Преподобный Иона Киевский, фотография кон. XIX в. |
Память 9 января - преставление, 22 октября - прославление в 1995 году (Укр.), в Неделю по Воздвижении - второе обретение и перенесение мощей в 1993 году (Укр) и в Соборах Брянских, Киевских и Полтавских (Укр.) святых
Родился в 1802 году в семье Павла и Пелагеи Мирошниченко и получил имя Иоанн. Родители Иоанна происходили из мещан посада Крюкова (ныне в черте города Кременчуга) Полтавской губернии Кременчугского уезда. Семья Мирошниченко жила в бедности, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственным, чему он научился, было чтение. Как большинство других детей его сословия, учился читать он по Часослову и Псалтири. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много.
Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у преподобного Серафима Саровского. Послушник Иоанн прожил на послушании у великого старца восемь лет. За это время он научился творению умной молитвы. Тогда и было положено основание его духовной жизни. Не случайным был тот факт, что святой Серафим послал его к ученикам Паисия Величковского. Преподобный Серафим благословил Иоанну идти в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 году.
Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы и в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона.
Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял как веление Промысла взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев.
В 1851 году отца Иону встретил Киевский митрополит святитель Филарет, по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь. Затем в 1858 году он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860 году, переведен в число братии Киевского Выдубицкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин Киева, на так называемом Зверинце. Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть его духовными чадами.
1 марта 1861 года, выйдя на крыльцо своей келии в монастыре о. Иона, увидел на горе сияние и пожар. В страхе он побежал спасать своих братьев, но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь во веки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. 9 марта 1862 года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем, вновь Иона увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел». Так сама Богородица избрала угодника своего для устроения новой обители.
Среди многочисленных духовных дщерей о. Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора княгиня Васильчикова, весьма уважаемая отцом Ионой, много содействовавшая и помогавшая ему, особенно в построении новой Троицкой обители. В 1867 году построена была деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая в 1871 году заменена обширным и великолепным каменным храмом. Княгиня Васильчикова пожертвовала от себя монастырю дачу в 55 десятин земли близ Киева. С этого же времени новый монастырь постепенно становится крупным собственником земли: частью — путем пожертвований, частью — путем покупки, где монахами ведется образцовое сельское хозяйство. В августе 1872 года о. Иона был возведен в сан игумена. Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.
Преподобный Иона стал известен всей Российской Империи, со всей страны к о. Ионе ехали люди, чтобы услышать его совет и получить благословение. За свою долгую многотрудную земную жизнь старец сподобился многих чудесных видений, даров прозорливости и исцелений.
Преподобный Иона Киевский, фотография нач. XX в. |
Весной 1897 года о. Иона сильно заболел. Все уже считали, что старец на смертном одре и пришли прощаться с ним.
Вслед за этим явлением с поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершил строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тысяч рублей на его возведение. Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта.
Но, тем не менее, здоровье старца становилось все слабее. Резолюцией Киевского митрополита Иоанникия от 9 декабря 1899 года отец Иона по старости и болезни был уволен от управления своим Свято-Троицким монастырем и оставлен лишь настоятелем его. Несмотря на свой преклонный возраст, о. Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, но последние два года свой жизни он страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель после 1901 года. 15 декабря 1901 года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6 января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошел ко Господу. Тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников закончил свою земную жизнь преподобный Иона, постриженный в схиму с именем Петр.
Прп. Иона Киевский |
Почитание
Прощание братии и богомольцев со своим любимым наставником, на которое собралось множество людей, состоялось 12 января. По кончине преподобного продолжали совершаться исцеления, усопший старец являлся многим, знавшим его.
В 1966 году кощунственно был вскрыт склеп в Троицкой обители, в котором покоились нетленные мощи преподобного Ионы. После того, как стало известно о надругательстве, монахи еще не закрытой к тому времени Киево-Печерской Лавры вынесли их из храма и перезахоронили на Зверинецком кладбище. 4 октября 1993 года по благословению митрополита Киевского Владимира святые мощи были перенесены со Зверинецкого кладбища обратно в соборный храм монастыря на место своего первоначального упокоения.
Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.
Молитвословия
Тропарь на преставление, глас 4
Я́ко лучеза́рное со́лнце от коне́ц земли́ возсия́вшее/ яви́лся еси́ дне́сь на после́док дни́й/ тезоимени́тому проро́ку подо́бяся/ во е́же воздви́гнути лю́ди к покая́нию./ Те́мже и Сама́ Пречи́стая с со́нмом святы́х тебе́ мно́гажды яви́шася,/ Ея́же повеле́нием создана́ бы́сть оби́тель во и́мя Живонача́льныя Тро́ицы. К Не́йже име́я дерзнове́ние,/ моли́ преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,// пода́ти на́м ми́лость и оставле́ние грехо́в в де́нь су́дный.
Кондак на преставление, глас 2
Благода́тию Бо́жиею на́с обогати́л еси́/ и де́лы благи́ми извести́л еси́,/ зва́нием яви́вся, Ио́но, уго́дник Христа́ Бо́га./ В моли́твах и посте́х дарова́ний Бо́жия Ду́ха испо́лнися/ и бы́сть неду́гом прогони́тель// и засту́пник душа́м на́шим.
Тропарь на прославление, глас 8
Дне́сь возсия́ на́м па́мять твоя́, сла́вне,/ я́ко со́лнце, светоза́рно луча́ми озаря́ющая ми́р/ и тьму́ но́щи злы́х духо́в от на́с отгоня́ющая./ Дне́сь Небе́сныя си́лы святы́х А́нгел и ду́ши пра́ведных/ мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся./ Дне́сь и мы́, гре́шнии, припа́дающе, мо́лимся:/ о́тче преподо́бне Ио́но,/ Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно*/ спасти́ оби́тель Живонача́льныя Тро́ицы,// и гра́д и лю́ди, любе́зно тебе́ почита́ющия.
Кондак на прославление, глас 8
Я́ко безпло́тным равножи́тель,/ все́х преподо́бных превзоше́л еси́/ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными, му́дре Ио́но,/ те́м восприя́л еси́ от Бо́га исцели́ти неду́ги и прогони́ти бе́сы,/ и того́ ра́ди вопие́м ти́:// ра́дуйся, о́тче преподо́бне Ио́но.
Тропарь на перенесение мощей, глас 4
Твои́х моще́й возвраще́нием/ оби́тель твоя́ обогати́ся,/ це́рковь же твоя́, прие́мши я́, просвети́ся/ и, крася́щися, ве́рных созыва́ет с весе́лием/ светоно́сный тво́й све́тло пра́здновати де́нь,/ гряди́те, глаго́лющи,// и приими́те благода́тей дарова́ния.
Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)
Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию, моли́тве же и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́//: ра́дуйся, о́тче Ио́но.
Величание на перенесение мощей
Ублажа́ем тя́,/ преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,/ и почита́ем цельбоно́сных и честны́х твои́х моще́й обре́тение.
Использованные материалы
- Страницы сайта Киевского Троицкого Ионинского монастыря:
- http://iona.kiev.ua/monastery.php?menu=iona (житие)
- http://www.iona.kiev.ua/download/texts/prestavlenie.pdf (служба на преставление)
- http://www.iona.kiev.ua/download/texts/proslavlenie.pdf (служба на прославление)
- http://www.iona.kiev.ua/download/texts/perenesenie.pdf (служба на перенесение мощей)
- Страница сайта Русские церкви. Фотосправочник-путеводитель:
- Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке: