Феодосий (Ващинский) (1876 - 1937), епископ.
В миру Димитрий Васильевич Ващинский.
В большинстве изданий, содержащих мимолетные упоминания о епископе Феодосии, неправильно указывается его фамилия. В "Актах Св. Патриарха Тихона..." М. Губонина, трудах Л. Регельсона, прот. Владислава Цыпина и некоторых других он фигурирует как Вощанский [1]. В предисловии к книге игумена Никона (Воробьева) "Нам оставлено покаяние" он упоминается как епископ Феодосий (Зацинский) [2]. В другом предисловии, предваряющем кандидатское сочинение прот. Михаила Буглакова о Св. Георгии Конисском, владыка Феодосий называется Ващанским [3]. Фамилия Ващинский указывается в книге "Их страданиями очистится Русь", где приводится список православных архиереев, побывавших в заключении до 1 марта 1930 года [4], в исследовании прот. Николая Доненко "Наследники Царства" [5], а также во всех документах "следственного дела".
Родился 14 мая 1876 г. в Китай-Городе Полтавской губернии в семье учителя. Детство будущего епископа прошло мирно и тихо. Родители воспитали его в духе любви к Богу и Святой Православной Церкви.
Священник
После окончания Полтавской духовной семинарии был рукоположен во иерея и с 1897 по 1912 г. служил на приходах Полтавщины, вначале - в церкви с. Еремичи; затем - в храме с. Остапье; и, наконец - в церкви, находившейся в районе Подольских хуторов, Хорольского уезда.
В этот период времени страсти человеческие взяли свое, и он как и многие другие представители духовного сословия дореволюционной России, оказался далек от духовной, молитвенной жизни; служил Богу, но не забывал и о земном. Позднее, будучи епископом он вспоминал, что имел в те годы в хозяйстве 22 десятины земли, 4-5 лошадей, 2 коровы. Ежегодно получал дохода от ведения хозяйства 500-600 пудов пшеницы. Как человек гостеприимный, не чуждавшийся развлечений, отец Димитрий очень часто собирал у себя дома сельскую интеллигенцию, а также местное духовенство, устраивал чаепития, выпивал с друзьями чего и покрепче, играл в карты… Казалась, что подобного рода жизнь никогда не кончится, но в 1910 г. случилось непоправимое - неожиданно умерла его матушка... Как гром среди ясного неба поразила эта смерть священника. Еще два года он оставался на приходе, но уже не устраивал никаких гуляний. Скорбь и плач каждодневно наполняли его сердце… Осознав свой грех перед Богом, отец Димитрий раздал все свое имущество нуждающимся и в 1912 г. уехал в Казань, где решил продолжить свое образование, поступив в Духовную Академию. Так для него началась новая жизнь [6].
После окончания Академии, в 1916 г. отец Димитрий был назначен преподавателем богословских предметов в Черниговскую духовную семинарию. В ней он прослужил до июня 1918 г. В отношениях со студентами он всегда держался строгих правил, но был справедлив и внимателен к людям, за что любим учащимися. В сентябре 1918 г. его избрали смотрителем Черниговского духовного училища, но уже в январе 1919 г., с приходом в Чернигов Красной Армии, отец Димитрий был лишен возможности возглавлять училище, т.к. все духовные учебные заведения в Чернигове были закрыты.
С апреля 1919 г. отец Димитрий служил священником в церкви с. Вересочье, бывшего Нежинского уезда.
С 1922 до 1926 г. являлся настоятелем Васильевской церкви г. Нежина. Здесь, в Нежине, ему пришлось выдержать упорную борьбу с нарождавшимся обновленчеством. Оставаясь верным Святейшему Патриарху Тихону, он сумел не допустить широкого распространения обновленческого раскола на Нежинщине. Его несколько раз арестовывали и однажды, арестовав, отправили в Харьков в распоряжение ГПУ Украины. Однако доказать что-либо преступное в его действиях не смогли и в очередной раз освободили.
Деятельный, смелый священник, занимавший позицию решительного неприятия обновленчества, выделявшийся природной смекалкой и хорошим образованием, отец Димитрий вскоре обратил на себя внимание Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского), который 3-го августа 1926. г. совершил в одном из храмов Нижнего Новгорода его монашеский постриг с именем Феодосий; а 5-го августа того же года, по избранию Украинского епископата и духовенства г. Конотоп новопостриженный архимандрит Феодосий был хиротонисан митрополитом Сергием во епископа, с назначением на Винницкую кафедру [7].
Винницкий епископ
По словам прот. Николая Доненко, автора книги "Наследники Царства", избрание и хиротония Феодосия (Ващинского) были совершены "конспиративно, без предварительного оповещения властей" [5].
В Виннице владыка Феодосий пробыл всего лишь две недели.
Арест и ссылка
За стремление "погасить" обновленчество в Подольской епархии, кафедральным центром которой являлась Винница, он был вызван в Харьков и 10 октября 1926 года арестован. Из Харькова его перевезли в Москву. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР епископа Феодосия (Ващинского) выслали на Урал сроком на три года…
В ссылке он пробыл не долго. Господь явил Свое чудо вдосрочном освобождении владыки. Уже в феврале 1928 года он вышел на свободу и спустя непродолжительное время получил назначение-быть епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии.
Лужский епископ
Занимая Лужскую кафедру, епископ Феодосий много потрудился над устроением церковной жизни. Он часто посещал приходы, в том числе в погранполосе (рядом проходила граница с Эстонией), везде, где мог, совершал богослужения…
Могилевский епископ
Через год его перевели в Белоруссию. По благословению Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) владыка Феодосий получил назначение на Могилевскую кафедру и уже 24 апреля 1929 года приехал в этот древний белорусский город.
До революции в Могилеве действовало 29 православных церквей. Имелись духовная семинария и духовное училище [8]. К началу 30-х годов XX столетия действующими оставались считанные церкви. Сам Могилев в 20-е годы являлся одним из центров распространения обновленчества в Советской Белоруссии. До 1928 г. в нем имел свое местопребывание т.н. Белорусский Священный Синод, в котором председательствовали обновленческие "митрополиты", одновременно считавшиеся правящими "архиереями" Могилевской епархии [9]. Посеянные ими в церковной жизни семена раздора давали знать о себе и на переломе 20-30-х годов. Очаги раскольнической деятельности сохранялись в близлежащих к Могилеву: Оршанском, Мстиславском, Чаусской и Рогачевском районах. С этими очагами и столкнулся в своей архипастырской деятельности епископ Феодосий.
Не только обновленцы вызывали у него неприятие, но также та часть белорусского духовенства, которая группировалась вокруг епископов Филарета (Раменского) и Николая (Шеметилло), занимавших две викарные кафедры Минской епархии: Бобруйскую и Слуцкую, и державшихся т.н. автокефальной ориентации.
На фоне борьбы с обновленцами и резкого неприятия автокефалистов протекало архипастырское служение владыки Феодосия (Ващинского) в Могилевской епархии.
Занятие им епископской кафедры в Могилеве совпало с началом компании по ограблению и уничтожению белорусского крестьянства, т.е. коллективизацией. Разрушение деревни и многочисленные аресты, прокатившиеся в период коллективизации по Восточной Белоруссии, оказались чреваты тем, что некоторые священнослужители отказывались исполнять свои пастырские обязанности и подавали епископу Феодосию прошения, об увольнении. На таких прошениях владыка накладывал резолюции следующего содержания: "Лишается сана с предупреждением, что обратно принят никогда не будет, даже в том случае, если власть переменится" [10]. Писать так в то время мог человек, до конца преданный своим жизненным идеалам. Таким был владыка Феодосий.
Вскоре после вступления в управление епархией он разослал духовенству Могилевщины циркуляр, в котором предписывал в случае угрозы закрытия храмов забирать антиминсы и сдавать их ему. В те годы это также требовало известного мужества.
Прекрасный проповедник, епископ Феодосий часто прямо с амвона говорил о тех притеснениях, которым подвергалось духовенство со стороны властей, высказывался о непосильном налогообложении церквей, которое ставило священство на грань нищеты.
13 августа 1930 года он был назначен епископом Сталинградским, но назначение отменено и с 5 сентября 1930 года он оставлен епископом Могилевским.
В 1932/1933 гг. участвовал на зимней сессии Св. Синода.
Стремясь присоединить к юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского) местных автокефалистов, осенью 1932 г. епископ Феодосий дважды приезжал в Минск, где встречался с епископом Феофаном (Семеняко), придерживавшимся той же ориентации, что и он. Оба хотели привлечь на свою сторону епископа Филарета (Раменского), но безрезультатно…
Однажды посеяв вражду в местной Церкви, ГПУ старалось ее искусственно разжигать. С этой целью компетентные органы иногда разрешали владыке Филарету совершать богослужения в пределах Могилевской епархии, что, естественно, раздражало епископа Феодосия. Владыка Феодосий обращался к митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой лишить епископа Филарета сана, но понимая всю сложность сложившейся ситуации, митрополит Сергий это предложение отклонил.
В декабре 1932 г. владыка Феодосий имел встречу с обновленческим "архиереем" Досифеем (Степановым), который самочинно именовался "архиепископом" Мстиславским и Оршанским. Это был мятущийся и весьма нетвердый в своей жизненной позиции человек. Тем не менее, в результате длительной беседы епископ Феодосий сумел убедить Досифея в необходимости присоединиться к Православной Церкви. Вместе они поехали в Москву, где их принял митрополит Сергий (Страгородский). В разговоре с митрополитом Досифей (Степанов) сказал, что перешел в обновленчество под давлением ГПУ. Было решено принять его в общение с Церковью в сане архимандрита и направить на служение в г. Владимир. Тогда же обсуждался вопрос о массовом переходе обновленческого духовенства Мстиславско-Оршанской и Гомельской епархий под омофор митрополита Сергия (Страгородского). Епископ Феодосий справедливо полагал, что если духовенство обновленческого толка узнает о присоединении к Церкви своего бывшего "архиепископа" Досифея, то за ним могут последовать и другие [11].
Арест
К сожалению, выполнить намеченное удалось лишь отчасти. О действиях епископа Феодосия, направленных на преодоление церковных разногласий, знали в ГПУ. Сотрудники этой организации меньше всего были заинтересованы в том, чтобы в Могилевской епархии вновь воцарились мир и согласие. 28 февраля 1933 г. епископ Феодосий был арестован [12].
Незадолго до ареста в день празднований Крещения Господня, совершая богослужение в Св. Покровской церкви Могилева, при стечении примерно тысячи молящихся, владыка Феодосий произнес проповедь:
По "делу" епископа Феодосия было допрошено тринадцать человек из числа близкого к нему духовенства. Среди них не нашлось почти никого, кто бы не возвел напраслины на опального архиерея. Его оговорил Досифей (Степанов), оговаривали и другие [14].
Протоиерей Василий Забелло, так, например, отзывался о своем архипастыре:
В виду наветов подобного рода тем более замечательным представляется то, как свидетельствовал о себе на допросах сам владыка Феодосий:
По независящим от него обстоятельствам епископ Феодосий не успел полностью ликвидировать обновленческий раскол в Могилевской епархии.
Разбиравшие его "дело" чекисты так и не смогли сломить владыку, добиться от него каких-либо показаний, уличивших бы последнего в мнимой антисоветской деятельности. Ему предъявили обвинение в создании "контрреволюционной церковно-повстанческой организации". Владыка Феодосий попал в сферу особо мощной волны репрессий, захлестнувшей духовенство Советской Белоруссии весной 1933 г. Именно в это время органами НКВД БССР были арестованы: "архиепископ"-обновленец Михаил (Постников) из Витебска, епископ автокефальной ориентации Николай (Шеметилло) из Слуцка и обновленческий "епископ" Савватий (Засимович), проживавший в Слуцке. Следственное дело, возбужденное против названных лиц, получило нелепое название "Иезуит". Всего 78 человек, из них 48 священнослужителей, проходило по этому "делу" [17].
Во время последнего допроса епископ Феодосий был столь же непреклонен, как и сразу же после ареста:
Лагерь и мученическая кончина
Постановлением Особой Тройки НКВД БССР от 9 июня 1933 г. епископ Феодосий был приговорен к 5 годам заключения в концлагере.
Незадолго до ареста [19] указом митрополита Сергия (Страгородского) его назначили на новую кафедру: Кубанскую и Краснодарскую. Но выехать туда владыка Феодосий уже не смог…
Последние упоминания о епископе Феодосии относятся к 1937 г. Он находился в заключении на Дальнем Востоке, в Комсомольске на Амуре. Вместе с ним крест лагерных уз нес иеромонах Никон (Воробьев), до ареста, последовавшего в апреле 1933 г., служивший в Св.-Николаевской церкви Козыревского предместья в Минске. Господь судил ему пережить гонения 30-х годах и в дальнейшем стать известным духовником. Когда еще совсем молодого о. Никона освобождали из заключения, епископ Феодосий выдал ему своеобразное удостоверение, в котором говорилось:
Находясь в заключении, владыка Феодосий не пал духом, не растерялся, не изменил своим жизненным убеждениям. Как отмечали чекисты, он "поддерживал связь с солагерниками, бывшими служителями культа, которые, будучи в заключении, подчинялись ему при выполнении тех или иных религиозных обрядов. Считали его старшим духовным лицом". Более того, "Ващинский высказывал сожаление о том, что все меньше и меньше остается верующих, закрываются церкви, священникам стало трудно жить" [21].
Подобные настроения и тот авторитет, которым владыка Феодосий пользовался среди томившегося в заключении духовенства, власти конечно же, простить не могли. Решением Особой Тройки УНВД Дальневосточного края от 11 сентября 1937 г. епископа Феодосия приговорили к расстрелу. После этого в нечеловеческих условиях его продержали в лагере еще сорок дней. 22 октября 1937 года епископ Феодосий был расстрелян.
Использованные материалы
- Иерей Феодор Кривонос. Мученический и исповеднический подвиг могилевских святителей XX века: Феодосия (Ващинского), Сщмч. Павлина (Крошечкина) и Александра (Раевского).
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1153
[1] Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Москва. 1994. С.995; Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. М.1996. С.543; Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви. М. 1997. С.766.
[2] Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма. М.1997.С.28.
[3] Предисловие к кн.: прот. Михаила Буглакова. Преосвященный Георгий, архиепископ Могилевский. Мн.2000.С.6.
[4] Их страданиями очистится Русь. М. 1996. С.77.
[5] Прот. Николай Доненко. Наследники Царства. Симферополь. 2000. С.345.
[6] Центральный Архив КГБ РБ. Дело 27605-с. Т.1. Л.415-415-об.
[7] Центральный Архив КГБ РБ. Дело 27605-с. Т.1. Л.416
[8] Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. СПБ. 1905. Т.9. С.478.
[9] Архив о. Феодора Кривоноса. Краткие исторические записки об обновленческом движении в Белорусской Церкви. Л.5.
[10] ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1.Л. 131-об.
[11] ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л.160-160-об.
[12] ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л.12.
[13] ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л.167
[14] Впрочем в те времена показания нередко подделывались.
[15] ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л. 379
[16] ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1.Л.163-об.
[17] ЦА КГБ РБ. Д.27605-с. Тт.1-5.
[18] ЦА КГБ РБ. Д.27605-с. Т.1. Л.419.
[19] По другим данным - в апреле 1933 г., т.е. уже после ареста.
[20] Игумен Никон. Нам оставлено покаяние. М.27-28.
[21] ЦА КГБ РБ. Д.27605-с. Т.5. Л.24-25.