> Но в официальном календаре Русской Православной Церкви в разделе "Соборы святых" - http://calendar.rop.ru/?inc=04 - праздника такого нет. Зато значится Собор:
> Сербских святителей
> Поэтому оба названия имеют официальный статус и должны оставаться в энциклопедии
Одно несомненно: правильное название, соответствующее тексту службы, напечатанной в том числе и в русской Минее - это название "Собор Сербских просветителей и учителей". Вот он и должен быть основным. А о том, что в РПЦ название в другое, можно упомнуть в статье. Хотя - посмотрим, как это название выглядит в календарной статье? Оказывается, никак! Его нет! Написано просто: "Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа." - безо всякого названия. Тогда как названия соборов обычно в календарных статьях содержатся. В общем, неувязочка в Русской Церкви с этим названием, и никуда от этого не деться. Правильно было бы, следуя календарной статье, считать, что у нас эот собор не называется никак. Позору меньше.
(Кстати, у нас в списке "соборов" http://calendar.rop.ru/?inc=04 есть очень интересный собор: "трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста". А ещё - соборы "святых отец" и "святых праотец". То есть: три "собора", которые никогда в календаре соборами не называются! Нет таких "соборов"!
> По той же причине казус о переосмыслении "святителей" как "святых" в сербском языке - актуален для этой статьи.
Я не согласен. Вы хотите академизировать обыкновенную ошибку нерадивых клерков? Но этот казус к ней не имеет отношения! "Светитель" стал означать "святой вообще" - в современном сербском? А при чём тут путаница между 1) "просветителями и учителями" и 2) "святителями"? Это совсем другие слова, это не путаница между святителями и святыми! И Вы посмотрите на это жалкое объяснение http://www.patriarchia.ru/db/text/908546.html : "Собор сербских святителей празднует пастыреначальников Церкви Сербской ХIII-ХVII веков". А почему именно этих веков, а не других? Это же из пальца высосано!
> > Остаётся интересный и не име.щий пока ответа вопрос. В 3-м тропаре 4-й песни канона есть обращение: "Надежду имуще вас, святии архипастырие со прочими СЕДМИЮНАДЕСЯТЕ" - т. е. "семнадцатью". Кто такие эти семнадцать?
> В "Сербляке" имеем чуть другую редакцию: Надежду имуще вас святии архипастыри и патриарси со прочими седмнадесяте (см. с. 518, https://ru.scribd.com/document/7162087/Srbljak-II-Deo). Вам славянский яснее, я могу только догадываться что "семнадцать" - это как раз данный сонм, составленный из "святых архипастырей и патриархов с прочими". Учитывая, что в службе не упоминается священномученик Гавриил I, математика почти сходится.
Я тоже думал об этом. 17 - это святители без преподобного Симеона и без не упомянутого в службе сщмч. Гавриила. (Что до разночтений: "седмнадесяте" - это, скорее всего, ошибочное смешение родительного ("седминадесятИ") и творительным ("седмьюнадесятЕ") падежей. Издатели Миней просто исправили ошибку.)
> > Вторая икона - фактически тоже икона просветителей и учителей
Если так, то эта икона точно к статье и к празднования не имеет никакого отношения. Её бездумно помещают рядом со списком просветителей - как здесь: http://www.srbija.ru/mat/prav/3176-id Мы должны им уподобляться?
|