> По тексту статьи. Не буду очень настаивать, но мне кажется, что обширный пересказ исследования текста службы из статьи Темчина "Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии..." в "Древе" совершенно ни к чему. > ..< Не потому, что это секрет, а потому, что это, в общем, не имеет отношения к делу.
На безрыбье и рак [свищет]. Не буду очень настаивать, но мне кажется, что Темчинас вообще не в теме [имхо]. Кодовое слово: Рымник-1761.
Алла Евдокимова, со ссылкой на Даницу Петровић [http://www.music.sanu.ac.rs/Srpski/AssDP.htm ], в своей диссертации пишет: "Естественно, что для сербских верующих людей, утративших возможность жить на своей земле, этого было не достаточно. Поэтому в традиции Сербской Православной Церкви сложилась особая книга – Србляк, содержащая службы сербским святым. Начало ее формирования исследователи относят к 1538 году, когда Божидар Вукович опубликовал в Венеции в составе «Саборника» службы святым Савве, Симеону и Стефану Дечанскому. В 1716 году насельник фрушкогорского монастыря Раковац иеромонах Максим составил службы и жития двенадцати сербским святым. На основе его рукописи в 1761 году епископ Арадский Синесий (Живанович) опубликовал в Римнике первый вариант книги Србляк. В 1765 году в Венеции вышло второе издание, которое Захария Орфелин дополнил изображениями ликов святых. В 1770 году митрополит Иоанн (Георгиевич) составил общую стихиру с упоминанием 36 сербских святых, указав: «глас 5». В 1861 году митрополит Михаил вновь опубликовал Србляк, дополнив его службами восьми святым и новым праздником – Собором сербских святителей, празднуемым 30 августа (11 сентября) [5, с. 129]. Вполне возможно предположить, что сербские переселенцы хотели чтить память всех своих святых" ... .
[5]: Традиции и новаторство в сербской музыкальной практике XVIII века / Д. Петрович (Сербия, Белград) // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства : наука и практика : (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского) : материалы междунар. науч. конференции 12-16 мая 2009 года / сост., отв. ред. И. Е. Лозовая. – М. : Московская консерватория, 2011. – 610 с. – (Гимнология : вып. 6).
Источник: http://nnovcons.ru/files/Dis/dis_evdokimova.pdf
| Состав двух Сербляков. Из статьи -Голубович Татьяна, Национальные святые в календаре Сербской Церкви (по средневековым источникам // Latopisy Akademii Supraskiej. Kalendarz w życiu Cerkwi i wspólnoty. vol.4. Wydawca: "Fundacja Oikonomos", Białystok 2013, С. 47 | Татьяна Суботин-Голубович пишет:
"Службы сербским святым не всегда стоят на своем месте в минеи. Часто встречаются случаи, когда они прибавлены в конце рукописи. Гораздо чаще сербские службы и жития святых сербов входили в состав отдельных сборников, которые со временем стали называться Сербляками (србљак). Сербляки по своему составу бывают очень разнообразные. Древнейшие из них восходят к концу XV века. Даем пример: в рукописи № 479 собрания монастыря Хиландаря (составленной из нескольких частей XV-XVI вв.) сначала находится служба королю Милутину, написанная патриархом Даниилом Баньским, затем служба Стефану Дечанскому (Григория Цамблака), служба Петру Коришкому; за службами следуют жития Стефана Дечанского и Петра Коришкого [48].
"Содержание рукописи № 18 Народной библиотеки Сербии наглядно показывает, как складывались сборники типа Сербляк [49]. Рукопись конволют, составленная из минеи праздничной на февраль – август (вторая четверть XV в.) и Сербляка 1525 года написания. В состав Сербляка вошли служба и проложное житие патриарха Ефрема, написанные епископом Марком, службы св. Савве и Симеону, написанные Феодосием мнихом, проложные жития архиепископа Арсения, Саввы (со стихами Силуана) и Симеона, служба Арсению, написанная Данилом II, служба архиепископу Евстатию того же автора, служба архиепископу Никодиму, написанная Марком Печским.
"Сербляки XVIII века имели важную роль в собирании и объединении служб и житий сербских святых. На основании одной рукописи Сербляка (1714 г.) из монастыря Раковца (Раковачки Србљак) в типографии города Рымника трудом и старанием епископа арадского Синесия Живановича были впервые напечатаны Правила молебныя святых сербских просветителей [50]. Таким способом культы сербских святых быстрее стали проникать в богослужение Сербской церкви. Издание, которое подготовил белградский митрополит Михаил, еще больше расширило национальный календарь Сербской церкви, так как он постарался собрать весь к тому времени известный материал [51].
48 - Д. Богдановић, Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара, Београд 1978, с. 183.
49 - Љ. Штављанин-Ђорђевић, М. Гроздановић-Пајић, Л. Цернић, Опис ћирилских рукописа Народне : библиотеке Србије. Књига прва, Београд 1986, с. 30-34.
50 - Л.Чурчић, Српске књиге и српски писци 18. века, Нови Сад 1988, с. 32-75 (глава: Србљаци у 18. веку).
51 - Польскому читателю стоит посмотреть книгу D. Gil, Serbska hymnografia narodowa, Kraków 1995
- Суботин-Голубович Татьяна, Национальные святые в календаре Сербской Церкви (по средневековым источникам // Latopisy Akademii Supraskiej. Kalendarz w życiu Cerkwi i wspólnoty. vol.4. Wydawca: "Fundacja Oikonomos", Białystok 2013, С. 46
В приложении, на С. 47 Татьяна Суботин-Голубович приводит сравнительную таблицу
52 - Не принадлежит к средневековому пласту. Стефан упокоился после 1540 г., но культ повидимому стал развиваться в XVII в., когда по приказу белградского митрополита Авессалома была составлена повесть. Службу Штиляновичу в 1675 г. написал монах Петроний в монастыре Хопово. Л. Павловић, op. cit., с. 155-161.
53 - Не принадлежит к средневековому пласту. Василий упокоился в 1671 году. Впервые служба ему напечатана
в белградском Сербляке. Ее автором, воэможно, был митрополит Михаил. Л. Павловић, op. cit., с. 161-167.
|