Свт. Кводвультдей, еп Карфагенский. Мозаика (V в.) в крипте епископов, катакомбы св. Ианнуария, Неаполь, Италия |
Память 19 февраля (Зап. [2]), 26 октября (Итал. [3], Зап. [4])
В 407/8 году [5], будучи еще юношей, Кводвультдей вместе с родственниками и друзьями присутствовал при освящении еп. Аврелием Карфагенским в качестве христианской церкви языческого храма "Небесной богини" в Карфагене (Caelestis templum [6]), закрытого еще в 399 году вместе с другими языческими храмами по приказу имп. Гонория [7]. Это событие, которое было приурочено к празднованию Пасхи и на которое собрался весь клир и верующие города, произвело на юного Кводвультдея неизгладимое впечатление и повлияло на его дальнейшую судьбу.
Около 417-421 годов Кводвультдей, следуя призванию к церковной деятельности и получив соответствующее христианское образование [8], был рукоположен во диакона свт. Аврелием Карфагенским, с которым у него впоследствии сложились теплые дружеские отношения [9]. Будучи диаконом, Кводвультдей принимал участие в борьбе Карфагенской Церкви с пелагианами, манихеями и тертуллианистами ([10].
В 428-429 годах с позволения свт. Аврелия Кводвультдей вступил в переписку с блж. Августином, направив ему деяния одного из Карфагенских Соборов, посвященные борьбе с манихейством [11], и два собственных письма, сохранившиеся в собрании писем блж. Августина [12], в которых просил его написать для нужд Карфагенской Церкви трактат против ересей, где в сжатой форме (summatim) были бы изложены заблуждения всех известных в то время ересей и приведены возражения против них со стороны Церкви. Блж. Августин поначалу отказывался исполнить просьбу Кводвультдея, сославшись на сложность задачи, большую занятость и существование аналогичных трудов таких знаменитых ересеологов, как свт. Епифаний Кипрский и Филастрий, еп. Бриксийский, однако после получения второго письма Кводвультдея, где тот подробнее обосновывал необходимость появления такого труда, блж. Августин уступил настойчивым просьбам и написал трактат "De haeresibus" (О ересях), который посвятил своему "святому и возлюбленному сыну и собрату диакону Кводвультдеусу" [13].
В 434 году, в консульство Аспара, прибывшего в то время по каким-то делам в Карфаген, Кводвультдей сопровождал нового еп. Капреола Карфагенского, занявшего кафедру после смерти свт. Аврелия в 427 или 430 году, в женский монастырь св. Стефана, где он стал свидетелем чуда изгнания епископом беса из арабской девочки [14].
Как полагают большинство исследователей, около 437 года, после смерти еп. Капреола, диакон (или, возможно, архидиакон) Кводвультдей был рукоположен в сан епископа Карфагенского [15]. Впрочем, ввиду того что год смерти еп. Капреола точно не известен, а рассказ об экзорцизме в монастыре св. Стефана может быть интерпретирован различным образом (в частности, упоминаемые там pontifex и sacerdos могут означать разных лиц, первым из которых мог быть сам Кводвультдей), ряд современных исследователей относят начало епископского служения Кводвультдея к более раннему времени - ок. 432/3 года [16].
Проповеди, произнесенные Кводвультдеем перед паствой в 438-439 годах, сообщают о состоянии североафриканской Церкви и общества во время нашествия вандалов, не только разрушавших общественный и культурный уклад, но и насильственно насаждавших арианство на завоеванных территориях. Кводвультдей стремился противостоять распространению арианства, однако уже в октябре 439 года, после того как король вандалов Гейзерих захватил Карфаген, вместе с группой православных клириков был выслан из города. Изгнанников посадили на разбитые корабли в надежде, что те не выдержат морского плавания, однако, как сообщает историк Виктор Витенский, Бог явил Свою милость и Кводвультдей со спутниками благополучно доплыли до Кампании и достигли Неаполя [17].
Кводвультдею не довелось возвратиться в Карфаген, ностальгические воспоминания о котором никогда не покидали его в изгнании [18]. Он провел остаток жизни в Неаполе, где был радушно принят клириками местной Церкви и ее епископом Нострианом. С позволения Ностриана св. Гавдиоз, еп. г. Абитины (пригород Карфагена), прибывший вместе с Кводвультдеем, основал в Неаполе монастырь, где могли бы проживать африканские изгнанники [19]. По мере сил Кводвультдей участвовал в церковной жизни: проповедовал и писал против ересей, вновь захлестнувших империю одновременно с варварскими нашествиями, в чем Кводвультдей видел признаки гнева Божия и приближающегося конца света. Около 444 года Кводвультдей был свидетелем успешных действий папы Римского Льва I Великого по искоренению остатков манихейства и пелагианства в Италии [20].
Епископ Кводвультдей скончался в 453 или в начале 454 года в Неаполе [21], поскольку уже в октябре 454 года на Карфагенскую кафедру с дозволения короля Гейзериха, уступившего настойчивым просьбам имп. Валентиниана III, был избран еп. Деограций [22]. Погребен в монастыре св. Гаудиоза в Неаполе [23]. О кончине Кводвультдея упоминает Адон Вьеннский в своем Мартирологе [24].
Местное почитание епископа Кводвультдея, как и его друга святителя Гавдиоза, распространилось в Неаполе уже в V веке, а оттуда перешло в Северную Африку [25]. В древнем Карфагенском церковном календаре VI века память Кводвультдея помещена под 8 января [26], а в Неаполитанском "мраморном" календаре IX века и в Римском Мартирологе (ред. 1922 года) - под 19 февраля (в старой редакции Римского Мартиролога 1586 года Цезарь Бароний поместил его память под 26 октября, вероятно, стремясь приблизить её ко дню памяти святителя Гавдиоза - 27 октября [27]. День памяти 19 февраля может указывать на обретение мощей Кводвультдея, происшедшее в конце VIII века (между 764 и 798), при Неаполитанском епископе Стефане II [28]. В 1799 году, после пожара в монастыре св. Гавдиоза, мощи Кводвультдея были перенесены в капеллу св. Сусанны в кафедральном соборе Неаполя [29].
Учение
Догматические воззрения епископа Кводвультдея сложились под сильным влиянием богословской мысли блж. Августина [30]. Обращаясь к осмыслению веры как таковой, Кводвультдей прежде всего указывает на ее связь с другими основными христианскими добродетелями - надеждой и любовью: "все понятие о вере (omnis fidei ratio) завершается надеждой и любовью; ведь только любя обетование [Божие], в которое кто-либо верит, он питает веру до тех пор, пока не получит все, на что он надеялся" [31]. Обращаясь к "вещам невидимым" своим духовным взором (mentis acies [32]), вера является необходимым усилием (opus), которое Бог требует от верующих до тех пор, пока не вознаградит их за верность непосредственным «созерцанием» Себя (ipsa visio). Кводвультдей замечает, что "откладывая созерцание Себя (visionem suam), Он вверяет тебе Свой дар, а не лишает его, чтобы ты еще сильнее желал отложенного и не наскучило бы тебе быстро дарованное. Однако тебя не оставляет Тот, Кто с пользой удерживает ныне от созерцания Себя, ведь твои [телесные] очи не воспринимают Его, а Он всегда видит тебя. Поэтому предоставь [Ему] свои очи веры (oculos fidei)" [33]. Т. о., вера в Бога является необходимым условием Его познания, ведь, по убеждению Кводвультдея, которое он разделяет с блж. Августином, "нам следует верить, чтобы познать (credamus ergo, ut intelligamus), и следует молиться, чтобы удостоиться созерцать то, во что мы верим". Истинная вера возможна только в православной Церкви, а основанием этой веры (fidei catholicae fundamentum) является ее Символ, на котором «воздвигнуто здание Церкви (aedificium Ecclesiae), сооруженное руками апостолов и пророков; это здание есть Дом Божий, камни которого - живые» [34].
Согласно Кводвультдею, "вселенская вера" (fides catholica) заключается в исповедании "единства и равенства Троицы" (unitas aequalitasque Trinitatis [35]), трех Лиц (tres personae) - Отца, и Сына, и Св. Духа, Которых следует считать не тремя Богами, но одним Богом (Trinitas unus Deus [36]). "Вселенская вера такова, - пишет Кводвультдей, - верить в то, что Бог Отец всемогущий, бессмертный и невидимый; верить в то, что Бог Сын всемогущий, бессмертный и невидимый по своему Божественному рождению, но ставший видимым, смертным и меньшим ангелов по воспринятому Им человечеству; верить в то, что Дух Святой всемогущий, бессмертный и невидимый по равному божеству, но явившийся в виде голубя ради удостоверения Сына. Эта Троица есть Единица (unitas) - простая, нераздельная, неизреченная, всегда пребывающая, всегда присутствующая, повсюду царствующая, это единый Бог" [37]. Христос есть Сын Божий в собственном смысле слова (proprius filius), т. е. Сын по сущности (per substantiam), а не по благодати; Он родился от Отца вне времени, еще прежде сотворения мира, и поэтому равен и совечен Ему [38]. Св. Дух также есть Бог; Он равен Отцу и Сыну, и ни в чем не меньше Их [39]. Он есть "любовь и согласие (caritas atque concordia) Отца и Сына", а потому Он не только "пребывает в Отце и Сыне" и "принадлежит Отцу и Сыну", но и "исходит от Отца и Сына" (procedens a Patre et Filio [40]). Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, названное впоследствии Filioque, Кводвультдей заимствовал у блж. Августина. В Троице единая сущность, единое величие, единое могущество, единое действие, единая вечность, единая святость [41]. Для иллюстрации тринитарного догмата Кводвультдей не использует августиновские психологические аналогии, но опирается на традиционный образ огня: сам огонь, его пламя и тепло суть одновременно три, вместе же составляют один нераздельный свет [42].
Христологическое учение Кводвультдея не обладает достаточной терминологической точностью и излагается главным образом в полемическом контексте. Возражая иудеям и манихеям, первые из которых, так же как и ариане, не верили в божество Христа, а вторые считали Его человечество призрачным, Кводвультдей утверждает церковную веру во Христа как Бога и Человека [43]. Согласно Кводвультдею, "Слово, душа и плоть составляют одного Христа" (Verbum, anima et caro unus Сhristus) - Сына Божия и Сына человеческого: Сына Божия как предвечно рожденного от Бога Отца и Сына человеческого как родившегося во времени от св. Девы, в Которой "Бог соединился с плотью (Deus conjunctus est carni) и плоть сочеталась с Богом (caro cohaesit Deo), чтобы был един Христос Бог и всецело Человек" [44]. При этом Бог Слово, "восприняв плоть", не превратился в плоть, но остался Богом. Боговоплощение произошло ради спасения людей, чтобы "погибающий человек был найден и возвращен Богу Отцу через Посредника". Кводвультдей высказывает мысль, близкую концепции "рекапитуляции" сщмч. Иринея Лионского, о том, что человеческая природа была восстановлена Иисусом Христом в том же порядке, в каком она некогда погибла:
Христос заплатил за людей "великую цену" (magnum pretium), искупив их Своей кровью; Он принял смерть, чтобы даровать человечеству Свою жизнь в воскресении; вознесшись на небо, "Он совознес туда и нас и сделал нас сынами Божиими" [46].
Следуя аргументам блж. Августина в полемике с пелагианством, Кводвультдей полагает, что свободная воля (liberum arbitrium) человека, начиная с Адама, достаточна лишь для желания зла, а для того, чтобы желать добра, она необходимо требует помощи со стороны Бога. Первый человек, хотя и получил от Бога "правую" (rectam) свободу воли, но выбрал зло, которого сам пожелал, в результате чего подвергся злу. Бог же, видя, что первый человек, дурно воспользовавшись своей свободой, в себе самом, как в корне, осудил на погибель все свое потомство, Сам сошел с небес и людей, погибавших от своей гордыни, исцелил своим смирением, заблуждавшихся вернул на путь истинный, чужестранцев вернул в их отечество. Потому люди должны хвалиться не своими заслугами, а Христом, Который их искупил и освободил от рабства греху [47]. Кводвультдей также опирается на учение блж. Августина в своих историко-богословских и эсхатологических взглядах. По мысли Кводвультдея, весь исторический процесс будет продолжаться в течение 6000 лет, не считая трех с половиной лет правления антихриста [48].
Встречается у Кводвультдея и традиционное для западного богословия эсхатологическое представление об "очистительном огне" (ignis purificatorius), посредством которого после Страшного Суда будут очищены "некоторые верующие люди (quosdam fideles homines) и сами мировые стихии" [49].
Сочинения
Судя по сохранившимся сочинениям, Кводвультдей был хорошим оратором, владел приемами классической лат. риторики, однако не был знаком с греческой литературой [50]. Его гомилетическое наследие состоит из 13 Слов (гомилий), авторство которых долгое время приписывалось блж. Августину. Хотя большинство исследователей согласны с их атрибуцией Кводвультдею, убедительно доказанной Ж. Мореном [51], Д. Франсесом [52] и Р. Броном [53], некоторые исследователи приписывают часть этих гомилий блж. Августину, а часть - неизвестным авторам [54]. Все 13 Слов были произнесены Кводвультдеем в Карфагене в 434-439 годах и большей частью имеют катехизическую направленность.
"Слово о четырех силах любви" [55], самая ранняя проповедь Кводвультдея, произнесенная им перед собранием клира еще в молодом возрасте [56], вероятно, в сер. 430-х годов, когда он был диаконом и помощником еп. Капреола [57]. Кводвультдей, опираясь на слова ап. Павла (1 Кор 13, 7-8), различает четыре силы (virtutes) любви: "все покрывать", "всему верить", "всего надеяться" и "все переносить". Он показывает, что эти силы тесно взаимосвязаны, и приводит множество библейских примеров, чтобы побудить слушателей подражать этим добродетелям.
Три "Слова о Символе веры" [58], второе Слово, как предполагают, по времени предшествует первому и третьему, т. к. в нем не упоминается о нашествии вандалов [59]. Слова тесно связаны с практикой "передачи символа" (traditio symboli), заключавшейся в подготовке оглашенных к произнесению крещального символа веры. Они посвящены разъяснению основных положений символа, таких как учение о единосущии Отца и Сына, воплощении Христа, Его смерти и воскресении, о Св. Духе, об отпущении грехов, о воскресении плоти и о вечной жизни. Все три Слова отличаются полемическим характером и направлены против идолопоклонства язычников, неверия иудеев в мессианство Иисуса Христа и нечестия ариан в учении о Сыне и Св. Духе. В начале второго и третьего Слов речь также идет об обряде отречения от сатаны и его дел и принятии знамения креста, совершавшихся прежде крещения.
"Слово против иудеев, язычников и ариан" [60], пространная проповедь, произнесенная Кводвультдеем, вероятно, на Пасху 439 года [61]; по тематике схожа с предыдущими. Помимо разъяснения обряда отречения от сатаны и церковной веры в Пресвятую Троицу Кводвультдей ведет полемику с арианами, учившими о неравенстве между Отцом и Сыном и практиковавшими перекрещивание православных. Кводвультдей доказывает Божество Христа, ссылаясь не только на многочисленные библейские свидетельства, но также и на "Оракулы Сивилл" и на сочинения Вергилия.
"Слово против пяти ересей" [62], имеет катехизическо-полемический характер, представляет собой краткий ересеологический трактат, направленный против пяти врагов Церкви Христовой: язычников (гл. 3; здесь автор ссылается на сочинения, надписанные именем Гермеса Трисмегиста (Mercurius)), иудеев (гл. 4), манихеев (гл. 5), савеллиан (гл. 7) и ариан (главы 6, 8).
"Слово о "новой песни" [63], тема Слова - обновление жизни, происходящее в христианстве, символом чего служит "новая песнь", которую псалмопевец воспевал Богу (ср.: Пс 143, 9). Этот символизм находит свое продолжение в рассуждении Кводвультдея о пути христианина в небесное отечество и о трех видах уклонения от этого пути: останавливается на пути христианин, не заботящийся о духовном преуспеянии; поворачивается вспять тот, кто, оставив чистую жизнь, предался пороку; уходит в сторону еретик. Особое внимание Кводвультдей уделяет последнему состоянию, обличая манихеев, ариан и пелагиан.
"Слово о последней среде" [64], произнесено в Великую среду 439 года [65]. В нем на основе притчи о сеятеле автор призывает возделывать почву своего сердца, чтобы воспринять в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Христовы, которыми очищается и украшается душа. В конце проповеди Кводвультдей призывает остерегаться еретиков, особенно ариан, молиться за мир в Африке, за прекращение гнева Божия, т. е. за освобождение страны от варваров.
"Слово о потопе" [66], посвящено силе и значению таинства Крещения; Кводвультдей обращается к типологическому толкованию перехода евреев через Чермное море ("крещение Моисеево") и последующего празднования ветхозаветной пасхи как прообраза крестной Жертвы Христа. Автор и здесь высказывается против ересей (прежде всего против арианства, а также против манихейства, пелагианства и донатистского раскола), которые сравнивает со змеями егип. чародеев [67].
Два "Слова о приступающих к благодати" [68], произнесены одно за другим и имеют смысловую связь [61]. Слова сочетают тему нравственного обновления готовящихся к вступлению в Церковь с объяснением членов Символа веры и обличением нечестия язычников, иудеев и ариан. Во втором Слове автор дает типологическое толкование танца царя Давида перед ковчегом завета (см.: 2 Цар 6, 14, 16) как прообраза восхождения Христа на Голгофу.
Два "Слова о варварских временах" [69], произнесены предположительно в марте и октябре 439 года соответственно [61]; автор рассуждает о бедствиях, обрушившихся на Римскую империю после нашествия варваров. Опираясь на библейские сюжеты (страдание Иова, притча о блудном сыне и др.), Кводвультдей показывает, что, допуская подобные случаи, Бог поступает справедливо, посредством бедствий призывая всех к покаянию, исправлению нравов и верности Церкви. Кводвультдей также предостерегает паству от "заразы арианства", принесенной захватчиками. В Словах Кводвультдей описывает ужасающую картину бедствий, обрушившихся на Карфаген во время его захвата вандалами, призывает верующих к терпению, покаянию и упованию на милосердие Божие.
Помимо устных проповедей Кводвультдею принадлежат два послания к блж. Августину [70].
"Книга обетований и предсказаний Божиих" [71], большой экзегетический, пастырский и историко-богословский трактат, написан в Италии между 445 и 451 годами [72]. Некоторое время трактат распространялся анонимно, пока в середине VI века Кассиодор, высоко оценивший достоинства трактата, не приписал его авторство секретарю папы Льва Великого Просперу Тиро Аквитанскому [73], под именем которого он и имел хождение на Западе в средние века и в Новое время. Только в начале XX века франц. ученый Морен выдвинул гипотезу, что настоящим автором трактата был Кводвультдей. В трактате были использованы проповеди, принадлежность которых Кводвультдею была также доказана Мореном [51]. Впоследствии предположение о том, что Кводвультдей является подлинным автором трактата, было подтверждено рядом исследователей [74].
Трактат представляет собой "компендиум" библейских цитат, в основе которого лежит идея о том, что история человечества представляет собой последовательное исполнение Божественных обетований и пророчеств. По мысли Кводвультдея, многочисленные пророчества, которые уже осуществились в истории, дают уверенность в исполнении апокалиптических пророчеств - уверенность, которой не хватало тем итальянским христианам-аристократам, которым, как предполагают исследователи, Кводвультдей адресовал свой труд [75]. Для доказательства основной мысли трактата Кводвультдей использует типологический метод толкования Священного Писания. Библейский материал в сочинении тщательно подобран и организован в строгой последовательности [76]. Следуя блж. Августину [77], Кводвультдей разделяет всю историю человечества на три эпохи: до закона (ante legem), под законом (sub lege) и под благодатью (sub gratia), которым соответствуют три основные части трактата, содержащие по 40 глав. Первая эпоха охватывает период от творения человека до Моисея, вторая - от Моисея до пришествия Христа, третья - от воплощения Христа до Его славного Второго пришествия и конца света [78]. Четвертая часть книги посвящена подробному изложению эсхатологических событий, описанных в Апокалипсисе, таких как падение диавола, пришествие антихриста, его правление и гонения на Церковь Христову, пришествие пророков Еноха и Илии, их проповедь, смерть и воскресение, парусия, поражение антихриста, воскресение мертвых, Страшный Суд, очистительный огонь и огненные наказания грешников и др. Эта часть состоит из 20 глав и называется "Полвремени" (dimidium temporis, название взято из Книги пророка Даниила и Апокалипсиса - см.: Дан 7, 25; Дан 12, 7; Откр 12, 14); название указывает на правление антихриста, которое будет длиться в течение "времени, времен и полвремени" (ср.: Откр 12, 14), т. е. три с половиной года [79]. В последней, пятой и самой краткой части трактата, включающей 13 глав и называющейся "Слава и царство святых" (Gloria regnumque sanctorum), речь идет о будущем блаженстве праведников и вечной жизни с Богом в небесном Иерусалиме. Весь трактат состоит из 153 глав. Это число, совпадающее с числом рыб, чудесно пойманных апостолами по повелению воскресшего Господа (Ин 21, 11), по мнению Кводвультдея, во-первых, соответствует суммарному числу библейских обетований и пророчеств и, во-вторых, символически указывает на бесчисленные тысячи праведников (milia sanctorum) из разных племен и народов, точное число которых знает один лишь избравший их Господь Quodvultdeus. Liber promissionum. 5. 13. 15 ]].
Образцом для трактата послужили труды блж. Августина (проповеди, «Об обучении оглашенных», «О христианской науке», «О граде Божием»), Лактанция («Божественные установления»), Иеронима Стридонского («Толкование на книгу пророка Даниила»), Тихония («Толкование на книгу Откровения») и Павла Орозия («История против язычников»). В целом трактат Кводвультдея, который Ноткер Заика в IX веке назвал «правилом всех Божественных Писаний» [80], представляет собой прекрасный пример патристической экзегезы и богословского осмысления человеческой истории. История понимается как последовательное осуществление Божественного домостроительства спасения верующих из всех народов. Своей кульминации история достигает в апокалиптических событиях - появлении царства антихриста и ниспровержении этого царства Христом.
Кводвультдею приписывается шесть проповедей [81], авторство которых дискутируется. Одна из них под названием "Слово о песни Исаии" [82] в настоящее время некоторыми исследователями признается подлинной [83]. В качестве потенциально принадлежащих Кводвультдею проповедей рассматриваются еще четыре: "О светлой среде" [84], "Слово о вознесении Господнем" [85] и Слова 95-е и 126-е из собрания А. Маи [86].
Публикации
- CPL, N. 401-413;
- Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l'antiquité et du haut moyen âge. Freiburg i. Br., 2007. T. 2. P. 749-752;
- PL. 33. Col. 997-999, 1000-1001;
- PL. 51. Col. 733-858;
- PLS. 3. Col. 149, 261-322;
- Epistulae // Augustinus. Epistulae 185-270 / Ed. A. Goldbacher. Vindobonae, 1911. P. 442-446, 450-451. (CSEL; 57);
- Livre des promesses et des prédictions de Dieu / Ed. R. Braun. P., 1964. (SC; 101-102);
- Opera / Ed. R. Braun. Turnhout, 1976. (CCSL; 60).
Литература
- Morin G. Pour une future édition des opuscules de S. Quodvultdeus, évêque de Carthage au Ve siècle // RBen. 1914/1919. Vol. 31. P. 156-162;
- idem. Deux sermons africains du Ve-VIe siècle avec un texte inédit du symbole // Ibid. 1923. Vol. 35. P. 233-245;
- Schepens P. Un traité à restituer à Quodvultdeus // RechSR. 1919. Vol. 10. P. 230-243;
- idem. Les œuvres de S. Quodvultdeus // Ibid. 1923. Vol. 13. P. 76-78;
- Franses D. Die Werke des hl. Quodvultdeus, Bischof von Karthago. Münch., 1920;
- Kappelmacher A. Echte und unechte Predigten des Augustinus // WSt. 1931. Bd. 49. S. 89-102;
- Strecker K. Jam noua progenies caelo demittitur alto // Studi medievali. N. S. Spoleto, 1932. Vol. 5. P. 167-186;
- Nock A. D. Two Notes: 1. Asklepius and Quodvultdeus // VChr. 1949. Vol. 3. N 1. P. 48-55;
- Simonetti M. Studi sulla letteratura cristiana d'Africa in età vandalica // Rendiconti dell'Istituto Lombardo di Scienze e di Lettere. Cl. di lettere. Ser. 2. Mil., 1950. T. 83. P. 407-424;
- idem. Note sul testo di alcuni passi di opera attribuite a Quodvultdeus // Rivista di filologia e de istruzione. 1978. Vol. 106. P. 291-299;
- idem. Qualche riflessione su Quodvultdeus di Cartagine // RSLR. 1978. Vol. 14. N 2. P. 201-207;
- idem. La produzione letteraria latina fra romani e barbari (sec. V-VIII). R., 1986. P. 35-39;
- idem. Romani e barbari: Le lettere latine alle origini dell'Europa (sec. V-VIII). R., 2006. P. 49-52;
- Bischoff B. Die lateinischen Übersetzungen und Bearbeitungen aus den Oracula Sibyllina // Mélanges J. de Ghellinck. Gembloux, 1951. T. 1. P. 121-147;
- Gautier E.-F. Genséric, roi des Vandales. P., 1951. P. 211-238;
- Müller L. G. Introd. // The «De haeresibus» of St. Augustine. Wash., 1956. P. 10-22. (Patristic Studies;
- 90);
- Lambot C. Critique interne et sermons de S. Augustin // StPatr. 1957. Vol. 1. P. 112-127;
- Braun R. Un témoignage littéraire méconnu sur l'Abaritana provincia // Revue Africaine. Alger, 1959. Vol. 103. P. 114-116;
- idem. Introd. // Quodvultdeus. Livre des promesses et prédictions de Dieu. P., 1964. P. 11-130. (SC; 101);
- idem. Quodvultdeus // DSAMDH. 1986. T. 12. Vol. 2. Col. 2882-2889;
- Diesner H.-J. Zur Datierung des Briefes 220 und anderer Spätschriften Augustins // Forschungen und Forschritte. B., 1961. Jg. 35. S. 281-283;
- Kalkman R. G. Two Sermons «De Tempore barbarico» Attributed to St. Quodvultdeus, Bishop of Carthage: a Study of Text Attribution with Transl. and Comment.: Diss. / Catholic Univ. of America. Wash., 1963;
- Schuster M. Quodvultdeus // Pauly, Wissowa. 1963. R. 1. Bd. 24. Hbd. 47. Sp. 1396-1398;
- Bogaert P.-M. Sermon sur le cantique de la vigne attributable à Quodvultdeus // RBen. 1965. Vol. 75. P. 109-135;
- Courcelle P. Quodvultdeus redivivus // REA. 1965. T. 67. P. 165-170;
- Pellegrino M. Intorno a Quodvultdeus, «De promissionibus et praedicationibus Dei» // RSLR. 1966. Vol. 2. P. 240-244;
- Ambrasi D. Il Cristianesimo e la Chiesa napoletana dei primi secoli // Storia di Napoli. Napoli, 1967. Vol. 1. P. 699-701;
- idem. Quodvultdeus // BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 1335-1338;
- Duval Y.-M. Un nouveau lecteur probable de l'Histoire ecclésiastique de Rufin d'Aquilée, l'auteur de «Liber promissionum et praedictorum Dei» // Latomus. Brux., 1967. T. 26. P. 762-777;
- idem. Quodvultdeus // Catholicisme: Hier, aujourd'hui, demain: Encycl. P., 1990. T. 12. Col. 412-420;
- Lafaurie J. Cruces in vestubus // Bull. de la Société Française de Numismatique. P., 1973. Vol. 28. P. 336-340;
- Lippold A. Quodvultdeus // Der Kleine Pauly: Lexicon der Antike. 1979. Bd. 4. Sp. 1322;
- Saxer V. Saints anciens d'Afrique du Nord. Vat., 1979. P. 184-186;
- Isola A. La tipologia dell'agnello Pasquale in Quodvultdeus // Sangue e antropologia: Riti e culto / Ed. F. Vattioni. R., 1987. Vol. 2. P. 1203-1211;
- idem. I cristiani dell'Africa vandalica nei Sermones del tempo (429-534). Mil., 1990;
- De Simone R. J. The Baptismal and Christological Catechesis of Quodvultdeus // Augustinianum. R., 1985. Vol. 25. N 1/2. P. 265-282;
- Grossi V. Quodvultdeus // Quasten. Patrology. Westminster (Md), 19882. Vol. 4: The Golden Age of Latin Patristic Literature: From the Council of Nicea to the Council of Chalcedon / Ed. A. Di Berardino. P. 501-503;
- Nazzaro A. V. Quodvultdeus // Enciclopedia Virgiliana. R., 1988. Vol. 4. P. 383-384;
- idem. Quodvultdeus // Dizionario di Omiletica / A cura di M. Sodi, A. M. Triacca. Torino, 1998. P. 1310-1313;
- idem. Quodvultdeus: Un vescovo dell'Africa vandalica a Napoli // Società multiculturali nei secoli V-IX: Scontri, convivenza, integrazione nel Mediterraneo occidentale / A cura di M. Rotili. Napoli, 2001. P. 33-51;
- idem. Quodvultdeus // Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiana / A cura di A. Di Berardino. Gen., 2008. Vol. 3. Col. 4449-4453;
- Eno R. B. Christian Reaction to the Barbarian Invasions and the Sermons of Quodvultdeus // Preaching in the Patristic Age: Studies in Honor of W. J. Burghardt / Ed. D. G. Hunter. N. Y., 1989. P. 139-161;
- Finn Th. M. It Happened One Saturday Night: Ritual and Conversion in Augustinés North Africa // J. of the American Academy of Religion. Atlanta etc., 1990. Vol. 58. N 4. P. 589-616;
- idem. Quodvultdeus: The Preacher and the Audience: The Homilies on the Creed // StPatr. 1997. Vol. 31. P. 42-58;
- Drobner H. Quodvultdeus // BBKL. 1994. Bd. 7. Sp. 1137-1142;
- González Salinero R. The Anti-judaism of Quodvultdeus in the Vandal and Catholic Context of the 5th Century in North Africa // Revue des études Juives. P., 1996. Vol. 155. N 3/4. P. 447-459;
- idem. La invasión vándala en los «Sermones» de Quodvultdeus de Cartago // Florentia Iliberritana. Granada, 2001. N 12. P. 221-237;
- idem. Poder y conflicto religioso en el norte de Africa: Quodvultdeus de Carthago y los vándalos. Madrid, 2002;
- Storbl W. Notitiolae Quodvultdeanae // VChr. 1998. Vol. 52. N 2. P. 193-203;
- Van Slyke D. Quodvultdeus of Carthage: Political Change and Apocalyptic Theology in the 5th Century Roman Empire: Diss. / St. Louis Univ. St. Louis (Mont.), 2001;
- idem. Quodvultdeus of Carthage: The Apocalyptic Theology of a Roman African in Exile. Strathfield, 2003. (Early Christian Studies; 5);
- idem. St. Quodvultdeus, Bishop of Carthage // NCE. 2003. Vol. 11. P. 874;
- idem. The Devil and His Pomps in 5-Century Carthage: Renouncing Spectacula with Spectacular Imagery // DOP. 2005. Vol. 59. P. 53-72;
- Moreschini C., Norelli E., ed. Quodvultdeus // Early Christian Greek and Latin Literature. Peabody (Mass.), 2005. Vol. 2. P. 416-419.
Использованные материалы
- Фокин А. Р. "Кводвультдеус" // Православная энциклопедия, т. 32, с. 302-307:
- https://www.pravenc.ru/text/1684079.html (использовано частично)
[1] Имя Кводвультдей представляет собой латинизированный вариант пунического теофорного имени, широко распространенного в Северной Африке.
[2] "Saint QUODVULTDEUS, évêque de Carthage, exilé en Campanie par les Vandales ariens (vers 450)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 115, http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?f=5&t=457.
[3] "26.10: Memoria di San Quodvultdeus vescovo di Cartagine esiliato in Campania" // Месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it.
[4] "Saint QUODVULTDEUS, évêque de Carthage, exilé en Campanie par les Vandales ariens pour sa confession de la foi orthodoxe (vers 468)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 552, http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?f=5&t=1004.
[5] Braun. 1964. P. 72; Idem. 1986. Col. 2882
[6] Quodvultdeus. Liber promissionum et praedictorum Dei. 3. 38. 44
[7] Aug. De civ. Dei. XVIII 54; Quodvultdeus. Liber promissionum. 3. 38. 41
[8] Aug. De quattuor virtutibus caritatis. 7
[9] Braun. 1986. Col. 2882; Nazzaro. 2008. Col. 4449
[10] Aug. De haer. 46, 86; Ambrasi. 1968. Col. 1335; Braun. 1986. Col. 2882
[11] Aug. De haer. 46
[12] Quodvultdeus. Ep. 221, 223 // PL. 33. Col. 997-999; 1000-1001
[13] Aug. De haer. Praef. 1; Ep. 222. 1; 224. 2
[14] Quodvultdeus. Liber promissionum. 4. 6. 9-10
[15] Schepens. 1919. P. 237; Franses. 1920. S. 18; Ambrasi. 1968. Col. 1335; Braun. 1986. Col. 2883; Moreschini, Norelli. 2005. P. 417; Nazzaro. 2008. Col. 4449
[16] Storbl. 1998. P. 195, 201; Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 44; Idem. St. Quodvultdeus. 2003. P. 874
[17] Vict. Viten. De persecut. Vandal. I 5 // PL. 58. Col. 187
[18] Quodvultdeus. Liber promissionum. 2. 33. 72; 5. 13. 15
[19] Petrus Damianus. Opuscula. XIX 10 // PL. 145. Col. 440
[20] Quodvultdeus. Liber promissionum. 4. 6. 12
[21] Ambrasi. 1968. Col. 1336; Braun. 1986. Col. 2883; Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 29; Moreschini, Norelli. 2005. P. 417
[22] Vict. Viten. De persecut. Vandal. I 8 // PL. 58. Col. 191
[23] ActaSS. Oct. T. 11. P. 852
[24] Ado Viennensis. Martyrologium cum additamentis // PL. 123. Col. 405-406
[25] Cм.: Fasola U. M. Le catacombe di S. Gennaro a Capodimente. R., 1975. P. 155-160
[26] Kalendarium Antiquissimum Ecclesiae Carthaginensis // PL. 13. Col. 1228
[27] См.: Ambrasi. 1968. Col. 1337
[28] Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 28
[29] Ambrasi. 1968. Col. 1336
[30] Braun. 1986. Col. 2885
[31] Quodvultdeus. Liber promissionum. 1. Prol.; cp.: De quattuor virtutibus caritatis. 2
[32] De cantico novo. 1. 1
[33] De symbolo. 3. 2. 2
[34] De symbolo. 2. 1. 1; De accedentibus ad gratiam Sermones 1. 8; 2. 13; ср.: 1 Пет 2,5
[35] Quodvultdeus. De symbolo. 1. 4. 10; 1. 9. 20; De cataclysmo. 5. 7
[36] De symbolo. 3. 9. 9; De cataclysmo. 5. 7; Adversus quinque haereses. 8. 10
[37] De symbolo. 1. 4. 10
[38] Sermo contra judaeos, paganos et arianos. 5; De symbolo. 3. 9. 9; De cantico novo. 7. 7
[39] De symbolo. 1. 9. 18-20; 3. 9. 9
[40] De symbolo. 1. 9. 18; Adversus quinque haereses. 8. 10
[41] De symbolo. 1. 9. 20; 2. 9. 9; 3. 9. 9
[42] De symbolo. 2. 9. 9; Adversus quinque haereses. 6. 8
[43] De cantico novo. 6. 6; De symbolo. 1. 5. 11; Adversus quinque haereses. 15; De symbolo. 3. 7. 7
[44] unus Christus Deus et totus homo - Sermo contra judaeos, paganos et arianos. 6-9; ср.: De symbolo. 3. 4. 4
[45] De symbolo. 2. 4. 4 - 5. 5; ср.: De accedentibus ad gratiam Sermones 1. 18; Adversus quinque haereses. 5. 7
[46] De symbolo. 1. 6. 15 - 7. 16; ср.: 3. 7. 7; 3. 12. 12
[47] De cantico novo. 8. 8; De symbolo. 1. 6. 15
[48] Liber promissionum. 1. Prol., 7. 11-13; De quattuor virtutibus caritatis. 12. 18; см.: Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 107-146; 255-286
[49] Quodvultdeus. Liber promissionum. 4. 31
[50] Moreschini, Norelli. 2005. P. 417
[51] Morin. 1914
[52] Franses. 1920
[53] Braun. 1964
[54] Kappelmacher. 1931; Simonetti. 1950
[55] De quattuor virtutibus caritatis // PL. 39. Col. 1952-1957; CPL, N 412a; CCSL. Vol. 60. P. 367-378
[56] De quattuor virtutibus caritatis. 1. 1
[57] Braun. 1986. Col. 2883
[58] De symbolo. 1-3 // PL. 40. Col. 637-668; CPL, N 401-403; CCSL. Vol. 60. P. 305-363
[59] см.: Braun. 1986. Col. 2884
[60] Sermo contra Judaeos, Paganos et Arianos // PL. 42. Col. 1117-1130; CPL, N 404; CCSL. Vol. 60. P. 227-258
[61] Braun. 1986. Col. 2884
[62] Adversus quinque haereses // PL. 42. Col. 1101-1116; CPL, N 410; CCSL. Vol. 60. P. 261-301
[63] De cantico novo // PL. 40. Col. 677-686; CPL, N 405; CCSL. Vol. 60. P. 381-392
[64] De [ultima] quarta feria // PL. 40. Col. 685-694; CPL, N 406; CCSL. Vol. 60. P. 395-406
[65] De [ultima] quarta feria. 7. 2
[66] De cataclysmo // PL. 40. Col. 693-700; CPL, N 407; CCSL. Vol. 60. P. 409-420
[67] De cataclysmo. 5. 5-7
[68] De accedentibus ad gratiam Sermones 1-2 // CCSL. Vol. 60. P. 441-458; 459-470; CPL, N 408-409; Mai. NPB. T. 1. P. 251-274
[69] De tempore barbarico Sermones 1-2 // PL. 40. Col. 699-708; Morin G., ed. Sancti Aureli Augustini tractatus sive sermones inediti ex codice Guelferbytano 4096. Kempten; Münch., 1917. P. 200-218; CPL, N 411-412; CCSL. Vol. 60. P. 423-437, 473-486
[70] Epistulae // PL. 33. Col. 997-1001; CPL, N 413a; CCSL. Vol. 46. P. 273-281; Vol. 60. P. 489-492
[71] Liber promissionum et praedictorum Dei // PL. 51. Col. 733-858; CPL, N 413; SC. 101-102; CCSL. Vol. 60. P. 11-223
[72] Braun. 1964. P. 18; Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 48; Gryson. 2007. T. 2. P. 751
[73] Cassiod. De artib. 1 // PL. 70. Col. 1111; Idem. Exp. ps. 11. 9
[74] Schepens. 1919; Franses. 1920; Braun. 1964; Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003 и др.
[75] Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 89, 105
[76] Braun. 1964. P. 24-25; Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 90
[77] см.: Aug. Ep. 55. 3; De doctr. christ. II 16
[78] Quodvultdeus. Liber promissionum. Prol. 2; ср.: Ibid. 1. 12. 18
[79] Quodvultdeus. Liber promissionum. 2. 28. 62; 4. Prol. 1; 4. 13. 22
[80] regulam omnium divinarum scripturarum - Notker Balbulus. De interpretibus divinarum scripturarum. 9 // PL. 131. Col. 1001
[81] CPL, N 414-417
[82] Sermo de cantico Isaiae // RBen. 1965. Vol. 75. P. 117-123; CPL, N 417a
[83] Gryson. 2007. T. 2. P. 751
[84] De quarta feria Paschae // Morin G., ed. Sancti Aureli Augustini tractatus sive sermones inediti ex codice Guelferbytano 4096. Kempten; Münch., 1917. P. 191-195
[85] Sermo de ascensione Domini // RBen. 1912. Vol. 29. P. 253-261
[86] Mai. NPB. T. 1. P. 187-197, 289-298