Обсуждение статьи "ИОАНН ЧУЖЕЗЕМЕЦ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3760
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Алекандру Иванову - ПРОСЬБА (срочная!)
18.08.2020 13:01:40 в ответ на "Re: Алекандру Иванову - ПРОСЬБА (срочная!)" (Илич Нина)

> есть уточнение, посмотрите, пожалуйста. Судя по этим ссылкам
> память святого - 20 сентября
> фотография мощей (Главы прп. Иоанна) должна быть в статье - ИОАНН ЧУЖЕЗЕМЕЦ сейчас она в ИОНН ОТШЕЛЬНИК, КРИТСКИЙ

Видите ли, во многих греческих материалах я усматриваю следы смешения двух разных святых. Это ведь действительно проблема [1], и я понимаю модератора, который должен принимать решение и отвечать за него. У меня нет ни секунды сомнения в том, что святых двое. Изложив в двух статьях два разных жития по Макарию Симонопетрскому, я поставил фото главы в статью о св. Иоанне 7.10, потому что она находится - согласно подписи - в Монастыре Гдернетту на полуострове Акротири - т. е. там, где, согласно Житию, подвижничал именно этот святой!

По поводу раздела о богослужебных текстах. Из выделенного Вами фрагмента я выделил меньший кусочек, который меня смущает: "В ней зафиксировано предание, что в ц. св. Виктора на о-ве Хиос хранится благоухающая честная глава одного из критских отшельников. По словам местных жителей, это голова И. О. Однако, согласно совр. критской церковной традиции, мощи И. О. (честная глава, верхняя челюсть, рука и 6 др. частиц) хранятся в монастыре Гдернетту". То есть - констатируется противоречие, могущее свидетельствовать о наличии двух глав (мощей) двух одноимённых подвижников. Помещать этот фрагмент текста - значит, дополнительно писать к нему "объяснительную записку". Я уже прикидывал, как это сделать. Вероятно, можно вставить этот кусок в статью о Чужеземце сразу после кончины - там, где обычно раздел о почитании - как свидетельство о наличии ЕГО мощей. А современную традицию (Гдернетту) объяснить тем, что она относится к Отшельнику (см.). В статье же об Отшельнике привести только текст о том, что "согласно совр. критской церковной традиции, мощи И. О. (честная глава, верхняя челюсть, рука и 6 др. частиц) хранятся в монастыре Гдернетту".

Но всё это можно будет сделать, если Александр Юрьевич в принципе примет уже сделанное мною. Если же нет - то нет смысла об этом говорить. Лимит у меня всё равно пока заперт.



[1]  В книге "Жития Святых в землях Британских и Ирландских просиявших" (Лондон: Сурожская епархия, 2012) сказано о том, что на Британских островах в Средние века было известно около шестисот (!!!) святых, носивших имя Колумба. В современных западных месяцесловах их осталось всего трое. Остальные со временем забылись. Но никто не гарантирует, что жития, передаваемые изустно в течение столети, не могли перемешаться... Сегодня не секрет, что в житиях Николая Чудотворца присутствуют эпизоды из жизни двух разных Николаев (подробнее см. https://drevo-info.ru/articles/4466.html#t10). Смешение Динисия Ареопагита с Дионисием Парижским - ещё один хрестоматийный пример.

Ответить