Архимандрит Амвросий (Фонтрие) |
В миру Ахиллес Фонтрие (Achilles Fontrier, Αχιλλέας Φοντριέ), родился 2 июня 1917 года в Смирне, Османская империя. Его отец, Василий, имел французские корни, мать Кириакула была гречанкой. Был старшим ребёнком в семье.
В 1922 году, когда местное грекоязычное население подверглось кровавым преследованиям со стороны турок, семья бежала во Францию и поселилась в Марселе, где жила в крайней бедности. Его отец умер сравнительно молодым, оставив на его попечении младших братьев и сестёр.
Был прихожанином Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским), в том числе посещал приход Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмэль, основанный Марией (Скобцовой). После общения со священником Валентином де Бахстом избрал путь служения Церкви.
Поставив младших братьев и сестёр на ноги, в 1942 году принял монашество с именем Амвросий, был рукоположен во диакона и во священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). Служил священником в русской церкви, окормлявшей греческую общину в Мартиге, неподалеку от Марселя.
Во Французской Православной Церкви
В послевоенный период, вслед за митрополитом Евлогием, вошёл в ведение Московского Патриархата. Вскоре примкнул к возглавляемой Евграфом Ковалевским Французской Православной Церкви, которая первоначально образовалась под омофором Московского патриарха, в 1953-1956 годы была в ведении Константинопольского патриарха, а в 1960 году святителем Иоанном (Максимовичем) была принята в состав Русской Православной Церкви Заграницей.
Многие годы являлся настоятелем прихода в Марселе, основал несколько приходов во Франции - в Париже, Лионе, Монпелье, и в чрезвычайно сложных условиях организовал там церковную службу на французском языке. Преподавал богословие в Свято-Дионисиевском богословском институте в Париже. В 1960-1982 годы им была проведена большая работа по переводу на французский святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Он сам перевёл богослужебные тексты, а один из его верных друзей и крестников - француз Жан-Жозеф Беркар, профессор университета и многоопытный музыковед, написал на основе славянских распевов музыку для французского текста.
В 1960 году, когда о. Амвросий приехал в Грецию, друзья повели его на могилу тогда ещё не канонизированного святого Нектария Эгинского. Инокини монастыря рассказали ему о святителе, дали частицу его мощей для парижского прихода. По возвращении во Францию о. Амвросий написал первую икону святителя Нектария, составил первое житие святого Нектария и сам напечатал его на старом печатном станке в нескольких экземплярах, предназначенных для прихожан храма.
Главный деятель Французской Православной Миссии Русской Зарубежной Церкви
В 1966 году не последовал за епископом Иоанном-Нектарием (Ковалевским), который увёл за собой значительную часть приходов "Французской Православной Церкви", и остался в ведении Русской Зарубежной Церкви, став наиболее активным клириком Французской Православной Миссии под окормлением Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ. В то время был удостоен сана архимандрита.
В 1982 году архимандрит Амвросий упомянут как благочинный французских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и настоятель Троицкой церкви (франкоязычного прихода) в Париже [1].
В первой половине 1980-х годов "Французской Миссией" были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании, который начинает выпускать листок "Ля Бретань Ортодокс" и братство имени святого Григория Паламы (Париж), целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и противостояние экуменизму. Братство начинает издавать журнал "La Lumière du Thabor" ("Фаворский Свет") и большое количество книг о Православии.
Со временем, по некоторым данным, в 1982 году [2], произошло сближение архимандрита Амвросия с греческими старостильниками.
По воспоминаниям протоиерея Вениамина Жукова "Поначалу у нас были очень добрые отношения с о. Амвросием. Но, вскоре, под влиянием двух молодых священников-философов [3], произошла некая "радикализация". О. Амвросий сразу стал огораживать своих прихожан от общения с русскими и "переключился" на все греческое; он стал ездить в Грецию, устраивать паломничества; поначалу упорствующий в новом стиле и только по настоянию Вл. Антония принявший старый стиль, он сблизился в Греции с старостильниками, подружился с о. Киприаном (будущим митрополитом Филийским), закладывал с ним первый камень его церкви. Позже с ним поссорился, упрекая своего долголетнего друга в практике мнимых исцелений экзорсизмами за деньги" [4].
Отец Амвросий учил, что Православная Церковь - единственная Церковь Иисуса Христа, единая потому что един Христос, почему принимал всех инославных желавших вернуться в лоно Православия, не иначе, как через крещение. Вёл аскетический и уединённый образ жизни. Говорил, что в истории Церкви периоды её подъёма тесно связаны с расцветом исихазма, а когда он оказывался в забвении, то, наоборот, Церковь переживала времена явного упадка. В эти периоды истинная Церковь находит прибежище среди тех немногих людей, которые не оставляют сердечную молитву, но такой упадок опасен, ибо угрожает душам многих вытеснением за пределы истинной жизни во Христе. В качестве примеров такого упадка о. Амвросий приводил период противоборства святоотеческим традициям, который переживала Русская Церковь при Петре I и Екатерине II, а также время гонений на монашество в Греческой Церкви в начале XIX века.
В ведении "Авксентиевского Синода"
В 1986 году в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Преображенского мужского монастыря в адрес священноначалия, которое якобы было подвержено "ереси экуменизма". В это время о. Амвросий заявил о своём несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой первоиерархом митрополитом Виталием (Устиновым), и о выходе Французской Православной Миссии из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви, обвинив последний в экуменизме.
Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам, начальник Французской Православной Миссии обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим "собратьям", а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю. О. Амвросия также смущало то, что архиепископ Антоний был единственным иерархом РПЦЗ, не подписавшимся в 1969 году под синодальным постановлением о признании действительности иерархии старостильного "флоринитского" Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции.
Архимандрит Амвросий вместе со своими общинами в 1987 сначала перешел под омофор архиепископа афинского Хризостома II, но, будучи шокирован монастырем этой юрисдикции в Лавардаке (Франция), перешел в подчинение неканонического старостильного Авксентиевского Синода Церкви Истинных Православных Христиан Греции.
Скончался 14 января 1992 года в больнице.
Труды
- О вере и спасении. Вопросы и ответы:
- http://lib.cerkov.ru/authors/332 или http://azbyka.ru/vopros/o-vere-i-spasenii-voprosy-i-otvety-all.shtml
- Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание:
Использованные материалы
- Слесарев А. В., "Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу", статья на сайте Минской Духовной Академии и Семинарии:
- "Архимандрит Амвросий Фонтрие (1917-1992)" (священник Патрик Рансон; из предисловия к изданию на русском языке книги о.Амвросия об свт. Нектарии), репост на Scribd Денис Шеремет:
- Αρχιμανδρίτης Αμβρόσιος Φοντριέ //Εκκλησίατω̃ν Γ. Ο. Χ. ΕλλάδοςκαίΕξωτερικού:
- P. Ambroise/Achilles Fontrier (1917-1992) / Paris, форум "ORTHODOXIE LIBRE":
- Дневники прот. Вениамина Жукова:
- http://pisma08.livejournal.com/212891.html - "О французской церкви Евграфа Ковалевского, епископа Сан-Денисского"
- "Viata parintelui Ambrozie Fontrier", блог Moarte Lumii Noastre, 16 июня 2011:
- Сторонники бостонцев Во Франции. Документы и свидетельства об уходе архим. Пантелеимона из РПЦЗ в 1986 г.// ROCOR Studies. Historical Studies on the Russian Church Abroad ("Вопросы Истории Русской Зарубежной Церкви"):
[1] "Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1982 г.", Православная жизнь, Джорданвиль, 1982.
[2] Αρχιμανδρίτης Αμβρόσιος Φοντριέ: http://www.omologitis.org/?page_id=527&lang=el
[3] Имеются ввиду оо. Патрикий Рансон и Иосиф Терещенко (будущий еп. Фотий в группе Авксентия).
[4] Цит. из письма "О французской церкви Евграфа Ковалевского, епископа Сан-Денисского" из дневников прот. Вениамина Жукова, http://pisma08.livejournal.com/212891.html. Ср. его схожие высказывания в интернет-публикациях "Из писем к Оле Митрениной - нояб 1998 г.", http://pisma08.livejournal.com/44212.html и "Из воспоминаний давнего прошлого", Пути церковные неисповедимы - июль 2010 г., http://pisma08.livejournal.com/138050.html