Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Домовой храм в честь Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского Села, 2010-е. Фото с городского сайта г. Пушкина
Домовой храм в честь Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского Села, 2010-е. Фото с городского сайта г. Пушкина
Домовой храм в честь Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского Села, приписан к Вознесенскому (Софийскому) собору Пушкинского благочиния Санкт-Петербургской епархии

Проектом реконструкции Большого Екатерининского дворца середины XVIII века была предусмотрена постройка храма сначала отдельным зданием "между правым флигелем и циркумференцией", но эти планы не реализовались, и церковь решили устроить в особом флигеле. Автором проекта стал архитектор Савва Чевакинский.

Весной 1746 года начались строительные работы по флигелю.

8 августа 1746 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны состоялась торжественная закладка церкви, которую совершил архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Феодосий (Яновский).

14 октября 1746 года Елизавета Петровна указала: "над церковью новостроющеюся купола не делать, но пять глав по пропорции". Это распоряжение повлекло за собой частичную переработку проекта церкви, которые в него внес Франческо Бартоломео Растрелли.

30 июля 1756 года состоялось освящение построенного храма, которое возглавил Санкт-Петербургский архиепископ Сильвестр (Кулябка) в присутствии императрицы. По окончании освящения был дан салют из 51 пушки.

12 мая 1820 года в результате пожара церковь сгорела, погибла большая часть интерьера. Реставрация храма велась под руководством архитектора Василия Стасова. 2 апреля 1822 года восстановленная церковь была заново освящена архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павинским) в присутствии Александра I.

16 июня 1863 года церковь снова пострадала в пожаре, однако утварь и большинство икон удалось спасти. Освящение обновлённого храма совершил 27 октября 1864 года протопресвитер Василий Бажанов.

Богослужения в храме прекратились в 1917 году, хотя официально церковь была ликвидирована 22 мая 1922 года. Помещение храма выполняло функции музейного пространства.

Во время Великой Отечественной войны в период оккупации Пушкина испанцами и немцами в церкви был устроен гараж, а внутреннее убранство было разграблено. Крыша была пробита, а купола изрешечены пулями. Девяносто восемь икон, остававшихся в храме, были похищены.

Реставрационные работы во дворце начались только в 1957 году, в храме находился склад уцелевших дворцовой утвари и архитектурных деталей. В 1963 году были восстановлены купола, однако сам храм до настоящего времени полностью не отреставрирован.

С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны, храм приписан к приходу Софийского собора.

В 2010 году произведена реставрация архитектурно-декоративного убранства храма в Екатерининском дворце, золочение куполов, были восстановлены образа архангелов Михаила и Гавриила.

Архитектура

В композиции фасада храма, обращенного на Садовую улицу, использован мотив двухъярусной колоннады, более тяжелой и массивной на уровне первого и второго этажей и высокой и стройной в третьем и четвертом этажах. Тематика декоративной скульптуры, украшающей церковь, - фигуры ангелов на фронтоне, головки херувимов - определялась назначением здания.

Храм имеет пятикупольное завершение. Ажурные золоченые купола возвышаются над северным корпусом дворца. Храм вплотную слит с дворцом - им завершается анфилада парадных комнат. В плане здания он носит название "церковный зал". Вместо обычного для храма купола его перекрывал плоский потолок, расписанный Дж. Валериани. Среднюю часть занимал плафон "Вознесение Господне". Внутреннее убранство храма было выполнено в стиле барокко с обилием позолоты и ажурной резьбы. Особую нарядность интерьеру придавали портики из вызолоченных и обвитых ажурными резными гирляндами коринфских колонн.

Помещение дворцовой церкви делилось на четыре отделения: алтарь, неф, хоры и места под хорами.

Иконостас, доходивший до самого потолка, был убран 45 образами в пышных рокайльных рамах и имел шесть рядов икон: местный, два праздничных, два апостольских и пророческий. Над жертвенником алтаря возвышалась огромная резная позолоченная сень на восьми колоннах.

Использованные материалы

Редакция текста от: 12.12.2018 07:12:19

"ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google