Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРАФИМ (КОРОВИН), ЯЛУТОРОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Серафим (Коровин)
Еп. Серафим (Коровин)
Серафим (Коровин) (1863 - 1932), епископ Ялуторовский, викарий Тобольской епархии

В миру Александр Серапионович Коровин, родился 18 ноября 1863 года в семье пономаря села Жуковского Туринского округа Тобольской губернии. В 1873 году окончил начальную школу в родном селе и в следующем году был принят в Тобольское духовное училище на епархиальное содержание, поскольку рано осиротел и рос без отца. С 1879 года продолжил обучение в Тобольской духовной семинарии.

Священник Тобольской епархии

Успешно усвоив курс богословских наук и женившись на дочери купца второй гильдии, 15 декабря 1885 года был рукоположен во священника и направлен в Шороховский приход Ялуторовского округа.

Прослужив там три года, получил новое назначение - в село Фоминское Тюменского уезда. В 1892 году был переведен в Покровский храм города Тюмени, не позднее 1896 года перемещен к Ильинской градской церкви. В этом году утвержден в должности наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Тюменского округа.

В 1899 году назначен в Курган уездным наблюдателем церковных школ и священником городской Свято-Троицкой церкви (до 1915 года).

В сентябре 1906 года назначен на должность благочинного Курганских городских и уездных церквей. 30 октября этого же года освобожден от должности и вновь назначен наблюдателем церковно-приходских школ Курганского уезда.

13 июня 1917 года назначен на вакансию священника при Курганской Троицкой церкви, с увольнением от должности наблюдателя церковных школ.

В 1918 году возведен в сан протоиерея. С сентября этого же года - благочинный Курганский городских церквей.

Обладая авторитетом среди духовенства и мирян Тобольской епархии, он не только избирался делегатом епархиального церковного съезда 1917 - 1918 годов, но и был его председателем. Именно этот съезд вынес постановление, отрицающее Декрет об отделении Церкви от государства. Депутаты составили и разослали по районам обращение к приходским советам, чтобы они протестовали против Декрета. Эта политическая акция была прервана в 1919 году отступлением Белой Армии на Восток. Эвакуировался из Кургана и о. Александр.

В Красноярске он около года работал делопроизводителем на свечном заводе, а в 1920 году отправил тюменскому викарию, епископу Иринарху (Синеокову-Андриевскому), письмо с прошением о предоставлении священнического места в Тюмени. Вскоре он получил приказ о назначении настоятелем Георгиево-Вознесенской церкви, и в октябре 1920 года выехал в Тюмень на новое место служения.

Архимандрит, наместник Тюменского Троицкого монастыря

В 1921 году епископом Иринархом пострижен в монашество с наречением имени Серафим. На следующий же день он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Тюменского Троицкого монастыря. Ничто не препятствовало ему встать на монашеский путь: жена о. Александра умерла еще в 1908 году, все пять дочерей были замужем и жили самостоятельной жизнью.

До самого закрытия Тюменского Троицкого монастыря архимандрит Серафим служил его наместником. В 1923 году за сопротивление закрытию обители он, арестованный Тюменским Губотделом ОГПУ, в числе прочих монашествующих три месяца находился в заключении. После освобождения служил настоятелем Тюменского Знаменского собора.

Епископ Ялуторовский, викарий Тобольской епархии

В 1924 году миряне и духовенство бывшего Ялуторовского уезда Тобольской губернии выдвинули кандидатуру архимандрита Серафима в викарные епископы Тобольской епархии, и в июле этого же года в Москве состоялась его архиерейская хиротония, которую совершил Патриарх Тихон. По поручению патриарха временно управлял православными приходами Курганского и Тюменского викариатств [1].

В конце 1925 года епископу было устно объявлено о неразрешении выезда из Ялуторовска, которому он подчинился; но уже в январе 1926 года его вызвал уполномоченный, словесно объявивший ему о снятии запрещения распоряжением Тюменского ОГПУ. В этом же году епископ выехал по приглашению на один из сельских приходов своего викариатства, совершил там службу, а на обратном пути, проезжая через деревню Комарову, был упрошен верующими отслужить молебен в их часовне. После молебна семья местного священника пригласила владыку на чай в дом одного из прихожан. На основании этого факта через четыре года Тюменский ОГПУ сфабриковал дело и "раскрыл" контрреволюционную организацию, готовящую свержение советской власти. А тогда, в 1926 году, епископа Серафима арестовали и привлекли к ответственности за антисоветскую агитацию - и только, причем вскоре дело было прекращено за бездоказательностью обвинений.

В 1928 году был вновь арестован органами ОГПУ и отпущен.

"Контрреволюционная организация «Союз спасения России»"

В 1924 году на территории одного из благочиний бывшего Ялуторовского уезда было предложено создать особую организацию, в которую должны были войти ревнители Православия с тем, чтобы бороться с развивающимся обновленчеством и противостоять духу безбожия, все более разлагающему русский народ. Епископ Серафим дал на это дело свое благословение и согласился возглавить организацию.

Организация стремилась всеми доступными ему средствами сохранить дух истинного Православия в Церкви и ее каноническую неприкосновенность. Кроме того, члены организации материально помогали ссыльным архиереям и священникам, что само по себе рассматривалось властью как контрреволюционная работа. По распоряжению епископа Серафима были образованы братские кассы взаимопомощи, периодически проводились единовременные сборы для оказания помощи нуждающемуся духовенству. 1/14 часть доходов Тюменского викариатства регулярно высылалась Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), сосланному в п. Хэ, на север Тюменской области. 2/14 доходов отправлялось в Москву на имя монахини Нины (Горбовой), проживающей в Сергиевской общине между Донским и Даниловым монастырями, где также помогали заключенным священнослужителям. Помощь содержащимся в тюрьмах и лагерях была поставлена довольно широко. Помимо Ялуторовска, существовало еще несколько комитетов, находящихся, главным образом, в Тюмени, - ведь именно через Тюмень ссыльные следовали на Тобольский Север.

Чекисты так определяли цели создания организации:

"Контрреволюционная организация "Союз спасения России" возникла в 1924 году в связи с развивающимся атеизмом и ростом обновленческого движения. У ряда церковников, сторонников истинного православия и приверженцев старого строя, стала возникать мысль о необходимости организованного объединения для борьбы с новыми веяниями, пагубными для Церкви".

10 января 1930 года епископ Серафим был арестован. На факте его поездки 1926 года была выстроена целая версия, которая гласила, что епископ ездил на приход не служить и не чай пил в доме верующего прихожанина, а проводил собрание ячейки церковно-кулацкой повстанческой организации - одной из многих, входящих в "Союз спасения России". По делу были арестованы 3 священника и 28 крестьян-"кулаков". Все они получили разные сроки, а епископ Серафим сослан на три года в село Юм Коми-Пермяцкого округа.

В 1931 году вернулся в Ялуторовск. 23 октября этого же года был вновь арестован по делу архиепископа Иринарха (Синеокова-Андреевского) [2].

Из показаний на допросах:

"Митрополита Петра Крутицкого я видел всего 1 раз, когда меня в Москве посвящали в епископы. Когда Петр Крутицкий был уже в ссылке в местечке Хэ, я посылал ему денег, как помнится - 65 руб. и в ответ получил благодарственную открытку, больше никакой переписки с ним я не вел".

"После назначения меня епископом [в] г. Ялуторовск - ко мне стали присоединяться обновленческие приходы из уездов Курганского, Тюменского и Ишимского, причем, с священников, присоединившихся из обновления, я брал обязательства, примерно, следующего содержания: "Я, нижеподписавшийся, даю настоящую подписку в том, что, я, признавший неправоту обновленческого раскола, желаю присоединиться к православной церкви и обещаю пребывать в послушании ея и исполнять все ея установки, в чем и подписуюсь", но строго установленных обязательств не было".

На дополнительном допросе показал, что еп. Гермоген (утопленный) был противником соввласти и свое отрицательное отношение выражал открыто. Епископ Курганский - Братолюбов Иоанн при Гермогене был архимандритом.

О политубеждениях других не сообщил.

Кроме того, показал, что получал от митрополита Иосифа Петровых воззвание и предложение отказаться от м. Сергия Нижегородского и присоединиться к нему и другим, вставшим в оппозицию. Подобные предложения получал и от еп. Никольского Иерофея, что вызвало в нем колебание.

Признал себя виновным, что враждебно настроен к соввласти.

Дал подробные показания о деятельности организации и ее членах."

14 мая 1932 года Коллегией ОГПУ по обвинению "руководитель к/р церковно-повстанческой организации «Союз спасения России», на территории б. Ялуторовского, Тюменского, Курганского уездов лично проводил вербовку в организацию" по статьям 58-3, 58-11 УК РСФСР приговорен к пяти годам концлагерей. Вместе с ним как "организаторы «Союза спасения России»" к такому же сроку заключения были приговорены протоиереи Алексий Виноградов и Виктор Беляев.

Скончался 21 августа 1932 года, очевидно, в концлагере. Место погребения неизвестно.

Реабилитирован 12 января 1990 года Прокуратурой Тюменской области по 1931 году репрессий.

Политические взгляды

Имел достаточно радикальные политические взгляды и не особенно стремился скрыть их. Его отношение к советской власти было однозначным, и на следствии он не отрицал, что крайне негативно отнесся к Декрету об отделении Церкви от государства, считая, что власти прикрываются им формально, на самом же деле в СССР существует гонение на религию. Его мечтой было восстановить как политическое, так и экономическое положение Церкви, бывшее до Октябрьской революции. С этой целью он подготовил и направил письмом к архиепископу Тобольскому Назарию (Блинову) несколько положений для предполагавшегося Поместного собора, которые заключали в себе следующие требования к гражданской власти:

1. Предоставление Православной Российской Церкви свободы управления на основании ее догматического вероучения и священных канонов.

2. Детальная разработка отделения Церкви от государства и предоставление ей вероисповедной свободы.

3. Предоставление прав гражданства православному духовенству и прекращение преследования его с амнистированием ссыльных священнослужителей и православных мирян - ревнителей Церкви.

4. Восстановление духовных учебных заведений, открытие пастырских училищ, псаломщических курсов и духовных школ.

5. Освобождение духовенства от произвольных и непосильных налогов, накладываемых местными властями.

6. Недопущение публичного кощунства на сценических карнавалах и уличных представлениях.

По мнению епископа Серафима, Церковь пришла в гораздо худшее состояние, чем она была до 1917 года. Причиной этого кризиса он считал ее разделение на различные течения. Несмотря на распоряжение митрополита Сергия (Страгородского), он воздерживался от поминовения властей на службах. Однако от самого Заместителя Патриаршего Местоблюстителя он и не думал отделяться, несмотря на личное предложение митрополита Иосифа (Петровых) присоединиться к ленинградской группировке. Мнение архиепископа Пермского Иринарха (Синеокова-Андреевского), которое разделял и епископ Серафим, было таким: "Церковь ослаблена различными течениями, она уже не имеет той силы и мощи, а нам необходимо, чтобы Церковь была единой, целой и мощной организацией, а потому с этой точки зрения отделяться от митрополита Сергия Нижегородского не следует. Иначе нам трудно будет противостоять влиянию безбожников".

Сочинения

  • Отчет священника о своей деятельности в раскольническом приходе // "Тобольские епархиальные ведомости", 1887, №7-8, отдел неофиц., с.149-156.
  • Открытие Воинковской церковно-приходской школы // Школьный листок при "Тобольских епархиальных ведомостях", 1904, №22, с.173-175.
  • Протоиерей Николай Павлович Богословский [некролог] // "Тобольские епархиальные ведомости", 1918, №23-24-25, с. 210-212.

Награды

  • архипастырская благодарность (20 декабря 1891, еп. Иустин (Полянский), за усердное отношение к своим обязанностям законоучителя Фоминского сельского училища)
  • архипастырская благодарность (1892, еп. Иустин (Полянский), "за усердие в проповедывании слова Божия прихожанам")
  • набедренник (4 июня 1893, еп. Иустин (Полянский), "за усердно-полезную службу по духовному ведомству")
  • скуфья (1896, еп. Агафангел (Преображенский), "по вниманию к усердной и полезной деятельности")
  • камилавка (1900)
  • Библия (10 апреля 1901, Св. Синод, "за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных [Курганского уезда] церковно-приходских школ")
  • наперсный крест (7 апреля 1905)
  • архипастырская благодарность (3 февраля 1909, еп. Антоний (Каржавин), "за полезное участи на краткосрочных педегогических курсах, бывших в 1908 г. при Введенской и Зырянской второклассных школах для учащих церковных школ Тобольской епархии")
  • орден св. Анны III степени (1910)
  • сан протоиерея (ко дню св. Пасхи 1918)

Использованные материалы

  • Тихон (Бобов), архим., Арутюнова Д.М. За веру и Христа претерпевшие // "Сибирская православная газета", 2010, №3:
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":
  • "Тобольские епархиальные ведомости", 1886, №2, с.23; 1892, №3-4. с.38; №5-6, с.47-48; 1893, №11-12, с.116; 1896, №17, неофиц., с.407; №18, неофиц., с.427; №22, с.270; 1899, №8, с.148; 1900, №11, с.109; 1901, №12шл, с.83; 1905, №11, с.234; 1906, №21, с.184; №22шл, с.172; 1909, №6шл, с.41; 1910, №11, с.134; 1915, №24, с.319; 1917, №9-10, с.145; 1918, №9-10, с.145; №26-27-28, с.232.



[1]  БД ПСТГУ.

[2]  Дело архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932 г. Архив УФСБ по Тюменской обл. Д.7116.

Редакция текста от: 14.05.2018 21:19:36

"СЕРАФИМ (КОРОВИН), ЯЛУТОРОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google