Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АЛТАЙСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: об Алтайской обновленческой епархии (рекурсия)
02.12.2017 01:57:00 в ответ на "Re: об Алтайской обновленческой епархии" (Олексій Тре)

> Таким образом, к концу двадцатых годов на Алтае действовало пять епархий Русской православной церкви. Кроме того, с дореволюционных времен существовала старообрядческая Томская и Барнаульская епархия. К тому же обнаружились документы, свидетельствующие о работе в 1925 году Бийского епископата адвентистов седьмого дня (док. 382).

В 2001 году канд. ист. наук. из Кемеровского гос.университета пишет доклад (по факту - это выжимка из Документов по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае 1917-1998 гг, Барнаул, 1999 год). Правда, не понятно, на каком основании он в 2001 назвал Алтайскую обн. епархию Барнаульской. Но, это не важно, в 2015 он, уже в звании докт. ист. наук., исправился, и говорит, что это была "Алтайская епархия обновленцев (с резиденцией в г. Барнауле)", см. http://drevo-info.ru/forum/12464.html (сделаем рекурсию).

Теперь сам доклад - см. Овчинников В.А. Русская Православная Церковь в условиях становления тоталитарного режима в СССР (на материалах Алтайского края) // Тоталитарный менталитет - проблемы изучения, пути преодоления: материалы международной научной конференции (Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.); ред. Бонвеч, Б.; Галактионов, Ю.В. и др.; Изд-во: Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 г.; Кузбассвузиздать, 2003 С. 344-352 (выцарапано отсюда: http://books.google.com.ua/books?id=SWoHAQAAMAAJ)

[С. 348-351]:

На Алтае обновленческий раскол организационно оформился по срокам одновременно с европейской частью. Быстрое распространение обновленчества в РСФСР пришлось на 1922—1923 гг. К концу 1922 г. государство. передало. обновленцам. около. 2/3 всех. действующих в стране храмов (прим. 20000). Арест патриарха и дезинформация — письмо об отречении, опубликованное в «Известиях» 12 мая 1922 г., усугубили раскол. Кризис обновленчества совпал с освобождением патриарха Тихона. Несмотря на поддержку ГПУ, к 1924 г. число обновленческих храмов сократилось до 10000, начался мощный отток священников из обновленческих приходов в Тихоновскую церковь. К 1927 г. обновленческие приходы составляли всего 1/4 от общего числа приходов православной церкви (9. С. 18). К 1929 г. окончательно признало неэффективность данной формы, отметив, что внутрицерковная борьба, подрывающая Церковь изнутри, пошла на спад. Государство перешло к внешне противоположной линии — объединению Церкви и переходу к полному контролю над ней (1. С. 74—75).

На юге и востоке страны, в т.ч. на Алтае, обновленчество отличалось более высокими качественными и количественными характеристиками. В декабре 1922 г. съезд мирян и духовенства обновленческой ориентации прошел в Барнауле. Было решено образовать самостоятельную епархию в Алтайской губернии с присоединением к обновленческой Сибирской митрополии — Сибцеркви (г. Новониколаевск). В 1923 г., после съезда духовенства и мирян Каменского уезда, была образована Каменская епархия, примкнувшая к обновленчеству. В Бийском уезде, где духовенство сохранило крепкие Алтайской духовной миссии и осталось верным патриарху Тихону, обновленчество встретило серьезный отпор. Его лидеры, попытавшись по старости лет уволить «тихоновца» епископа Бийского Иннокентия (Соколова), смогли с помощью власти после ареста последнего и отправки в Москву переломить ситуацию. В 1925 г., после собрания, была образована Бийская обновленческая епархия. Надо подчеркнуть, что обновленческая церковь пользовалась всесторонней поддержкой властей. Одним из путей были аресты и запрещение деятельности староцерковных епископов. Например, в 1924 г. епископ Бийский Никита (Прибытков) был привлечен к ответственности, подвергнут административному преследованию, т. к. не имел прав священнослужителя в связи с отсутствием регистрации и епархиальное управление при нем являлось незаконной организацией, нарушающей декрет об отделении (6. С. 74). В 1930-е гг. по просьбе обновленцев был подвергнутаресту и высылке по суду из Бийска епископ Герман (Кокель). Во время пропагандистских поездок обновленческим епископам и священникам Алтайским губисполкомом выдавались специальные удостоверения с указанием не чинить препятствий.

Быстрое распространение обновленчества на Алтае объясняется не только поддержкой новой власти, но и рядом объективных причин. Духовенство обновленческого толка первым стало восстанавливать организационную структуру и проводить активную работу, давая опору и надежду. В 1924 г. с восстановлением староцерковных епархий в Барнауле и Бийске, активизацией в Барнауле и Бийске, активизацией работы в связи с прибытием епископов Никодима и Никиты сразу усилился отход из обновленчества. Большую роль сыграло отсутствие информации и распространение дезинформации при разрушенной вертикали управления. В протоколе допроса епископа Барнаульского Владимира (Юденича) описывается ситуация 1927 г. после прибытия его в епархию.

Часть духовенства была уверена, что Временный Высший Церковный Совет (григорьевцев) возглавляется митрополитом Петром. После сообщения о его неканоничности и получения от епископа Бориса Можайского известия о переходе в обновление митрополита Сергия было принято решение об объявлении автокефалии. Для ознакомления с опытом объявленной ранее архиепископом Дмитрием (Беликовым) Томской автокефалии в Томск была отправлена делегация. Но вскоре обнаружилось, что Томская епархия обвинена в неканоничном общении с патриаршей церковью, а митрополит Сергий не переходил в обновленчество и состоит заместителем патриаршего местоблюстителя. В результате епископ Владимир остался в подчинении митрополита Сергия. Данный пример ярко показывает всю неразбериху в делах епархии, поток ложной информации и упорство, с которым церковные иерархи пытались сохранить единство РПЦ и выбрать верный путь (6. с. 173).

Козырем в руках обновленцев стал раскол в среде староцерковников. Григорьевцы организационно оформились и занимали прочные позиции в Барнауле и степном Алтае. Таким образом, на территории Алтая к концу 1920-х гг., помимо старообрядческих, существовали шесть православных епархий: Барнаульская, Бийская, Каменская обновленческие; Барнаульская, Бийская сергиевские и Барнаульская григорьевская. По данным обновленческой Барнаульской епархии, в 1923 г. на ее территории существовало 100—120 обновленческих приходов, 120 сергиевских и григорьевских; в 1929 г. обновленческих — 54, сергиевских — 115, григорьевских — 97, неопределенной ориентации — 10 (6. С. 19, 42—43). В составе Бийской епархии в 1929 г. состояло 33 обновленческих и около 30 староцерковных прихода, к 1932 г. число первых упало до 24, сергиевских стало более 30 (6. . С. 68, 71). В Каменской епархии число обновленческих приходов с 1929 г. по 1931 г. снизилось с 41 до 19 (6. С. 82—84). В отличие от других регионов, на Алтае обновленческое движение пошло на спад только в начале 1930-х гг.

В этот период начался массовый переход священников из обновленческих приходов в сергиевские. В 1931 г. обновленческий епископ Александр (Введенский) перешел под каноническо управление митрополита Сергия.

Выстоять в борьбе с расколом РПЦ помогла непримиримая позиция по отношению ко всяким отклонениям от канонов. Обновленчество классифицировалось как еретичество и обвинялось в связи с коммунистическим режимом. Григорьевцы также не советовали обращаться к обновленцам и молиться в их храмах. В основе несовместимости рассматриваемых направлений лежала не только неканоничность обновленчества, но и его позиция по отношению к новому режиму.

В идеологическом и административном наступлении на РПЦ в 1921—1928 гг. большое внимание уделялось антирелигиозной пропаганде, значительную роль в организации которой сыграл «Союз воинствующих безбожников», разбросившей свою сеть по сельским районам Алтая. Члены союза занимались не только пропагандой, но и сбором информации, поиском более эффективных методов борьбы с религией.

В 1920-е гг. продолжался процесс подрыва экономической основы Церкви и священнослужителей. В отчетах всех направлений указывается на Плачевное состояние приходов, многие пастыри были вынуждены уходить на заработки, бросая паству. В фондах ЦХАФАК содержатся письма священников с просьбой об увольнении ввиду непосильных налогов.

[...]

4. Монастыри. Русская Православная Церковь. Энциклопедический справочник. м., 2000.
5. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917—1921). м., 1975.
6. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917—1998 гг.). Барнаул, 1999.
7. ЦХАФ АК. ФР. 690, оп. 1, д. 1, л. 155—156.
8. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917—1999). СПб., 2001.
9. Булавин М. В. Взаимоотношения государственной власти и православной церкви в России в 1917—1927 гг. гг. (на примере Урала): Автореф. ... дис. канд.ист. наук. Екатеринбург, 2000.

Ответить