Царскосельская икона Божией Матери |
Празднование 27 ноября.
По преданию икона появилась в России со времён царя Алексея Михайловича (1646 - 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, которые в ту пору нередко посещали Москву и доставляли сюда святыни Востока. Высказывается предположение, что это был, по всей вероятности, св. Афанасий (Пателларий) Константинопольский, более других находившийся в Москве и пользовавшийся особым вниманием при царском дворе. Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля 1653 г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем. Патриарх поднес ему привезенную святыню, которой, по преданию, была икона Знамения.
Весьма возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне, где, после падения Византии, зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства.
Благоговейно принятая царем икона Знамения Богоматери стала с тех пор фамильной, глубоко почитаемой святыней.
Пётр Великий, основав новую столицу - Санкт-Петербург, перенёс туда, во дворец, и святую икону. Перед смертью он, по преданию, благословил иконою свою дочь Елизавету Петровну, как будущую наследницу престола.
Елизавета, получив икону, прониклась особым к ней почтением. Перед восшествием своим на престол, 24 ноября 1741 г., когда приверженцы Елизаветы уговаривали её произвести дворцовый переворот, арестовать правительницу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна VI, Елизавета долго - два часа - молилась перед этой иконой, прежде чем решилась поехать в "Съезжую избу" Преображенского полка и поднять восстание.
Быстрый успешный исход предприятия, доставившего ей престол, набожная императрица приписала не одним усилиям своих сторонников, не случайной счастливой удаче, но прежде всего Божественной помощи, что выразилось с её стороны в целом ряде действий.
Прежде всего, манифест о восшествии на престол был обнародован 27 ноября, в день празднования иконы Знамения. Императрица украсила образ окладом, велела написать по сторонам иконы лики св. Алексия, человека Божия, и апостола Петра, имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елизаветы, а в середине - праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела. Церковь в Царском Селе, начавшую строиться, Елизавета решила посвятить образу Знамения Пресвятой Богородицы.
Перед освящением церкви императрица повелела торжественно перенести в неё из Санкт-Петербурга святую икону Знамения. Перенесение это происходило в половине мая 1747 года. Оно продолжалось три дня с остановками на пути, и сопровождалось величественным крестным ходом столичного духовенства и множеством народа. Когда икона была принесена, по указанию Елизаветы, она была поставлена вверху иконостаса, прямо над Царскими вратами, поверх изображения Тайной вечери, и долгое время (больше 80-ти лет - до 1831 г.) оставалась на этом месте.
В 1771 году, в ноябре, перед иконой совершались торжественные молебны об избавлении Царского Села от чумы. Мор не коснулся Царского Села и скоро совершенно прекратился.
В декабре 1788 года Екатерина II распорядилась построить рядом с дворцом и совсем вблизи от Знаменской церкви большой четырехэтажный дом, в котором позже разместился Царскосельский Лицей, открытый 19 октября 1811 года. Воспитанники Лицея, когда не было службы в Дворцовой церкви, ходили в Знаменскую церковь.
12 мая 1820 года случился большой опустошительный пожар, который совершенно уничтожил всю внутренность Лицея и часть дворца. Раздуваемое сильным ветром пламя грозило и Знаменской церкви. Чудотворная икона была снята со своего места, вынесена из храма и обращена ликом к пожару. Молитва веры не посрамила: ветер, несший пламя на Знаменскую церковь, точно повинуясь неведомой силе, мгновенно переменил своё направление и стал стихать, после чего огонь стал слабеть, и пожар скоро совсем прекратился.
В 1831 году в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. В народе распространялись вздорные, невежественные слухи. Умирало до 600 человек в сутки. На Сенной площади произошёл бунт. Толпы народа с яростью устремились на временные больницы и до основания разгромили их.
В Царском Селе вспомнили о чудесной помощи Царицы Небесной. 5 июля 1831 года на глазах собравшихся в храм многочисленных богомольцев икона Знамения Пресвятыя Богородицы была в этот день спущена вниз. Все предстоящие в благоговейном смирении пали пред нисшедшей к ним святыне на колени и слёзно, единодушно молились при отслуженном в храме молебном пении. Холера миновала Царское Село.
Благодарные верующие испросили позволения не поднимать икону на её прежнее место поверх Царских врат, а поставить её в особом большом киоте за правым клиросом главного храма, чтобы иметь всегда возможность возжигать пред нею свечи и с благоговейным трепетом и любовью её лобызать. Разрешение было дано.
Не ограничиваясь этим, верующие Царского Села исходатайствовали разрешение о том, чтобы совершенный 5 июля 1831 года крестный ход повторялся ежегодно в это число.
В 1863 году в Царском Селе случился пожар Воскресенской церкви и части Екатерининского дворца. Как и в прежних подобных случаях, верующие искали помощи свыше. Икона Знамения Божией Матери была вынесена из храма и обнесена вокруг горевших зданий; пожар почти мгновенно прекратился. Это было новое дивное проявление спасительной чудотворной силы святой иконы Богоматери.
В 1891 году в Знаменской церкви были упразднены боковые приделы. На месте правого придела была поставлена чудотворная икона Знамения Пресвятыя Богородицы. На месте левого придела была поставлена Казанская икона Божией Матери, такого же размера, как и Знамения, сооружённая церковным старостой А. Серковым. Эта икона весьма художественного письма. На иконе есть небольшие изображения святых - преподобного Алексия, человека Божия и царицы Александры, имена которых носили А. Серков и его супруга.
Приблизительно с 1922 года установился обычай в воскресные вечера совершать перед чудотворной иконой Богородицы акафист, обычай, привлекающий к святыне значительное количество молящихся. Было принято читать акафист Пресвятой Богородице "честному Ея Знамению, еже в велицем Новограде". Акафист этот, составленный автором других многих других акафистов, харьковским помещиком А. Ф. Ковалевским, был разрешён Свят. Синодом к печатанию осенью 1891 года. Акафист, в основном, воспоминает и воспевает чудо, бывшее от иконы в Новгороде в 1170 году, во время междоусобной войны, когда Новгород был осаждён "от воев Суждальских".
Между тем, Царскосельская икона Знамения, как уже раньше разъяснялось, является совершенно отдельной, самостоятельной святыней, со своей особой историей, со своими собственными прославившими её чудесами, и решительно не может быть признана списком с Новгородской иконы или подражанием последней.
У разумных, вдумчивых богомольцев поэтому вполне естественно возникло желание слышать пред святой иконой более соответствующий по своему содержанию акафист, который и был составлен мирянином, магистром богословия - профессором Санкт-Петербургской духовной академии Порфирием Петровичем Мироносицким.
Составленный акафист был представлен настоятелем Знаменской церкви митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову) с просьбой благословить его к церковно-богослужебному употреблению, а тот, в свою очередь, препроводил акафист в Москву к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию и состоящему при нём Священному Синоду. Рассматривавший акафист член Синода Преосвященный Филипп (Ставицкий), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, впоследствии архиепископ Астраханский нашёл, что акафист, несомненно, "обладает содержательностью, даёт возможность воспевать славу Богоматери независимо от новгородских событий, в осенении Ея всемирных чудес, согрет теплым, благоговейным чувством и написан искусно, правильным церковнославянским языком", и потому дал о нём благоприятный отзыв. Согласно этому отзыву, Синодальным определением от 16 октября 1929 года за № 147 новый акафист Знамению Пресвятыя Богородицы был разрешён к церковно-богослужебному употреблению.
Встречен был новый акафист богомольцами неодинаково. В то время, как одни искренно приветствовали появление нового акафиста, приобретшего потом всё больше и больше новых сторонников, другие, наоборот, проявляли видимое предпочтение прежнему, с которым сроднились, свыклись. Чтобы такое разногласие не привело к взаимным пререканиям и волнениям, стали читать поочерёдно оба акафиста.
В августе 1941 года Царское Село было оккупировано войсками фашистской Германии.
В 1944 году фашисты бежали из Царского Села, похитив с собой и икону Знамения Пресвятыя Богородицы. Советские войска, преследуя врага, в одном из брошенных обозов неприятеля в г. Риге обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери из Знаменской церкви Царского Села. Святые иконы были доставлены в Ленинград и переданы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову), по благословению которого все иконы были весной 1948 года водружены в храме Ленинградской духовной академии.
На добровольные пожертвования верующих святая икона Знамения была украшена венчиком над главами Богоматери и Богомладенца. В 1952 году для икон Знамения и Казанской были сооружены одинаковые художественные дубовые киоты.
Использованные материалы
- Парийский Л.Н. О чудотворной иконе Знамения Пресвятыя Богородицы в храме Ленинградской Духовной Академии. Речь на годовом акте Ленинградской Духовной Академии 30 декабря 1955 г. Машинопись. Л.: ЛДА, 1955. – 20с.