Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность "новому стилю" - т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)
Характеристика
В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка - високосный.
Однако, это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования календаря из-за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э. (возможно), и следующие годы - 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого.
Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.
Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.
История
Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э.. Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь. Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).
Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставался повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил "исправить" юлианский календарь путём временного принятия "новоюлианского календаря", совпадающего с григорианским до 2800 года. Это решение не нашло всеобщего признания - сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н. календарный вопрос - зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на "новый стиль" нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических "старостильных" движений. В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести "новый стиль", принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.
Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей
- Константинопольская Православная Церковь:
- отказ с 10 марта 1924 года (патриаршей и синодальной грамотой) [1]
- Александрийская Православная Церковь:
- отказ в 1926 году
- Антиохийская Православная Церковь:
- отказ в 1948 году
- Иерусалимская Православная Церковь неизменно сохраняет юлианский календарь
- Русская Православная Церковь:
- отказ 2 октября 1923 года
- возвращение 8 ноября 1923 года ввиду несостоятельности Константинопольского Конгресса и неприятия "нового стиля" большинством верующих
- Грузинская Православная Церковь:
- отказ в 1928 году
- возвращение через несколько месяцев ввиду отвержения реформы народом и большинством священников
- Сербская Православная Церковь неизменно сохраняет юлианский календарь
- Румынская Православная Церковь:
- отказ в 1924 году
- Болгарская Православная Церковь:
- отказ 19 декабря 1968 года (согласно объявлению от 18 июля того года), "в экуменических целях" [2]
- Кипрская Православная Церковь
- отказ 10 марта 1924 года [3]
- Элладская Православная Церковь:
- отказ в марте 1923 года
- Албанская Православная Церковь использует новоюлианский календарь
- Польская Православная Церковь:
- отказ 12 апреля 1924 года, при позволении отдельным приходам сохранять юлианский календарь
- возвращение 15 июня 2014 года (согласно синодальному постановлению от 18 марта того года) "в связи с тем, что большинство приходов Польской Церкви (96%) празднует праздники по старому стилю (юлианскому), и по просьбам верующих" [4]. При этом на тех приходах, где была такая необходимость, новый стиль мог быть сохранён.
- Православная Церковь Чешских земель и Словакии использует юлианский и новоюлианский календари
- Православная Церковь в Америке:
- отказ в 1970-х годах [5], при позволении отдельным епархиям [6] и приходам сохранять юлианский календарь
- Македонская Православная Церковь неизменно сохраняет юлианский календарь
В современном церковном использовании
Ныне юлианский календарь используется:
- Повсеместно в Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Македонской Православных Церквах.
- Подавляюще в Русской (за исключенем отдельных приходов в Западной Европе) и Польской Православных Церквах.
- В зависимости от приходского уклада в Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и новоюлианский.
- В ряде юрисдикций, монастырей и приходов Константинопольской (включая Святую гору Афон, Украинскую Православную Церковь Америки, монастырь святой Ирины Хрисоваланту в Астории и его дочерние учреджения, и т.д.) и Румынской (включая Бессарабскую митрополию) Церквей.
- Во всех поместных Церквах кроме Финляндской для вычисления Пасхалии.
Использованные материалы
- "2. Христианский календарь", Тондеринг Клаус, Часто задаваемые вопросы о календарях:
[1] Серафим (Соболев), архиеп., "Чем опасен переход на новый стиль", http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2103
[2] http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bocc.html
[3] О. В. Лосева. "Кипрская Православная Церковь" // Православная энциклопедия, т. 34, С. 8-59, https://www.pravenc.ru/text/1840111.html.
[4] Цит. по постановлению Священного Синода Польской Православной Церкви от 18 марта 2014 года, официальный сайт Польской Православной Церкви, http://www.cerkiew.pl/index.php?id=wiad_kraj&tx_ttnews[point...68c
[5] Богданова Ольга, "Рождество в Америке", Татьянин день, 24 декабря 2010, http://www.taday.ru/text/809074.html
[6] Так, на начало XXI века, вся Аляскинская епархия придерживалась юлианского календаря.