Библия Ульфилы |
Предки Ульфилы, по словам Филосторгия, были из числа христиан, плененных готами, родом из Каппадокии близ города Парнасса [1].
Сначала, именно с 348 или 349 г., когда он был рукоположен Цареградским патриархом Евсевием, Ульфила, по примеру предшественника своего Феофила [2], присутствовавшего на Никейском Соборе, строго держался православного исповедания Никейского.
Потом сделался полуарианином, подписавшись в 360 г. на местном Константинопольском Соборе акациан под исповеданием, в котором хотя назван Спаситель Сыном Божиим единородным и прежде век рожденным от Отца, но не единосущным Отцу (ομοουσιος), как исповедали отцы никейские, а только подобным (ομοιος) [3]. Наконец, по случаю нашествия гуннов на Готию будучи отправлен готским царем в качестве главного посла к императору Валенту II (ок. 377) испросить у него позволение переселиться готам в Мизию, Ульфила для успеха в своем посольстве нашелся вынужденным сделаться совершенным арианином, и имея необыкновенное нравственное влияние на готов, для которых весьма много потрудился в деле просвещения их верою, для которых изобрел письмена и перевел на отечественный язык все Священное Писание, кроме книг Царств, он отторг от Церкви православной весь готский народ, доселе пребывавший в учении апостольском [4]. Впрочем, блаженный Феодорит замечает, что готы не сделались и после сего совершенными арианами, ибо, хотя они признавали Отца большим Сына, но отнюдь не соглашались исповедовать Сына сотворенным, и что они не вполне изменили православной вере своих отцов, потому что Ульфила, когда преклонял их на сторону Валента, уверил их, будто между православными и арианами нет никакого различия в догматах и все несогласие произошло от пустых словопрений.
Скончался в 383 г.
Именно в переводе Ульфилой Священного Писания Бенц видит его миссионерский успех: «Это одно позволило готским племенам принять христианство» [5].
Латурет отмечает, что деятельность Ульфилы являет нам, возможно, первый пример того, как миссионер на основе устного языка создает грамоту и алфавит [6]. То, что стало стандартной процедурой для некоторых миссий XX века было начато константинопольскими миссионерами.
Арианство Ульфилы не позволяет признать его православным. Что касается труда Ульфилы, то Стефан Нил делает одно любопытное наблюдение. Назвав его перевод «одним из величайших памятников смелой и решительной христианской экспансии», далее он замечает в сноске, что, хотя арианство и в самом деле противно христианству, т.к. оно унижает Сына Божия, однако «для простого народа оно могло представиться весьма привлекательным упрощением, ибо оно избавляло их от участия в запутанных спорах о природе и личности Христа, позволяя идти за ним как за вождем и сосредоточиться на и так достаточно сложной задаче - научиться жить трезвой, праведной и богоугодной жизнью» [7].
Использованные материалы
- Иаков Стамулис. ВОСТОЧНО-ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ МИССИИ СЕГОДНЯ
- Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Книга 1, глава2.
- Некоторые вещественные свидетельства распространения христианства в Южной России и I-IV веках.
[1] Philostor. Hist. Eccles. lib. II, cap. 5.
[2] Сократ Схоластик в своей Церковной истории (II. 41) ясно различает Ульфилу от его предшественника Феофила. А потому ошибаются Михаил Лекьен (Oriens. christ. 1. 1241) и за ним Кеппен (Крымский сборник. С. 65), считая Ульфилу и Феофила за одно лицо. В нашей Четьи Минеи (см.: житие святого Никиты сентября 15) они также различаются. Филосторгий, назвавший Ульфилу первым готским епископом, не заслуживает большого доверия, излагая об Ульфиле и другие несообразности, например, будто он рукоположен во епископа еще при Константине Великом патриархом Евсевием, который сделался патриархом спустя более 10 лет по смерти Константина Великого, или будто еще при Константине готы с Ульфилою переселились в Мизию и проч.
[3] Socrat. Lib. II. Cap. 41
[4] Sozom. Hist. eccles. Lib. VI. Cap. 37; Theodore t. Hist. eccles. Lib. IV. Cap. 37; Philostorg. Lib. II. Cap. 5. О письменах готских см. также в Истор. государ. Российск. Карамзина. 1. 109, СПб., 1818; а о переводе на готский язык Священного Писания — Историко-критическое введение к книге Ulfilas, gothische Bibelubersetzung, издан. Zahn., 1805
[5] Benz, Eastern Orthodox Church, pp.110.
[6] Kenneth Scott Latourette, A History of the Expansion of Christianity, vol.1: The First Five Centuries (New York: Harper & Row, 1937), p.214.
[7] A History of Christian Missions [Baltimore, Md.: Penguin Books, 1964], p.55