> > Я бы оставил приоритет за официальными святцами. Т.е. если есть память у греков и в Минее, то пишем "Греч.", если только в Минее, то ничего не пишем.
Я согласен именно с таким вариантом. Сейчас попытаюсь объяснить почему.
Есть официальный календарь - и есть отступления от него в сторону "плюс" (НКС, Минеи), которые ни малейшим образом не влияют на сам официальный месяцеслов. Изредка памяти, присутствующие в НКС и Минеях, но отсутствующие в оф. календаре РПЦ, упомянуты в "Богослужебных указаниях", - это почти исключительно памяти русских святых (очень редко - сербских и болгарских, но таковые есть соответственно в сербских и болгрских календарях). Такие русские памяти предлагаю либо оставлять без помет, либо - со специальной пометой (см. ниже).
> В таком подходе меня коробят две вещи. Во-первых, те святые которые более чтимы - т.е. их память есть и у нас и в другой поместной Церкви - будут выглядеть как будто бы менее признанными в Русской Церкви. Приписочка "(Греч.)" будет говорить человеку - "Это, де, не совсем наша память. Это - иноземная, малоизвестная." И наоборот, менее общепризнанные святые - которых поди найди в самом полном месяцеслове любой страны - будут выглядеть более признанными в Русской Церкви, т.к. никакой приписочки рядом с ними не будет.
Чтобы не было недоумения по поводу якобы "более" и "менее" признанных, надо где-нибудь в календаре (не знаю, где именно, надо подумать) вставить разъяснение о том, что памяти святых, возле которых нет пометки о "сонме почитания" (использую выражение И. Х.), либо присутствуют в официальном календаре РПЦ, либо "сонм почитания" их на данный момент не удалось определить. Это - вариант-минимум. Я бы, честно говоря, пошёл дальше и ввёл для второго рода памятей специальную помету. Приходящий первым на ум вопросительный знак в скобках - "(?)" - отметаю с порога как двусмысленный, выражающий как бы сомнение вообще. Предложил бы просто звёздочку в скобках - но звёздочка в "Древе" - тэг полужирного шрифта... Символы, отсутствующие на клавиатуре, не хотелось бы использовать. Как на мой "вкус", остаётся: (^) или (#). Разумеется, такая помета должна быть расшифрована и в списке сокращений и условных обозначений "Древа" (что-то вроде: "Памяти святых, отсутствующих в официальном календаре РПЦ, сонм почитания/ареал бытования которых неизвестен, отмечены знаком (#) в скобках").
> Второе соображение техническое. Скажем, не нашли св. Валентина под 14 апреля в официальном календаре Русской Церкви, но в НКС он есть, отбросить такое свидетельство тоже нельзя. Стало быть, прежде чем внести память, иди ка ты, автор (а скорее -х модератор), по всем официальным месяцесловам православного света проверять - а нет ли там где памяти святого Валентина под этим днём? И вот если ничего не найдёшь - тогда только спокойно вноси её в календарь без значков, т.к. память оказалась "наша". Громоздко это.
Могу сказать о себе: я вношу таких святых, как этот самый св. Валентин, уже на этапе, когда мною просмотрены греческие, румынские, американские и даже латинские месяцесловы (к сожалению, кроме Александрийски и Антиохийских), а также жития по Димитрию Ростовскому, Феодосию Черниговскому, Николаю Велимировичу, Иустину Поповичу и Макарию Симонопетрскому, и эта память нигде не найдена. Смотрю в таких случаях и "Полный месяцеслов Востока" Сергия Спасского. Изредка (но далеко не всегда) по нему удаётся восстановить "сонм почитания" - и тогда ставлю помету.
> Давайте, всё таки,
> > :Если святой упомянут в официальном календаре, или НКС, или Минеях...
> Ведь на самом деле НКС и Минеи тоже "официальные".
Хотя Александр Юрьевич уже согласился, всё же прошу вас обоих ещё раз подумать. Сменить уже существующую на данный момент практику не будет поздно ни через неделю, ни через месяц. При всём моём горячем лоббировании легитимности всех и всяческих дополнений календаря, не хотелось бы ставить знак равенства между официальным календарём и "официальными" НКС и Минеями, упорно оным официальным календарём игнорируемыми.
"(#)" - это не так глупо, imho.
|