Илья Николаевич, и последняя находка. (Простите, что вот так, в онлайне. Я уж и так всё своё забросил...)
У меня в недавно правленом списке было отмечено, что на сайте heiligenlexikon.de к списку добавлены ещё два имени - Иоанн и Максим. Так вот, я нашёл, откуда это они взяли! Я-то себе список из Минеи переписал, а оказывается, в "Настольной книге" был ещё и текст, где в конце было сказано следующее: "В общей службе Сербляка (сборник служб Сербским святым) на 30 августа упоминаются также святитель Иаков (+ 3 февраля 1292 года), архиепископ Сербский, святитель Григорий, епископ (происходил из знаменитого рода Нееманичей), а также святители: архиепископ Савва III (1305—1316), Патриархи Кирилл, Никон, Иоанн, Максим" (НКС, т. 2, с. 783, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf). Я, когда прочёсывал текст службы, Иоанна и Максима пропустил. Конечно же, они там есть, это моя оплошность. Поэтому ещё двоих в Собор нужно добавлять! А вот кого?
Сербский патриарх Максим был один - Максим I (Скопланин) (1655 - 1672). А вот Иоаннов - двое: Иоанн I, архиеп. Сербский (патриаршество не признано османами; + 1-я четверть XVI) и Иоанн II (Кантул) (1592 - 14 октября 1613). Видимо, последний: в ПЭ http://www.pravenc.ru/text/471278.html есть его изображение с нимбом!
Максим есть в 43 томе ПЭ. Копирую статью о нём (с. 20):
МАКСЙМ (Скопленец, Скоплянец) (+ 30.10.1680, мон-рь Печская Патриархия), патриарх Печский, с 1655 г. Прозвище Скопленец, возможно, указывает на г. Скопье как на место его рождения. На основе исследований М. можно идентифицировать с Максимом, митрополитом Рашским и Новопазарским, к-рый в 1631 г. упоминается в связи с покупкой богослужебных книг для бедных храмов, а в 1640 г. он выкупил берат на управление кафедрой у нового султана Ибрагима I (1640-1648). Управлял Рашской митрополией до 1643 г., затем стал митрополитом Герцеговинским, но когда в 1648 г. его преемник по Рашской кафедре, сщмч. Гавриил I (Раин), возглавил Печскую Патриархию, вернулся на Рашскую кафедру. М. возглавил Печскую Патриархию в 1655 г., после отъезда (1653) патриарха Гавриила I в Москву, где тот решил остаться навсегда и отослал свиту домой с поручением избрать вместо себя нового патриарха. После возвращения патриарха Гавриила в Сербию положение М. не изменилось. Он носил титул «Божьей милостью архиепископ Печский и патриарх всех сербов и болгар и других». Заботился об укреплении церковной структуры и выплате долгов Патриархии казне Османской империи, для чего собирал милостыню по епархиям и мон-рям: в 1658 г. посетил мон-рь Хиландар, в 1661 г.— Валахию, в 1662 и 1664 гг. — Самоков и Разлог, в 1666 г.— монастырь Шишатовац, в 1671 г. — мон-рь свт. Николая в Кабларском ущелье. В записи 1671 г. упоминается, что М. совершил паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим. Рим. Конгрегация пропаганды веры безуспешно пыталась возобновить с ним переговоры о заключении унии. Ок. 1669 г., вероятно после инсульта, оставил Патриарший престол. Его преемником стал Арсений III (Черноевин). Похоронен возле входа в ц. свт. Николая Чудотворца Печской Патриархии.
Лит.: Тричковић Р. Српска црква сред. XVII в. // Гласник САНУ. Одељење ист. наука. Београд, 1980. Књ. 120. Св. 2. С. 106, 122, 157; Српски jepapcи. С. 98-100, 303-304; Шулетић Н. С. Максим, патриарх // Српски биографски речник. Нови Сад, 2011. Књ. 5. С. 763- 764.
Я. В. Радосавлевич
|