ИОАНН ЧУЖЕЗЕМЕЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Иоанн Отшельник Критский. Икона (1-я четв. XVII в.), монастырь ап. Иоанна Богослова на о. Патмос
Прп. Иоанн Отшельник Критский. Икона (1-я четв. XVII в.), монастырь ап. Иоанна Богослова на о. Патмос
Иоанн Отшельник, Чужеземец, Богоносец, Критский (греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ερημίτης, ὁ Ξένος, ὁ Θεοφόρος; (ок. 970 - после 1027), преподобный. Внёс значительный вклад в возрождение монашеской жизни на Крите после арабского завоевания, основав ряд церквей и обителей

Память 20 сентября (Греч. [1]), 7 октября (Греч. [2])

Родился вскоре после освобождения Крита от арабов (961) в богатой семье в селении Сива. Населённый пункт с таким названием находится в 18 км к юго-западу от Ираклио, но исследователи считают местом рождения святого деревню Сивас в долине Месара.

С молодости он стал отшельником и переходил с одного пустынного места на другое, "опаляемый солнечным зноем и зимним морозом". Однажды, придя на гору Ракс близ Лифин [3], он нашёл пещеру, в которой было две могилы. Размышляя о том, кто бы мог быть здесь похоронен, он услышал голос, велевший построить церковь в честь погребённых здесь подвижников Евтихия и Евтихиана. Воздвигнув храм, Иоанн вверил его попечению некоего монаха. Л. Пти отождествлял эту постройку с церковью св. Евтихия (XI в.) близ Хромонастири, примерно в 10 км от Ретимно. Данную точку зрения разделяет современная церковная традиция, что однако противоречит описанию местности в Житии преподобного.

Странствуя, преподобный Иоанн достиг Мириокефальской горы и, т. к. была зима, решил укрыться в развалинах языческого святилища. Войдя туда, он ослеп. В течение неск. дней Иоанн молился об исцелении и на 7-й день услышал голос, велевший ему идти на восток и там, где он увидит свет, построить храм в честь Пресвятой Богородицы Антифонитрии. Выйдя из святилища и увидев на востоке столп света, преподобный прозрел. В основанном им монастыре он оставил своего ученика мон. Луку.

После этого преподобный построил близ сел. Мелик на горе Хамовуни церковь св. Георгия, называемую Дуврик. Н. Томадакис предположил, что название церкви связано с происходившими там исцелениями от водянки (на крит. диалекте ὁ δρούμπικας или δούβρικας - больной водянкой). Землевладельцы подарили Иоанну Отшельнику четыре пары волов и участок, где святой устроил цистерну, разбил виноградник и сад. Здесь он постриг в монахи богоугодного мужа по имени Никодим, который впоследствии стал иереем этого храма. Пти считал, что Мелик находился близ современного сел. Рустика, однако, по мнению Томадакиса, речь идет о мысе Мелехас (Малека) на полуострове Акротири на северо-западном побережье Крита.

Придя в окрестности г. Арий (τὸ ῎Αριον; в совр. местности Милопотамос, к востоку от Ретимно), преподобный Иоанн построил близ современного сел. Пийи церковь св. Георгия Опсаропиаста, или Псаропиаста (т. е. покровителя рыбной ловли). Дж. Томас и А. Константинидис-Хероу разделяют мнение Пти, что эта церковь находилась в Хромонастири. Местные жители подарили храму поле, две пары волов и небольшое число деревьев. Здесь преподобный постриг в монахи Евтихия, который, приняв священнический сан, стал затем настоятелем храма.

Возвратившись в Мириокефальский монастырь, оказавшийся в трудном материальном положении, Иоанн Отшельник застал монахов в растерянности, "не знающих, каким образом управляться". Занявшись устроением обители, преподобный нашел жертвователей, подаривших монастырю шесть пар волов, 150 ульев и два участка близ сел. Мусел (близ совр. сел. Драмия, в 45 км к юго-востоку от г. Ханья), где он основал подворье св. Патапия, разбил сад и виноградник. Вокруг монастыря преподобный также посадил деревья и устроил виноградник. Это хозяйство могло обеспечивать нужды монашеской общины, состоящей из 12 человек. Росписи собора Мириокефальского монастыря были выполнены в начале XI века.

Затем, согласно краткой редакции Жития, Иоанн Отшельник отправился в Константинополь к "нашим православным царям" (т. е. к Василию II Болгаробойце и Константину VIII) или, согласно пространной редакции,- к имп. Роману III Аргиру (1028-1034) и получил хрисовул, по которому Мириокефальскому монастырю ежегодно выдавались одна литра номизм и 12 монашеских одеяний. В пространной редакции говорится, что Мириокефальский монастырь получил статус ставропигиального от Константинопольского патриарха Алексия Студита (1025-1043), тогда как в краткой редакции дарование ставропигии приписывается императору. Императоры пожертвовали преподобному богослужебные книги, священные сосуды и иконы, а константинопольские вельможи - 1,3 тыс. овец, 300 коз, 16 кобылиц, 5 ослиц, 4 молодых мула.

По возвращении из столицы преподобный, "не имея ни часа отдохновения", продолжил странствия, во время которых он основывал церкви. В существующем доныне сел. Куфос, к юго-западу от Ханьи, он воздвиг церковь Пресв. Богородицы, для которой приобрел виноградник и поля. Этот храм отождествляется с церковью в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", сооруженной в 1004 году и перестроенной в XIV веке. Развалины храма, освященного во имя Иоанна Отшельника, находятся близ сел. Аликианос. Назначив настоятелем мон. Кирилла и устроив келью, святой отправился дальше.

Пещера прп. Иоанна Отшельника Критского
Пещера прп. Иоанна Отшельника Критского
До настоящего времени близ Айия-Румели сохранилась часовня ап. Павла, воздвигнутая преподобным Иоанном. Близ сел. Азогирей (ныне Азойирес, к северо-востоку от Палеохоры) преподобный построил церковь св. Георгия и разбил пасеку. Из-за беспокойства, причиняемого большим числом приходящих к нему верующих, старец поселился вдали от людей на побережье Акта, в окрестностях Кисамоса. На этом известии обрывается автобиография святого. Согласно завещанию преподобного, все построенные им церкви и обители подчинялись Мириокефальскому монастырю. В пространной редакции завещания указаны лица, заверившие этот документ: Мосх, диакон и номикос графевс Хандакса, протоспафарии и стратиги Крита Филарет Врахеон и Евмафий, иерей и императорский нотарий Лев Диаферер. Т. к. упомянутые лица жили позднее (напр., военачальник Евмафий Филокал был наместником Кипра (1099-1102/03, 1111/12-1118) и стратигом Крита (ок. 1118), то речь идет о заверении копии завещания.

Точное время и место кончины преподобного Иоанна неизвестны. Согласно критским преданиям, святой некоторое время подвизался в сел. Спилья (совр. ном Ханья), где существует храм в его честь.

По мнению Томадакиса, Иоанн Отшельник является автором гомилий на Евангелие от Матфея [4], переводов сочинений Аристотеля и, возможно, ряда гимнографических текстов.

Сохранилось две редакции Жития и завещания Иоанна Отшельник - краткая, представляющая собой автобиографию [5], и пространная, в которой повествование ведется от третьего лица [6]. Завещание было составлено, когда святой, обременённый болезнями, предвидел свою близкую кончину. В пространной редакции дата составления завещания указана как от Сотворения мира - 6536 (т. е. 1027/28), так и от Рождества Христова - 1031 год.

Икона прп. 99 отцов Отшельников Критских
Икона прп. 99 отцов Отшельников Критских
В период венецианского господства возникла легенда, зафиксированная в кратких синаксарных Житиях [7]. Согласно этой легенде, Иоанн Отшельник происходил из Египта. Приехав на Кипр, он стал подвизаться с 39 отшельниками. Затем они отправились на побережье Атталии (ныне Анталья, Турция), где к ним присоединились еще 24 человека. Когда число подвижников достигло 99, они отплыли на Крит, но из-за бури были вынуждены высадиться на острове Гавдос. Иоанн на своей распростёртой рясе, как на лодке, переправился на юго-западное побережье Крита и близ селения Азогирей устроил кельи в двух больших пещерах, куда впоследствии перебрались и друге подвижники. Желая большего уединения, святой переселился в пещеру близ нынешнего монастыря Гдернетту. Он питался только травой и плодами и из-за сильного истощения передвигался на четвереньках. Один пастух принял его за животное и смертельно ранил стрелой. Датой смерти отшельника считается 6 октября, однако поскольку в этот день отмечается память апостола Фомы, чествование Иоанна Отшельника было перенесено на 7 октября. Кроме того, память преподобного и 99 отшельников совершалась 20 сентября.

Местное почитание Иоанна Отшельника на Крите существовало до его официальной канонизации вместе с 98 критскими преподобными патриархом Константинопольским Кириллом I в 1632 году. В 1462 году в селении Апано-Флория (близ Канданоса) была воздвигнута церковь во имя Иоанна Отшельника.

В XVI-XVII веках Иоанну Отшельнику посвятили свои гимнографические сочинения мон. Максим (Мазарас) (первая половина XVI века), иером. Гавриил (Родитис) (+ ранее 1632), иером. Венедикт (Цангаролос) († 1645), иерей Антоний Граденигос (+ 1653), иером. Марк (Хаметис) (не позднее XVII в.), иерей Димитрий Сурумис (2-я пол. XVII в.) и др. Служба, изданная в 1782 году Георгием Велимасом (переиздавалась в 1787, 1857 и 1976), была составлена им из произведений др. гимнографов (использовал рукопись, родственную Ath. Laur. E 110, XVII в.). Служба 1782 года была переработана Иларионом (Кацулисом), еп. Рефимнским и Авлопотамским, и издана в 1877 году. В ней зафиксировано предание, что в церкви св. Виктора на о-ве Хиос хранится благоухающая честная глава одного из критских отшельников. По словам местных жителей, это голова Иоанна Отшельника. Однако, согласно современной критской церковной традиции, мощи преподобного (честная глава, верхняя челюсть, рука и шесть других частиц) хранятся в монастыре Гдернетту [8]. Другая служба в честь прп. Иоанна Отшельника была написана настоятелем Мириокефальского монастыря иером. Матфеем (Кирмизакисом) (+ вскоре после 1856) и издана в 1922 году. Анфимом (Леледакисом), еп. Кисамским и Селинским. В этой службе содержатся сведения, что после завоевания Кисамоса турками мощи Иоанна Отшельника были перевезены на один из Ионических островов (Закинф или Керкиру). В 1936 году новая служба преподобному Иоанну Отшельнику была составлена мон. Герасимом Микраяннанитом.

Иконография

Древнейшее изображение преподобного Иоанна Отшельника (ныне утрачено) находилось в росписи церкви 1328/29 г. в сел. Скудиана близ Канданоса. Наиболее ранняя из сохранившихся икон датируется первой половиной XVI века - «Преставление св. Иоанна Отшельника» в царских вратах из монастыря Гдернетту. После 1632 году была разработана иконографическая схема житийной композиции, посвященной Иоанну Отшельнику, авторство которой приписывается мастеру-синаиту Иеремии Палладе. В центре изображалась фигура святого в рост, как правило выделявшаяся размером. Преподобный Иоанн был изображен седым старцем, с клочковатыми прядями волос и узкой недлинной бородой, с ликом, напоминающим прор. Илию; облачения составляли светло-охристый хитон и коричневая ряса, синяя схима с опущенным куколем; в правой руке - мученический крест, левая, помещенная перед грудью, обращена ладонью вперед. Слева от святого представлен сонм монахов, с которыми Иоанн Отшельник получил общецерковное прославление, и показано чудесное перемещение преподобного на расстеленной рясе через пролив между Гавдосом и Критом. Справа в нескольких сценах изображена гибель святого: его ранил стрелой охотник, которому святой открылся и у которого принял покаяние, в верхней части - успение преподобного Иоанна в присутствии ангелов, уносящих его душу. Наиболее ранний пример подобного извода - икона XVII века в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе и ее упрощенный вариант - икона с ктиторской подписью: «Моление раба Божьего Кириака с женою и детьми» (вторая половина XVII века, Византийский музей, Афины); точное повторение извода - на иконе того же собрания начала XVIII века. Другой вариант этой же композиции, когда фигура святого не выделена размером и отсутствует изображение группы монахов,- на иконе рубежа XVII и XVIII вв. (Византийский музей, Афины). Создание икон с образом Иоанна Отшельника продолжалось и в новейшее время, о чем свидетельствует, напр., икона 1820 года «Святые Антоний Великий и Иоанн Отшельник», исполненная в традиционной манере с подписью: «Моление раба Божьего Михаила Пресбинита Пападам…» и находящаяся в церкви монастыря ап. Матфея в Ираклионе, подворье монастыря вмц. Екатерины на Синае. Святые представлены прямолично, в небесном сегменте - полуфигура благословляющего Спасителя. Облик и одежды преподобного Иоанна традиционны, его правая рука поднята перед грудью в благословении, в левой - крупных размеров черный крест и свиток.

Литература

  • BHG, N 2196, 2336;
  • Delehaye H. Deux Typica byzantins de l'époque des Paléologues. Brux., 1921. P. 188-196;
  • Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Ο ἅγιος ᾿Ιωάννης ὁ Ξένος κα ἡ διαθήκη αὐτοῦ // Κρητικὰ Χρονικά. 1948. Τ. 2. Σ. 47-72 [текст: Σ. 57-61, 66-72];
  • idem. ῾Υμνογραφικὰ κα ἁγιοιλογικὰ ᾿Ιωάννου τοῦ Ξένου κα τρεῖς νέοι συγγραφεῖς κανόνων // ΕΕΒΣ. 1950. Τ. 20. Σ. 314-330 [текст: Σ. 319-330]; idem. ῾Ο ἅϒιος ᾿Ιωάννης ὁ Ξένος κα ᾿Ερημίτης ἐν Κρήτῃ 10ος-11ος αἰών // ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 1-117.
  • Petit L. St. Jean Xénos ou l'Eremite d'après son autobiographie // AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 5-20;
  • Τωμαδάκης Ν. Β. ᾿Ιωάννης. ῾Ο Ξένος ἢ ῞Αϊ-Γιάννης ἢ ᾿Ερημίτης // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1243-1245;
  • Janin R. Giovanni Xenos (o l'Eremita) // BiblSS. Vol. 6. P. 923-925;
  • Kazhdan A. Xenos, John // ODB. Vol. 3. P. 2209;
  • BMFD. Vol. 1. P. 143-147 [текст: Р. 146];
  • Aubert R. Jean Xénos // DHGE. T. 27. P. 822-823.
  • Χατζηδάκης Μ. Εἰκόνες τῆς Πάτμου: Ζητήματα βυζαντινῆς κα μεταβυζαντινῆς ζωγραφικῆς. ᾿Αθῆναι, 1977. Σ. 160-161;
  • Ανδριανάκης Μ. Ο άγιος Ιωάννης ο Ερημίτης και η μονή του Γδερνέτου // Πεπραγμένα του E´ Διεθνούς Κρητολογικού Συνεδρίου. Ηράκλειο, 1985. Τ. 2. Σ. 48-49;
  • Βοκοτόπουλος Π. Λ. Εικόνες της Κέρκυρας. Αθήνα, 1990. Σ. 82-84;
  • Λιμάνια και καράβια στο Βυζαντινό Μουσείο: Ευρωπαϊκές Ημέρες πολιτιστικής κληρονομίας λιμάνια: Κατ. Αθήνα, 1997. Κατ. 4-6. Σ. 20-25;
  • Passarelli G. Creta: Tra Byzanzio e Venezia. Mil., 2007. Ill. 281. P. 229.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Θεοφόρος ἀπὸ τὴν Κρήτη", страница греческого сайта Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/696/sxsaintinfo.aspx.

[2]  "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης καὶ οἱ σὺν αὐτῷ Ὅσιοι 99 Πατέρες ποὺ ἀσκήτευσαν στὴν Κρήτη", страница греческого сайта Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/829/sxsaintinfo.aspx.

[3]  Ныне название Литино носит мыс близ Маталы; местность Ракс известна из Жития Евмения Гортинского, но она находилась близ Гортины

[4]  Ath. Laur. B 40, XII в.

[5]  Oxon. Bodl. Canon. 19, XV в.

[6]  в ркп. 1703 г. из церкви св. Евстафия и прп. Иоанна Отшельника в с. Цуруниана близ Кисамоса

[7]  Ath. Laur. E 510, XVI в.

[8]  Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201

Редакция текста от: 15.08.2020 22:25:11
Последняя редакция: 18.08.2020 02:57:22

"ИОАНН ЧУЖЕЗЕМЕЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google