т. е. покровителя рыбной ловли) [11]. Местные жители подарили храму поле, две пары волов и небольшое число деревьев. Здесь преподобный постриг в монахи Евтихия, который, приняв священнический сан, стал затем настоятелем храма.
Прп. Иоанн Чужеземец. Греческая икона (XX-XXI в.) |
"Не имея ни часа отдохновения", преподобный Иоанн Отшельник направился в окрестности Ханьи и Киссама, где в существующем доныне к юго-западу от Ханьи селении Куфос воздвиг церковь Пресвятой Богородицы, для которой приобрёл виноградник и поля [12]. Назначив настоятелем монаха Кирилла и устроив келью, святой отправился дальше. До настоящего времени близ Айия-Румели сохранилась часовня апостjла Павла, воздвигнутая преподобным Иоанном. Близ селения Азогирей (ныне Азойирес, к северо-востоку от Палеохоры) он построил церковь святого Георгия и разбил пасеку.
Стремясь избежать славы, которая равнялась его добродетели, и из-за беспокойства, причиняемого большим числом приходящих к нему верующих, старец поселился в скиту близ деревни Акте в окрестностях Кисамоса, на западном побережье Крита.
В конце жизни святой Иоанн предпринял поездку в Константинополь и получил от патриарха Алексия Студита (1025-1043) документ, закреплявший за монастырём Миреокефал статус ставропигиального, а император Роман III Аргир выдал ему хрисовул, согласно которому монастырю жаловались ежегодно одна литра номизм и 12 монашеских одеяний. Императорский двор также пожертвовал преподобному Иоанну богослужебные книги, священные сосуды и иконы, а константинопольские вельможи - 1300 овец, 300 коз, 16 кобылиц, 5 ослиц и 4 молодых мула.
На этом известии обрывается автобиография святого.
По возвращении из столицы в скит святой Иоанн Отшельник составил в 1031 году "Завещание" [13]), согласно которому все построенные им церкви и обители подчинялись Мириокефальскому ставропигиальному монастырю [14]. Последние дни своей жизни Иоанн Отшельник провёл в полном молчании наедине с Господом. Точное время кончины преподобного неизвестно. Его скит впоследствии стал крупным монастырём, посвященным святому Евстафию.
По мнению Томадакиса, Иоанн Отшельник является автором гомилий на Евангелие от Матфея [15], переводов сочинений Аристотеля и, возможно, ряда гимнографических текстов.
Литература
- BHG, N 2196, 2336;
- Delehaye H. Deux Typica byzantins de l'époque des Paléologues. Brux., 1921. P. 188-196;
- Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Ο ἅγιος ᾿Ιωάννης ὁ Ξένος κα ἡ διαθήκη αὐτοῦ // Κρητικὰ Χρονικά. 1948. Τ. 2. Σ. 47-72 [текст: Σ. 57-61, 66-72];
- idem. ῾Υμνογραφικὰ κα ἁγιοιλογικὰ ᾿Ιωάννου τοῦ Ξένου κα τρεῖς νέοι συγγραφεῖς κανόνων // ΕΕΒΣ. 1950. Τ. 20. Σ. 314-330 [текст: Σ. 319-330];
- idem. ῾Ο ἅϒιος ᾿Ιωάννης ὁ Ξένος κα ᾿Ερημίτης ἐν Κρήτῃ 10ος-11ος αἰών // ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 1-117.
- Petit L. St. Jean Xénos ou l'Eremite d'après son autobiographie // AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 5-20;
- Τωμαδάκης Ν. Β. ᾿Ιωάννης. ῾Ο Ξένος ἢ ῞Αϊ-Γιάννης ἢ ᾿Ερημίτης // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1243-1245;
- Janin R. Giovanni Xenos (o l'Eremita) // BiblSS. Vol. 6. P. 923-925;
- Kazhdan A. Xenos, John // ODB. Vol. 3. P. 2209;
- BMFD. Vol. 1. P. 143-147 [текст: Р. 146];
- Aubert R. Jean Xénos // DHGE. T. 27. P. 822-823.
- Χατζηδάκης Μ. Εἰκόνες τῆς Πάτμου: Ζητήματα βυζαντινῆς κα μεταβυζαντινῆς ζωγραφικῆς. ᾿Αθῆναι, 1977. Σ. 160-161;
- Ανδριανάκης Μ. Ο άγιος Ιωάννης ο Ερημίτης και η μονή του Γδερνέτου // Πεπραγμένα του E´ Διεθνούς Κρητολογικού Συνεδρίου. Ηράκλειο, 1985. Τ. 2. Σ. 48-49;
- Βοκοτόπουλος Π. Λ. Εικόνες της Κέρκυρας. Αθήνα, 1990. Σ. 82-84;
- Λιμάνια και καράβια στο Βυζαντινό Μουσείο: Ευρωπαϊκές Ημέρες πολιτιστικής κληρονομίας λιμάνια: Κατ. Αθήνα, 1997. Κατ. 4-6. Σ. 20-25;
- Passarelli G. Creta: Tra Byzanzio e Venezia. Mil., 2007. Ill. 281. P. 229.
Использованные материалы
- О. В. Л., М. А. М. "Иоанн Отшельник" // Православная энциклопедия, т. 24, с. 463-465:
- "Память преподобного Иоанна Критского, называемого Строителем" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 282-283:
- "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Θεοφόρος ἀπὸ τὴν Κρήτη", страница греческого сайта Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
- "Saint JEAN le Théophore, ascète en Crète (Xème siècle)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 484:
[1] Несмотря на мнение некоторых историков (см., напр., О. В. Л., М. А. М. "Иоанн Отшельник" // Православная энциклопедия, т. 24, с. 463-465, https://www.pravenc.ru/text/471411.html), их различают и местная критская традиция, и месяцесловы Константинопольской, Критской, Элладской и Антиохийской Церквей.
[2] "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Θεοφόρος ἀπὸ τὴν Κρήτη", страница греческого сайта Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/696/sxsaintinfo.aspx; "Οσίων … Ιωάννου του εν Κρήτη", календарь на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=9&id=20; "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Θεοφόρος ἀπὸ τὴν Κρήτη", календарь на официальном сайте Фессалоникской епархии, http://www.imth.gr/inst/imth/gallery/agiologio/09/20.htm#Ὁ_Ὅ...ήτη; "Όσιος Ιωάννης ο Θεοφόρος από την Κρήτη", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/978/saint.aspx.
[3] "John the Foreigner 9/20/2020", календарь на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, https://www.goarch.org/chapel/search?month=9&day=20.
[4] Κρητικό Αγιολόγιο <…> 20 Σεπτεμβρίου: "Ιωάννης ο Ξένος, εκ Σίβα Μεσαράς, όσιος (1027)", страница официального сайта Критской Православной Церкви, http://ekklisiakritis.com/κρητικό-αγιολόγιο/κρητικό-αγιολόγι...ος/; Критский календарь-2014, http://www.iak.gr/gr/1410846014/1410864011/index.html, с. 34 - 20.09.
[5] "John the Foreigner", календарь на официальном сайте Североамериканской епархии Антиохийской Православной Церкви, https://www.antiochian.org/liturgicday/2487.
[6] Oxon. Bodl. Canon. 19, XV в.
[7] Ныне название Литино носит мыс близ Маталы; Раксос упоминается также в житии святителя Евмения Гортинского, но она находилась близ Гортины.
[8] Л. Пти отождествлял эту постройку с церковью св. Евтихия (XI в.) близ Хромонастири, примерно в 10 км от Ретимно, что, однако, противоречит описанию местности в житии.
[9] Л. Пти считал, что Мелик находился близ современного селения Рустика, однако по мнению Томадакиса, речь идёт о мысе Мелехас (Малека) на полуострове Акротири на северо-западном побережье Крита.
[10] Н. Томадакис предположил, что это название связано с происходившими там исцелениями от водянки (на критском диалекте "ὁ δρούμπικας" или "δούβρικας" значит "больной водянкой")
[11] Дж. Томас и А. Константинидис-Хероу разделяют мнение Пти, что эта церковь находилась в Хромонастири.
[12] Этот храм отождествляется с церковью в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", сооружённой в 1004 году и перестроенной в XIV веке. Развалины храма, освященного во имя преподобного Иоанна Отшельника, находятся близ селения Аликианос.
[13] В пространной редакции жития святого (Ркп. 1703 г. из церкви св. Евстафия и прп. Иоанна Отшельника в с. Цуруниана близ Кисамоса), в котором повествование ведётся от третьего лица, дата составления завещания указана как от Сотворения мира - 6536 (т. е. 1027/28), так и от Рождества Христова - 1031 год.
[14] В пространной редакции завещания указаны лица, заверившие этот документ: Мосх, диакон и номикос графевс Хандакса, протоспафарии и стратиги Крита Филарет Врахеон и Евмафий, иерей и императорский нотарий Лев Диаферер. Т. к. упомянутые лица жили позднее (напр., военачальник Евмафий Филокал был наместником Кипра (1099-1102/03, 1111/12-1118) и стратигом Крита (ок. 1118), то речь идет о заверении копии завещания.
[15] Ath. Laur. B 40, XII в.