Царь Иосия внимает слову Господню, гравюра Шнорра, XIX в. |
Память в Неделю святых праотец
Его царствование составляет одну из светлых страниц библейской истории. Поставив себе образцом царя Давида, Иосия постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров (2 Пар. 34:3). Он осквернил Тофет в Енномовой долине, служивший местом человеческих жертвоприношений, устроив там зловонную свалку нечистот (4 Цар. 23:10-14).
На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление Иерусалимского храма и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу закона Моисеева - редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание этой книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услыхав какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Разодравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами, и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2 Пар. 34:26-28).
Затем Иосия собрал старейшин и народ и велел читать книгу Закона вслух их и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенной ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, и затем по поведению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерною торжественностью (2 Пар. 35:3-18). Он лично дал на праздник народу 30,000 агнцев и козлят, и 3,000 волов.
Иудейское царство при нем как бы вновь возрождалось к жизни и славе, тем более, что этому благоприятствовали и внешние политические обстоятельства: ассирийская монархия пала, с Египтом поддерживалась завязанная прежними царями дружба, и Иосия мог помышлять даже о восстановлении своего царства в тех пределах, в каких оно было при Давиде и Соломоне.
На 31-м году царствования царя Иосии фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с царем Ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: "что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя" (2 Пар. 35:21). Но Иосия не внял совету и предостережению фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами, и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду.
Тело его для погребения было привезено в Иерусалим, и весь народ горько оплакал лучшего из царей своих; оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной (2 Пар. 35:20-25). Несомненно, этот общий плач был сердечен, искренен и непритворен, так что он обратился даже в притчу. В тот день (т.е. в имеющий быть день распятия Господа), по слову пророчества Захарии, поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (Зах. 12:11).
Использованные материалы
- Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона