Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СОБОР СЕРБСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Мой вариант окончательного списка
25.12.2018 15:24:26 в ответ на "Re: Мой вариант окончательного списка" (Харин, Илья Николаевич)

Начну с того, с чем не могу с Вами согласиться. Мне кажется, Вы не вникли и потому не поняли.

> Из-за того, что в современном сербском языке слово "святитель" (светитељ) стало употребляться в смысле "святой", краткое название празднования - Собор Сербских святителей (Сабор српских сиетитеља) - обозначает "Собор Сербских святых"

Это некорректное заявление. Какие бы ни были там казусы со словом "светитель" в современном сербском языке, но изначально по-славянски праздник в службе в Сребляке и Минее называется "Собор святых Сербских просветителей и учителей". Слова "святитель" в том заголовке нет! Оно появляется только вместе с поимённым списком - как в зелёной Минее: "Собор святых Сербских просветителей и учителей. [Точка! - д. А.] Святителей..." - и далее неполный список. Это не праздник сербских святых вообще, и не всех сербских святителей! Раз Вы читали службу, то знаете, что там прославляются только святители (единственное исключение - преподобный Симеон Мироточивый), но не все, а только "просветители и учители". И в тропаре обращение - к кому?

> Первосвятителие Богоноснии, отцы наши,/ яко просветителие сербстии, / святии первопастырие и патриарси ...

Итак, я бы настаивал (на основании заголовка и содержания службы), что название праздника должно быть "Собор святых Сербских просветителей и учителей". И весь пассаж в конце об изменении смыслов слова "светитель" в современном сербском надо убрать как не имеющий, собственно говоря, отношения к теме.

О поимённом составе. У меня есть выборка поимённых обращений в тексте все службы. Всего их 66, и понятно, что некоторые имена повторяются по нескольку раз. Все 19 имён, упоминаемых в службе, перечислены вместе один раз - в славнике на "Господи, воззвах" великой вечерни. Я бы дополнил текст статьи: "Перечень прославляемых в службе святых в наиболее сжатом виде представлен в следующем молитвенном воззвании (см. славник на "Господи, воззвах" великой вечерни): ..."

Остаётся интересный и не име.щий пока ответа вопрос. В 3-м тропаре 4-й песни канона есть обращение: "Надежду имуще вас, святии архипастырие со прочими СЕДМИЮНАДЕСЯТЕ" - т. е. "семнадцатью". Кто такие эти семнадцать?

По Григорию. В "Настольной книге" и в содержании Минеи он находится в конце списка, без дат: "...и Григория епископа". Последнее слово говорит о том, что он не архиепископ и не патриарх, а только епископ. Дату "1012" лично я встречал лишь однажды - в "Троицком календаре" (Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013. - С. 116). Откуда у них эта дата? Вероятнее всего, от сербов. Найти в сети нормальный сербский календарь невозможно. Есть сербский сайт на английском языке - вот там есть список:

> Synaxis of the Serbian Hierarchs: Sts. Sava I (1235), Arsenius (1266), Sava II (1271), Eustathius I (1285), James (1292), Nicodemus (1325), and Daniel II (1338), archbishops; Sts. Ioannicius II (1354), Spyridon (1388), Ephraim II (1395), Cyril (1419), Nicon (ca. 1439), Macarius (1574), Gabriel I (1659), patriarchs; and St. Gregory (1012), bishop
> Commemorated on August 30/September 12
> The Sobor-Assemblage of Serbian Sainted-Hierarchs celebrates arch-pastors of the Serbian Church of the XIII-XIV Centuries. The majority of them, in addition to this general commemoration, have individual days of celebration: Sainted Archbishop Savva I ‑- 12 January; Sainted Archbishop Arsenii I – 28 October; Sainted Archbishop Savva II – 8 February; Sainted Archbishop Evstaphii I – 4 January; Sainted Archbishop Nikodom – 11 May; Sainted Archbishop Daniel – 20 December; Sainted Patriarch Joannikii II – 3 September; Sainted Patriarch Ephrem II – 15 June.

Как видите, сербы тоже пишут (1012). Однако в посте Олексія Тре перед моим есть цитата из "Житий" прп. Иустина (Поповича), ставящая точку в этом недоумении:

> Григорије (епископ Рашки)

То же подтверждает "Охридский пролог": https://svetosavlje.org/dan-prologa/30-avgust-po-julijanskom...12/

Так что с Григорием II, еп. Рашским (+ после 1313) вопрос закрыт. Лишнее подтверждение: ПЭ http://www.pravenc.ru/text/166791.html называет его святым и указывает дату памяти - 30 августа, т. е. в данном Соборе.

По тексту статьи. Не буду очень настаивать, но мне кажется, что обширный пересказ исследования текста службы из статьи Темчина "Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии..." в "Древе" совершенно ни к чему. Статья посвящена узкоспециальным разбором того, как компилировалась служба, это интересно гимнографам и литургистам. Простого пользователя такая информация может только ввести в заблуждение: мол, служба "халтурная". Но дело в том, что гораздо больше половины всех служб, составлявшихся примерно с 15-го века, представляют собой подобные компиляции. Неужели же в каждой статье нужно помещать информацию об этом? Не потому, что это секрет, а потому, что это, в общем, не имеет отношения к делу.

Ещё. В аьзаце: "В официальном календаре Русской Православной Церкви ныне представлен немного сокращённый список Собора [3], в который входят: " - нужно убрать слово "ныне". Потому что такой же краткий список висит и у сербов, и в швейцарской книге Клода Лапорта повторен он же. Есть основания полагать, что этот список в таком виде существует достаточно давно, и не только в РПЦ (другое дело, что в "Древе" мы ссылаемся на РПЦ как на приоритетный календарь).

Об иконах в статье. Та, что стоИт сейчас первой - действительно икона просветителей и учителей: на ней изображено 18 человек - 17 святителей и в центре в монашеском одеянии - Симеон Мироточивый. То есть все те, кто прославляется в тексте службы. Вторая икона - фактически тоже икона просветителей и учителей, что бы там ни было вверху написано. На ней людей меньше, но в первом ряду присутствует один-единственный не-святитель - всё тот же Симеон Мироточивый. Я бы сохранил в статье оба изображения - хотя бы потому, что второе красивее. Но название второго всё же поменял бы на соответствующее истине, а не ошибочное.

P. S.

> [Без разбора] На сайте храма Петра и Павла (Сербское подворье) в календаре указ. персональные памяти 33 святителям: http://serbskoe-podvorie.ru/calendar/

Как уже писалось выше, это не Собор святителей (всех), а собор просветителей и учителей.

Ответить