Преп. Исаакий Далматский, икона |
Память 22 марта, 30 мая, 3 августа - вместе с прпп. Далматом и Фавстом
Происходил "с востока", по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь.
Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был имп. Валент II (364-378). Когда император собирался на войну с варварами (речь идет о походе против вестготов 378 года), Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили преподобного, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но ангелы чудесным образом избавили святого от гибели. Придя к императору в последний раз, Исаакий Далматский предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.
О встрече преподобного с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блж. Феодорит Кирский [1], Созомен [2] и некоторые другие. В синаксарном Житии в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в др. редакциях: преподобный Исаакий узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до Константинополя, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения [3]. Эта история была впоследствии пересказана историком Иоанном Зонарой [4].
Прп. Исаакий Далматский благословляет свв. имп. Феодосия и его супругу. С.-Петербург. Исаакиевский собор, фронтон зап. портика, горельеф. 1845 г. Скульптор И. П. Витали |
Почувствовав приближение смерти, прп. Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником.
После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви Св. Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки преподобного в церкви св. Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Прп. Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.
Датировка кончины
Прп. Исаакий Далматский |
Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 год нельзя считать годом смерти прп. Исаакия. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 года [7]. Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти святого. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 году на основании данных о церкви первомч. Стефана, в которой были положены мощи прп. Исаакия [8]. Существует мнение, что преподобный скончался в 424 или 425 году [9].
Считается, что имп. Феодосий, упоминаемый в Житиях прп. Исаакия и прп. Ипатия Руфинианского,- это Феодосий II (408-450), а не Феодосий I [10]. При этом 383 год - это скорее всего год прихода в монастырь прп. Далмата, а не год смерти Исаакия, и в Житии Исаакия произошло смешение этих дат. Однако такая ошибка может быть неслучайной. Ж. Дагрон высказал предположение, что изменение даты смерти прп. Исаакия было намеренным [11]. Оно было вызвано желанием скрыть тот факт, что прп. Исаакий - это Исаак (Исаакий), один из главных противников свт. Иоанна Златоуста и активный инициатор его низложения. Этот Исаак упоминается в различных источниках, в т. ч. у Созомена и Палладия, еп. Еленопольского. Так, у Палладия в "Диалоге о жизни св. Иоанна Златоуста" дважды встречается некий Исаакий, "молчальник" и "предводитель лжемонашествующих" [12]. Предположение о тождестве Исаакия Далматского и Исаакия впервые было высказано Ж. Паргуаром в 1899 году; в доказательство ученый привел совпадения в их происхождении, положении в Константинополе и датах жизни [13]. Дагрон и более поздние исследователи соглашались с этой точкой зрения и объясняли неправильную датировку кончины прп. Исаакия, указанную в его Житии, желанием автора не компрометировать святого и не сообщать неприятные факты его биографии [14].
Прпп. Фавст, Исаакий и Далмат |
Почитание и дни памяти
В Синаксаре Константинопольской церкви и в Минологии имп. Василия II память и краткое Житие прп. Исаакия приводятся под 30 мая, общая память Далмата, Фавста и Исаакия - под 3 августа. В полной версии греч. Жития Исаакия датой его кончины указано 26 мая (однако это число как день памяти святого нигде не отмечено), в краткой версии - 27 марта. В этот день память прп. Исаакия встречается в древнейших агиографических памятниках (в Неаполитанском мраморном календаре (сер. IX в.), Канонарии при Синайском Евангелии (IX в.)). Также в некоторых греческих Минологиях память прп. Исаакия отмечена под 22 и 26 марта, а в Великих Четьих Минеях митр. Макария - под 21 марта. В Житии прп. Исаакия из рукописи Paris. gr. 1453 датой кончины святого названо 30 августа, однако это число др. источниками не подтверждается.
Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей преподобных Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне [16].
Почитание прп. Исаакия Далматского в России связано с личностью имп. Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днем памяти преподобного. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Молитвословия
Кондак, глас 8
Яко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Вале́нтовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́ преподо́бне./ Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя́,// Исаа́кие препо́добне.
Кондак прпп. Исаакию, Далмату и Фавсту, глас 2
Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.
Литература
- BHG, N 481-483 [Далмат], 955-956 [Исаакий];
- Banduri A. Imperium orientale, sive Antiquitates Constantinopolitanae. P., 1711. Vol. 2. P. 697-710;
- ActaSS. Mai. T. 7. P. 247-260 [Исаакий];
- Aug. T. 1. P. 213-224 [Далмат];
- PG. 117. Col. 481-482, 569-572;
- Γεδεών Μ. ᾿Ι. Βυζαντινὸν ορτολόγιον. Κωνσταντινούπολις, 1899. Σ. 144-148;
- SynCP. Col. 717-718, 865-866;
- Latyšev. Menol. T. 2. P. 242-245;
- Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 75-80;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 156-158; Τ. 5. Σ. 148-151;
- Hatlie P. The Encomium of Ss. Isakos and Dalmatos by Michael the Monk (BHG, N 956d): Text, transl. and not. // Eukosmia: Studi miscellanei per il 75 di V. Poggi S. J. / Ed. V. Ruggieri, L. Pieralli. Soveria Mannelli, 2003. P. 275-311;
- ЖСв. Май. С. 761-767;
- ЖСв. Авг. С. 42-45.
- Pargoire J. Les débuts du Monachisme à Constantinople // Revue des questiones historiques. 1899. Vol. 65. P. 67-143;
- idem. Date de la mort de saint Isaac // EO. 1899. Vol. 2. P. 138-145;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 82, 162, 234; Т. 3. С. 203-204, 307-308;
- Grumel V. Dalmate // DHGE. T. 14. Col. 27-28;
- Bazoche P. Dalmazio // BiblSS. Vol. 4. Col. 428-429;
- Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1006-1007;
- Janin R. Isacco // BiblSS. Vol. 7. Col. 920-921;
- idem. Fauste // DHGE. T. 16. Col. 728-729;
- Dagron G. Les moines et la ville: Le monachisme а Constantinople jusqúau Concile de Chalcedoine (451) // TM. 1970. Vol. 4. P. 229-276;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 105 [Далмат], 224-225 [Исаакий];
- Aubert R. Isaac // DHGE. T. 26. Col. 78-80;
- Lenski N. Valens and the Monks: Cudgeling and Conscription as a Means of Social Control // DOP. 2004. Vol. 58. P. 93-118;
- Hatlie P. The Monks and Monasteries of Constantinople, ca. 350-850. Camb.;
- N. Y., 2007. P. 66-69, 91-93.
- "Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст" // "Жития святых" свт. Димитрия Ростовского
- "Память преподобного Исаакия исповедника, игумена Далматской обители в Константинополе". // «Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра. Том 5
Использованные материалы
- Т. А. Артюхова, Е. Е. Макаров, М. В. Басова, Э. В. Ш. "Исаакий, Далмат и Фавст" // "Православная энциклопедия", Т. 27, С. 39-46 (использовано частично)
- Житие в календаре на портале Православие.ru:
[1] Theodoret. Hist. eccl. IV 34
[2] Sozom. Hist. eccl. V 40
[3] Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 77
[4] Zonara. Epit. hist. XIII 16
[5] Theoph. Chron. P. 443
[6] Γεδεών. 1899. Σ. 144-145
[7] Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109
[8] Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73-75
[9] Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007
[10] Pargoire. Date de la mort. 1899. P. 139-140; Dagron. 1970. P. 233
[11] Dagron. 1970. P. 245
[12] PG. 47. Col. 21, 29
[13] Pargoire. Les débuts. 1899. P. 123; Idem. Date de la mort. 1899. P. 144-145
[14] Lenski. 2004. P. 109; Hatlie. 2007. P. 67
[15] Lenski. 2004. Р. 110-113
[16] Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 166, 194