> М-да, в итоге у нас "чужеземцем" оказался святой, родившийся на Крите и подвизавшийся там же, а не египтянин. Если невозможно разделить статью на два жизнеописания без допущений и ущерба здравому смыслу, то, вероятно, стоит оставить общую статью, с указанием всех нюансов.
В житии святого Иоанна 7.10 - ни в одном из источников! - не встречается прозвище "Кенос" - "Чужеземец', хотя это было бы логично! В то же время во всех источниках жития святого Иоанна 20.09 упомянуто это прозвище и воспроизведены иконы с таким надписанием. Нравится мне это или нет, удовлетворяет ли эта алогичность моё эстетическое чувство - значения не имеет. Я это не придумал, а просто воспроизвёл как есть.
Второе. Я не занимался разделением одного жития на два. Я воспроизвёл два ОТДЕЛЬНЫХ жития из Макария Симонопетрского, дополнив их кое-какими деталями из греческих житий а также из статьи в ПЭ. В последней грубый шов между двумя житиями виден невооружённым глазом. Их даже не пытались хоть как-то соединить, а просто тупо пришили начало второго к концу первого! Александр Юрьевич, я это не придумал! Я не зря привёл такое количество источников в разделе "Память". Это всё свидетельства отдельного почитания двух святых во всём мире, кроме ПЭ! Клод Лапорт, в похожих на этот случаях обычно либо оставляющий одно имя, либо делающий оговорку о возможности идентичности или сходства, здесь этого не делает.
Какова бы ни была степень легендарности первого или второго жития (а такое сто раз бывает и есть в агиографии, которая доносит не историческую, а иконическую правду), это вовсе не повод вычёркивать одного из святых из святцев как минимум трёх поместных Церквей и при этом стыдливо заметая под плинтус одно из житий ввиду того что кому-то оно, видите ли, показалось легендарным. Так мы пойдём по пути окончательно утративших веру католиков, которые пачками вычёркивают из Римского мартиролога святых, которых нельзя запихнуть в рентген-аппарат и проверить научным способом.
Давайте придерживаться единых стандартов: отражать существующую ЦЕРКОВНУЮ литургическую практику. Упоминать при этом о мнениях скептиков не возбраняется - вера не боится испытания неверием. Лишь бы решение принимали верующие, а не нигилисты.
P. S. Александр Юрьевич, не серчайте за резкость. Я пишу то что думаю. Добавить могу лишь одну конкретную деталь: Константинопольский Патриархат, канонизовавший св. Иоанна с 98-ю (7.10) в 1632 году, тоже отличает его от св. Иоанна (20.09), КОТОРОГО при этом называет "The Foreigner".
И в житиях на многих языках никого почему-то не смущает, скажем, вот такой чуть ли не типовой (для житий) абзац (отсюда https://www.johnsanidopoulos.com/2016/09/saint-john-stranger...tml - к сожалению, там текст не копируется):
| (для форума) |
Ну, родился на Крите, ну, прозвали "Иностранцем"... "Хоть горшком назови, только в печь не ставь!"
Если Вас этот эпитет так уж не устраивает, ну, давайте переименуем статью в "Иоанн Богоносец", в шапке прозвище "Чужеземец" переместим на предпоследнее место (только не забыть в греческих словах сделать то же самое - порядок их соответствует русским), а в календарных статьях хоть и вовсе слово "Чужеземец" убрать.
(Ну, и так, мелочи на всякий случай: память 9 подвижников Критских 7 октября отмечена во 2 томе "Настольной книги священнослужителя", https://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf, поиском с. 164, и в Минее-октябрь МП, с. 942, http://korolev.msk.ru/minea/oct/oct942.html. У Спасского подробнее: "99 подвижников в Крите. Житие в Новом Лимонаре. Время жизни неизвестно.
Знатнейший из них Иоанн. Глава одного из них благоухающая, говорят, Иоанна на о.
Хиосе в церкви муч. Виктора".)
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ я уже сказал всё что мог, считаю это достаточным и продолжать полемику не стану. Решение за Вами.
|