Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГРИГОРИЙ БЕЗМОЛВНИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобный Григорий Ктитор. Афон, монастырь Григориат
Преподобный Григорий Ктитор. Афон, монастырь Григориат
Григорий Безмолвник (Молчальник, Исихаст), Новый или Младший Синаит, Афонский, Горняцкий, Ктитор и Каллиграф (Доброписец) (Греч. Γρηγόριος ο Σιναΐτης, ο Ειρηνικός, Νέος, ὁ Ἡσυχαστὴς; + 1380 или после 1405), преподобный

Память 30 августа (Серб.), 7 декабря (Греч. [1]), 6 мая в Соборе прпп. Синаитов Сербских (Серб., Греч. [2]) и в Соборе Афонских преподобных

Служба сообщает, что преподобный родился в Сербии (хотя выдвигались предположения о его греч. происхождении [3]), подвизался в пещерах в горах на Афоне, где стал учеником прп. Григория Синаита. Среди чудес прп. Григория Безмолвника в службе упоминается избавление афонских монастырей от набега пиратов-"варваров", когда по его молитве их корабли затонули.

Свт. Николай Чудотворец, прмц. Анастасия Римляныня, прп. Григорий Новый, Афонский, Серб, ктитор. Икона (1990-е гг.) из монастыря Григориат, Афон
Свт. Николай Чудотворец, прмц. Анастасия Римляныня, прп. Григорий Новый, Афонский, Серб, ктитор. Икона (1990-е гг.) из монастыря Григориат, Афон
Иером. Амфилохий (Радович) высказал предположение, что прп. Григорий Безмолвник является одним лицом со старцем Григорием, учителем прп. Афанасия Метеорского [4], хотя, по мнению Н. Вейса и др. исследователей, наставником Афанасия был прп. Григорий Синаит [5]. Соглашаясь с иером. Амфилохием, ряд исследователей (архим. Иустин (Попович), игум. Петр (Пиголь)) дополнили биографию прп. Григория Безмолвника сведениями из Жития прп. Афанасия о том, что прп. Григорий Безмолвник познакомился с Григорием Синаитом и стал его учеником на Афоне. После ухода учителя он долгое время оставался на Св. Горе с одним из соучеников, Моисеем. Вскоре к ним присоединился Афанасий. В Житии несколько раз говорится о почтенном возрасте Григория Безмолвника в этот период. Из-за частых нападений разбойников монахи были вынуждены покинуть Афон и отправиться через Фессалонику в Веррию. По благословению Иакова, митр. Серрского, они поселились в Фессалии, около г. Стаги на высокой скале Стилос. Затем Афанасий переселился в др. место (ок. 1340) и впосл. основал Большой Метеорский монастырь, а прп. Григорий, прожив 10 лет в молитве и молчании, за что и был прозван Молчальником, вернулся в Фессалонику.

В Житии св. Ромила Видинского Григорий сообщает о себе, что пришел из Константинополя в Парорию после повторного возвращения туда из Загоры Ромила (в середине или конце первой половины XIV в., когда там жил св. Феодосий Тырновский). Вероятно, прп. Григорий пришел в Парорию, которая в 1340-х годах, при покровительстве болг. царя Иоанна Александра, переживала период расцвета, чтобы посетить места, связанные с именем его учителя Григория Синаита. Здесь он стал учеником мон. Илариона, учеником которого был и Ромил. Вскоре прп. Григорий перешел под начало Ромила и до его смерти почти неотступно пребывал с ним. Несколько раз автор подчеркивает греческое происхождение Ромила, что дает повод считать, что сам Григорий был славянином. После турецкого завоевания и запустения Парории они переселились в дальнюю пустыню в Загоре. Несколько раз посещали Тырнов. Потом Ромил тайно ушел на Афон, куда к нему вскоре отправился и Григорий.

После убийства покровителя Св. Горы серб. деспота Иоанна Углеши (сентябрь 1371) из-за угрозы турецких притеснений монахи покинули Афон. Ромил поселился в сербском монастыре Раваница и там умер (смерть Ромила в источниках датируется 1375, 1381 или 1385). Был ли Григорий в Раванице, из Жития непонятно. В конце он сообщает, что составил Житие в местности Мелана, близ Великой Лавры на Афоне.

Согласно некоторым исследователям [6], после ухода Ромила Григорий остался на Афоне и поселился в пещере выше совр. местоположения обители, в которой ранее подвизался прп. Григорий Синаит. Помолившись и ударив скалу жезлом, он извел источник, не иссякающий и по сей день. Вместе с собравшимися вокруг него учениками он спустился к морю, построил монастырь и освятил его во имя свт. Николая Чудотворца. К этому периоду исследователи относят составление Жития Ромила [7].

В конце 1370-х годов покинул Св. Гору и поселился в Хомольских горах (совр. Хомольске-Планина, Сербия), в Браничеве. В 1378 году в ущелье Ждрело, в пещере, он устроил церквушку, так же как и на Афоне, во имя свт. Николая Чудотворца. Впоследствии день памяти прп. Георгия Безмолвника, подобно дням памяти ктиторов других афонских монастырей, был установлен на следующий день после престольного праздника основанных им обителей. Весной 1379 года на берегу р. Млава Григорий встретился с серб. кн. Лазарем, который был знаком с Ромилом и пожелал увидеть его ученика. Князь даровал прп. Григорию грамоту на основание монастыря Пресв. Богородицы (впоследствии обитель получила название Горняк) и на пожизненное управление им. Грамоту подтвердил патриарх Сербский Спиридон [8].

Относительно кончины прп. Григория существовала версия, что он умер в Григориате, вернувшись туда из Сербии, а его мощи после пожара 1761 года сербы перенесли в Горняк (см.: Grujić). Германовский календарь сообщает, что в афонских актах была обнаружена подпись преподобного от 1405 года [9]. По преданию монастыря Горняк, он скончался в этом монастыре в 1380 году и был похоронен в Никольской церкви у северной стены в гробнице из плитняка, которая в 1932-1933 годах была зацементирована. В наосе церкви ранее была решетка, через которую можно было заглянуть в гробницу.

В истории местонахождения и почитания мощей прп. Григория много неясного. Об их пребывании с начала XVI и до конца XVII века в монастыре Орешковица упоминает прот Афона Гавриил [10] в Житии Нифонта II, патриарха Константинопольского [11]. С 1733 года гробница прп. Григория вновь упоминается в Горняке, с 1771 года мощи фигурируют как "погребенные в земле" в монастыре Войловица [12], а к концу XVIII века вновь вернулись в Горняк. Их перенос в Войловицу мог быть связан со "Вторым переселением сербов" на земли Австрийской империи в 1738 году. Не исключено, что в Войловице находились мощи другого соименного подвижника-исихаста. Из записи, сделанной 21 июня 1861 года на Минее служебной в Горняке, следует, что эта книга была приобретена на деньги, найденные рядом с гробницей Григория Нового. О том, что в 1900 году игум. Савва переложил мощи святого из гробницы в ковчег (размером 82×34 см) со стеклом в середине, свидетельствует надпись на ковчеге. Во время второй мировой войны он временно хранился в соборе г. Пожаревац.

В 1977 и 1979 годах иноки Горняка подарили две частицы мощей (часть главы и палец) монастырю Григориат, о чем мон. Герасим Микраяннанит составил службу.

Источники и хронологические противоречия

Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни прп. Григория содержатся в нескольких источниках. Житие на греч. языке, время составления которого неизвестно, после пожара 1761 года в монастыре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено сербскими монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Grujić). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 года, сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. [13]. Прп. Григорий Безмолвник изложил некоторые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила Видинского. На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Григория прп. Афанасия Метеорского, преданий монастырей, в которых прп. Григорий подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.

Хронологические несоответствия указывают на то, что, вероятно, церковное предание объединило в лице прп. Григория Безмолвника двух или более подвижников-исихастов с одним и тем же именем. Так, во-первых, это мог быть Григорий, основатель Григориата, который устроил этот монастырь не позднее 1328 года, о чем свидетельствует хрисовул имп. Андроника II Палеолога, выданный монастырю св. Дионисия. Во-вторых, другой Григорий, наставник прп. Афанасия Метеорского, но в момент их поселения в Метеорах (ок. 1340) он был уже старцем и не мог стать учеником Ромила, родившегося в 1330-х годах, а тем более пережить его и написать его Житие. При этом строительство монастыря Горняк твердо датируется 1379 годом на основании упомянутой грамоты кн. Лазаря.

Сочинения

  • Мон. Григория Житие прп. Ромила: По ркп. XVI в. Имп. Публ. б-ки собр. Гильфердинга: С прил. службы прп. Ромилу по ркп. XVII в. Белградской Нар. б-ки / Сообщ.: П. А. Сырку. СПб., 1900. (ПДП; Вып. 136);
  • Halkin F. Un ermite des Balkans au XIV siècle: La vie grecque inédite de St. Romylos // Byz. 1961. Vol. 31. P. 111-148.

Анализ Жития св. Ромила, написанного Григорием Безмолвником, показывает, что автор имел хорошее образование, но не светское, а полученное у учителей-исихастов, знал греческий и славянский языки. Стиль и способ изложения Жития имеют сходство со стилем и способом изложения Житий преподобных Григория Синаита и Феодосия Тырновского, автором которых был Константинопольский патриарх Каллист I. По словам прп. Григория Безмолвника, он составил Житие в память об учителе и по обету о неоскудении духовного семени, данному им прп. Пахомию Великому. В конце он приводит правила подвижнической жизни иноков, которые соответствуют учению прп. Григория Синаита о трех душевных силах, данных Богом человеку для спасения (словесной, яростной и желательной), и которые должны использоваться иноками по естеству, но в угоду Божию для борьбы со страстями и внушениями (прилогами). Григорий Безмолвник также приводит сведения по истории южнославянского монашества того периода, сообщает о турецких вторжениях в Византию, о нападении турок на Парорийскую обитель, о ее запустении, описывает природу, климат, некоторые части Парории и Тырнова.

Литература

  • Качаловский В. Серб. жития и летописи как источник для истории юж. славян в XIV и XV вв. // Слав. сб. СПб., 1876. Вып. 3. С. 183-222;
  • Βέης Ν. Α. Συμβολὴ εἰς τὴν ῾Ιστορίαν τῶν Μονῶν τῶν Μετεώρων // Βυζαντίς. 1909. Τ. 1;
  • ᾿Ακολουθίαι τοῦ ὁσίου καὶ θεοφόρου πατρὸς Γρηϒορίου τοῦ κτίτορος τῆς ἐν ῾Αϒίῳ ῎Ορει ῎Αθῳ ῾Ι. Μ. τοῦ Γρηϒορίου καὶ τῆς ῾Αϒίας ῾Οσιοπαρθενομάρτυρος ᾿Αναστασίας τῆς ῾Ρωμαίας μετὰ ἐπιμνημοσύνου πρὸς τοὺς κτίτορας τῆς μονῆς λόϒου. Θεσσαλονίκη, 1921;
  • Grujić R. Grigorije // Stanojević S. Narodna enciklopedija srpsko-horvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925. Knj. 1. C. 782;
  • Розов В. Синайцы в Сербии в XIV в. // Вsl. 1929. Т. 1. С. 16-21;
  • Радоjичић Ђ. Сп. Григориjе из Горњака // ИЧ. 1952. Књ. 3. С. 85-106;
  • он же. Књњижевна збивањњя и стварањња код Срба у средњњем и у турско доба. Нови Сад, 1967. С. 189-214;
  • Мечев К. Личността на писателя: Към характеристиката на изобразителна стил в Житието на Ромил Видински у мон. Григория // Лит. мисъл. София, 1972. T. 16. № 2. С. 76-92;
  • Jустин (Поповић), архим. Житиjе прп. оца нашег Григориjа Ћутливог или Горњачког // Он же. Житиjа светих за децембар. Београд, 1977. С. 251-259;
  • Γεώρϒιος (Καψάνης), ἀρχιμ. Περὶ τοῦ κτίτορος τῆς ἐν ῎Αθῳ ῾Ι. Μονῆς Γρηϒορίου καὶ τῆς σχέσεως αὐτοῦ πρὸς τὸν ῞Οσ. Γρηϒορίον τὸν Σιναΐτην // Παράδοση. ᾿Αθήνα, 1979. Τευχ. 12-14. Σ. 108-116;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 101-102;
  • Милеуснић С. Свети срби. Крагуjевац, 1989. С. 143-145;
  • Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. 140-154;
  • Афонский патерик. М., 2002р. Т. 2. С. 407-408; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 263.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ὅσιος Γρηγόριος ὁ Ἡσυχαστὴς" - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1394/sxsaintinfo.aspx

[2]  "Οἱ Ὅσιοι Ρωμύλος, Ρωμανός, Νέστωρ, Σισώης, Γρηγόριος, Νικόδημος καὶ Κύριλλος οἱ Σιναΐτες" - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3269/sxsaintinfo.aspx и http://www.saint.gr/1649/saint.aspx

[3]  Γεώρϒιος (Καψάνης), ἀρχιμ. Σ. 113, 117

[4]  Амфилохиjе (Радовић), jером. Синаити и њихов значаj у животу Србиjе XIV и XV в. // Манастир Раваница: Споменица о шестоj стогодишњици, 1381-1981. Београд, 1981. С. 132

[5]  Βέης. Σ. 241

[6]  Jустин (Поповић), архим. С. 144

[7]  Богданов И. Тринадесет века българска лит-ра. София, 1983. Ч. 1. С. 135

[8]  Марковић В. Православно монаштво и ман-ри у средњевековноj Србиjи. Горњи Милановац, 20022. С. 130; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1966. С. 196-198

[9]  Saint Herman Calendar 2009, 99

[10]  см. ст. Гавриил, имя 2 серб. книжников // ПЭ. Т. 10. С. 206

[11]  Радоjичић. 1967. С. 195

[12]  Jустин (Поповић), архим. С. 258

[13]  Ath. Gregor. 145, 167

Редакция текста от: 11.11.2020 20:09:49

"ГРИГОРИЙ БЕЗМОЛВНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google