![]() |
Архиепископ Варсонофий (Судаков) |
В миру Судаков Анатолий Владимирович, родился 3 июня 1955 г. в многодетной крестьянской семье села Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой, отличающейся особой набожностью.
В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в своем селе почтальоном и на кирпичном заводе.
Осенью 1973 г. был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама.
В ноябре 1975 г., после демобилизации из армии, будущий Владыка устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор Анатолия в церковном служении — монашеский.
Благодаря наставнику Анатолий поставил перед собой цель получить духовное образование; в 1976 г. он подал прошение в Московскую духовную семинарию и успешно закончил ее за три года (вместо четырех) в 1979 г. Уже в семинарии Владыка окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 г. он был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.
30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же г. архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена.
Находясь на послушании в Троице-Сергиевой лавре, игумен Варсонофий имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом и Наумом. Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (Станкевич); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий (Саввин); благочинный архимандрит Марк (Петровцы). Они в значительной степени определяли и влияли на жизненный путь молодого монаха и студента академии отца Варсонофия.
В лавре о. Варсонофий нес послушание с 1978 по 1982 г. в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 г. — в должности помощника благочинного.
С 1982 по 1986 год учился в Московской духовной академии, защитил диссертацию на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Темой научного исследования стал Афон — великая сокровищница православия.
После окончания МДА игумен Варсонофий по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) был направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.
С 15 сентября 1986 по 15 июня 1988 г. он — настоятель Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл.
С 15 июня 1988 по 7 февраля 1991 г. — настоятель Успенского собора г. Пензы, секретарь Пензенского епархиального управления. Его духовным наставником и учителем жизни в эти годы был архиепископ Серафим (Тихонов).
В 1987 г. о. Варсонофий был возведен в сан архимандрита. В 1988 и 1990 гг. он был участником Поместных соборов Русской Православной Церкви.
Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.
8 февраля 1991 г. он был рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск. Епископ Варсонофий хорошо знал дела в Мордовии, т.к. по должности секретаря Пензенского епархиального управления часто бывал в Саранске и храмах республики, имел конкретное представление об экономическом, политическом и культурном состоянии приходов, видел, что развитие православия в республике сдерживается не народным равнодушием к вере, а искусственными бюрократическими преградами.
Возглавив новую епархию, епископ Варсонофий, опирающийся в своей деятельности на волю православного народа и помощь доброжелателей Церкви, открыл более 200 новых приходов и 14 монастырей, духовное учебное заведение, основал епархиальную печать и мн. др.
В феврале 2001 г. был возведен в сан архиепископа.
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года архиепископ Варсонофий назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.
Еще будучи студентом МДА, мечтал посетить мировые центры христианства, и эта мечта сбылась, когда он стал управляющим Саранской епархией. Архиепископ Варсонофий, возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой Земле (Израиль), семь раз на Святой Горе Афон (Греция), четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т. д. Совершал многократно Божественные Литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре Преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в г. Бари.
За церковные заслуги Владыка Варсонофий награжден памятной Патриаршей панагией, Патриаршей грамотой, медалями прп. Сергия Радонежского I и II степени, орденами прп. Сергия Радонежского II и III степени, св. кн. Владимира III степени.
За заслуги перед Республикой Мордовия и большой личный вклад в развитие духовной культуры награжден Почетной грамотой Республики Мордовия, гос. орденом Дружбы (2002 г.), медалью «300 лет Российскому Флоту», медалью «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения».
Труды
- Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 т.
- т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995, 248 с.;
- т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995, 228 с.;
- т.3. Афон в жизни Русской Православной церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995, 176 с.;
- т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995, 200 с.;
- т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996, 216 с.
- Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998, 240 с.
- Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999, 374 с.
- Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004 – 2005 гг., 324 с.
- Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006 гг., 324 с.
- Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. /Составл. и предисл. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998, 308 с.
Также является автором многочисленных статей и посланий.