![]() |
Константинопольский монастырь Живоносного источника. Вход в храм |
История «Ж. И.» м. восходит к кон. V - нач. VI в.
Существует 2 противоречащих друг другу версии о происхождении мон-ря. 1-е упоминание «Ж. И.» м. в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» (сер. VI в.), где говорится, что за стеной К-поля в месте, именуемом Пиги (Πηγή - источник), имп. Юстинианом I (527-565) был воздвигнут храм (Procop. De aedificiis. I 3).
Также имеется упоминание «Ж. И.» м. в корпусе текстов «Patriae Constantinopolitanae»: когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для церкви Св. Софии Константинопольской материалы (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907. Vol. 2. P. 259). Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560) (Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 678). В средние века, вероятно монахами «Ж. И.» м., была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) (PG. 147. Col. 72-77). Будущий имп. Лев I (457-474), приехав из Фракии в Константинополь, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, который попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февр. 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана.
Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на Константинопольском Соборе 536 г. присутстовал пресв. Зинон, названный игуменом монастыря Пресв. Богородицы в Пиги (Mansi. T. 8. Col. 882, 907, 930).
Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за монастырем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона (см. статью «Живоносный Источник»). В поствизант. греч. мире этот образ стал очень популярен, и множество мон-рей и храмов были освящены в его честь.
![]() |
Сожжение храма Живоносного источника воинами царя Симеона. Миниатюра из «Манассиевой летописи» (XIV в.) |
При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.) (Theoph. Contin. P. 323).
7 сент. 924 г. храм был подожжен воинами болгарского царя Симеона, осаждавшими Константинополь, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болгарского царя Петра с внучкой имп. Романа I Лакапина Марией (Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414).
Визант. писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница (Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita / Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229).
Сохранились сведения о том, что в 966 г. имп. Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня (Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371). По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В кн. имп. Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба (Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104). Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.
![]() |
Источник Пресвятой Богородицы. Стамбул. Район Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
![]() |
Источник Пресвятой Богородицы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
![]() |
Источник Пресвятой Богородицы (в храме). Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
![]() |
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
- Анфим V (Хрисафидис) (+ 1842)
- Мелетий III (Панкалос) (+ 1845)
- Герман IV (+ 1853)
- Константий I Мудрый (+ 1859)
- Иоаким II (Коккодис) (+ 1878)
- Дионисий V (Харитонидис) (+ 1891)
- Иоаким III (Деведзис) (+ 1912)
- Анфим VII (Цацос) (+ 1914)
- Григорий VII (Зервудакис или Папаставрианос) (+ 1924)
- Константин VI (Арапоглу) (+ 1925)
- Василий III (Георгиадис) (+ 1929)
- Фотий II (Маниатис) (+ 1935)
- Вениамин I (Псомас) (+ 1946)
- Максим V (Вапорцис) (+ 1972)
- Афинагор I (Спиру) (+ 1972)
- Димитрий I (Пападопулос) (+ 1991)
![]() |
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
![]() |
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
![]() |
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
В храме Живоносного Источника в квартале Балыклы проходило заседание Священного Синода Константинопольской Церкви, который работал с 12 по 14 января 2021 года. [2]
Источники
- Manuelis Philae Carmina / Ed. E. Miller. P., 1855. Vol. 1. P. 25, 66, 67, 73, 390, 399.
Литература
- Bénay S. Le monastère de la Source à Constantinople // EO. 1899. Vol. 3. P. 223-228, 295-300;
- Janin. Églises et monastères. P. 223-228;
- Talbot A.-M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP. 1994. Vol. 48. P. 135-165.
Использованные материалы
- Ю. А. Казачков. ""Живоносный источник" иконы Божией Матери монастырь". // Православная энциклопедия. Т. 19, С. 179-181
- "Церковь Балыклы в Стамбуле", страница ЖЖ "pharmateacher" (иллюстрации)
- "Чудо благочестивого воина Льва", "Внутри монастырских стен" - главы статьи "Я проснулся и увидел Босфор...", страница сайта "Культурный ландшафт. Ассоциация этнических общин Северной Буковины. (взята иллюстрация )
- "Балыклы" (Стамбул, 85 фото), страница сайта "Отзыв. ру"
[1] "Церковь Балыклы в Стамбуле", страница ЖЖ "pharmateacher" (фотография - табличка во дворе храма со списком захоронен. Константинопольских патриархов) - https://pharmateacher.livejournal.com/111227.html
[2] https://seraphim.com.ua/seraphim/novosti-pravoslaviya/item/9...kvi