Прп. Андроник Московский. Икона конца XX века |
Память 13 июня, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых
Основные сведения об Андронике Московском содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия, составленных иером. Пахомием Логофетом. Наиболее полный рассказ о прп. Андронике помещен во второй (по классификации Б. М. Клосса), или в первой (по классификации Н. С. Тихонравова), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что прп. Андроник, как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. Прп. Андроник любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье.
Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что Андроник был в послушании десять лет, но числа кратные десяти часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), Андроник Московский решил основать свой монастырь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву Андроника для создания нового монастыря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. Так был основан Спасо-Андроников монастырь.
По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время прп. Андронику было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следовательно, примерным временем рождения преподобного является конец 1320-х годов.
В Андрониковом монастыре со времени его основания был принят общежительный устав. Через некоторое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель.
Будучи игуменом, прп. Андроник жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. По монастырским преданиям, прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал прп. с Андроником. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (Москва, ул. Сергия Радонежского).
Предузнав свое преставление к Богу, прп. Андроник вручил паству своему ученику прп. Савве.
Точная дата кончины прп. Андроника неизвестна. Во второй редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления прп. Андроника - 13 июня [1]. В списке жития прп. Сергия 1640-х годов сказано, что прп. Андроник скончался «месяца июля в 13 день в лето 6982» (1474) [2]. Отсюда, вероятно, эта дата попала в «Описание о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.) и в др. сочинения. Очевидно, что это описка и имелся в виду 1374 год. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х годов отмечено, что прп. Андроник скончался 13 июня 1373 г. [3].
Тропарь Андронику и Савве Московским
От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, / в пустыни вселистеся Сергия великаго, / того житию последующе, / плоды смирения и послушания возрастили есте, / сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники / обетныя обители святителя Алексия, / с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение / и душам нашим велию милость.
Почитание
Время местной канонизации прп. Андроника относится, вероятно, к концу XV в. В Минее общей конца XV - начала XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону Новгородскому, некоторое время находившемуся в ссылке в Андрониковом монастыре, в каноне Всем святым упоминается прп. Андроник Московский [4]. Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет Андроника Московского в числе наиболее чтимых русских святых [5], но общецерковной канонизации прп. Андроника не было. Мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова монастыря, в запечатанной гробнице, над которой был устроен балдахин. В 1812 г. французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла, что было подтверждено в 1853 г.В марте 1922 года в ходе государственной кампании по вскрытию мощей были вскрыты мощи преподобных Андроника и Саввы. Дальнейшая судьба мощей неизвестна.
Совместные тропарь и кондак преподобным Андронику и Савве Московским составлены, вероятно, в конце XIX в.. Служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г.
Память прп. Андроника Московского 13 июня особо отмечается в Троице-Сергиевой лавре (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова монастыря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя прп. Андроника Московского включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Иконография
На ранних иконах и миниатюрах прп. Андроник Московский изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения Андроника Московского как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» [6]; в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» [7]; в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» [8].
Наиболее раннее изображение Андроника Московского сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия, кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского Андроника Московского на игуменство в Спасский монастырь (7-е), свт. Алексий благословляет Андроника Московского на игуменство (8-е). Прп. Андроник представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография Андроника Московского повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ).
Литература
- Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131;
- Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба // Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257;
- ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13;
- Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496;
- Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401.
- Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865;
- Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82;
- Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2;
- Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891;
- Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322;
- Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106;
- Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ. 1969. № 1. С. 35-48; № 12. С. 194-197;
- Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971;
- Спасо-Андроников монастырь. М., 1972.
Использованные материалы
- Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин, Я. Э. Зеленина. Андроник Московский, Спасский // Православная энциклопедия, т. 2, с. 421-423
[1] Тихонравов. Отд. 2. С. 64
[2] Клосс. С. 211
[3] РГБ. МДА. № 203. Л. 264
[4] РГБ. МДА. № 77; Леонид. С. 333
[5] ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558
[6] ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.
[7] Большаков. С. 106-107
[8] ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294. Л. 189