Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КАЛАНДИОН АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Каландион (Календион; греч. Καλανδίων; лат. Calandio; + после 484), патриарх б. Антиохийский (ок. 479-484).

Был выдвинут на Антиохийскую кафедру имп. Зиноном и патриархом Константинопольским Акакием против ставленника монофизитской партии Петра Гнафевса.

Около 479-482 года Антиохийский патриарх Стефан был убит близ Антиохии во время бунта, поднятого промонофизитской частью паствы. Относительно идентификации личности Стефана в источниках имеются расхождения. Согласно византийскому хронисту IX века, прп. Феофану Исповеднику, это был Стефан III, занимавший кафедру всего несколько месяцев, непосредственный ставленник Константинополя, рукоположенный в столице, а не в Антиохии. Именно против неканоничности его избрания в обход мнения местной паствы и возражал папа Римский Симплиций в посланиях к имп. Зинону и патриарху Акакию [1]. Однако в более близких по времени к описываемым событиям западных источниках - "Краткой истории евтихиан" и в сочинении Либерата Карфагенского - упоминается только один патриарх Антиохийский этого времени - Стефан II, который в 477 году стал преемником изгнанного Петра Гнафевса и умер в 481 году своей смертью [2]. Стефан был избран вполне канонично Собором восточных епископов, хотя Собор и был инициирован императором, но получил одобрение патриарха Акакия и потому не мог вызвать протест папы. Эти сведения согласуются и с тем, что писал Феофан Исповедник о Стефане II и его смерти [3]. Протест папы Симплиция не относился к избранию Стефана II, но свидетельствовал о неприязни, с какой Стефан, фактически присланный из столицы, был встречен в Антиохии.

После убийства Стефана Собор восточных епископов в Лаодикии восстановил на Антиохийской кафедре Иоанна II Кодоната. Однако это решение вызвало резкое недовольство в К-поле, и вскоре Антиохийским патриархом был избран Календион [4]. Согласно прп. Феофану Исповеднику, Календион был рукоположен в Антиохии без извещения об этом Иоанна II Кодоната. Спустя некоторое время (ок. 483) патриарх Акакий приказал Календиону поставить Иоанна II Кодоната епископом Тира.

Календион был признан в Риме, куда он отправил с известием о своем избрании одного из восточных епископов. Этот факт стал причиной очередного незначительного конфликта папы Римского Симплиция с патриархом Константинопольским Акакием. В послании от 15 июля 482 года папа упрекает патриарха в том, что тот сам не известил его о поставлении Календиона через епископа, посланного Календионом, несмотря на то что тот проходил через Константинополь.

Календион ревностно боролся с монофизитами, в частности с партией Петра Гнафевса. Он отлучил от Церкви всех, кто отказывались анафематствовать Петра Гнафевса, Тимофея II Элура и "Энкиклион", документ 475 года узурпатора имп. Василиска о кассации Халкидонского (IV Вселенского) Собора [5]. Византийский историк Феодор Чтец (VI в.) также сообщал, что Календион не решился упразднить введенное Петром Гнафевсом в употребление в Антиохийской Церкви добавление к Трисвятому: "распявшийся за нас", но сделал другое добавление в начале молитвы: "Христе Царю". В правление Календиона были перенесены мощи свт. Евстафия, еп. Антиохийского, из г. Филиппы в Македонии, где он скончался в изгнании (после 327), в Антиохию [6]. Это означало окончательную реабилитацию свт. Евстафия и примирение с небольшим числом строгих никейцев, не принимавших его преемников на кафедре как ариан.

Вскоре отношения между Календионом и Константинополем испортились, поскольку Календион отказался принять "Энотикон" имп. Зинона в середине 482 года и оказал поддержку изгнанному патриарху Александрийскому Иоанну I Талайе. Кроме того, он проявил политическую солидарность с магистром армии Иллом. После принятия "Энотикона" и решения имп. Зинона и патриарха Константинопольского Акакия восстановить на Александрийской кафедре монофизита Петра III Монга в случае принятия последним "Энотикона" православный патриарх Александрийский Иоанн I Талайя бежал в Антиохию, надеясь найти поддержку у Илла (зима 482/3). Илл посоветовал Иоанну заручиться также поддержкой Календиона. О деле Иоанна Талайи Календион написал патриарху Акакию, имп. Зинону и папе Симплицию [7], однако ответов не получил. Тем не менее, пользуясь поддержкой Илла, Календион вел независимую политику: не признавал "Энотикон", оставался в общении с Иоанном Талайей, а также с Римом, где в 483 году папу Симплиция сменил Феликс III (II). В 484 году Илл поднял мятеж против имп. Зинона, провозгласив в Антиохии императором Леонтия. Календион оказался замешанным в этом мятеже и как его участник был низложен и отправлен в ссылку в егип. Оазис, где, по всей видимости, и скончался, по крайней мере сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.

Согласно версии, изложенной архимандритом Киприаном в "Хронологичекой истории острова Кипр" [8], сосланный в Фиваидскую пустыню Каландион, преследуемый сарацинами, отправился на Кипр, где, по местному преданию, подвизался до конца жизни. Архим. Киприан отождествляет его с преподобным Каландионом Кипрским. Косвенным аргументом в пользу этого отождествления может служить существующая традиция изображения преподобного Каландиона Кипрского на иконах в святительском облачении [9].

Литература

  • Felix III, papa. Breviculus Historiae Eutychianistarum // PL. 58. Col. 928-934;
  • Victor Tununensis. Chronicon. AD 488 // PL. 68. Col. 947;
  • Simplicius, papa. Ep. 15, 16 // Epistolae romanorum pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt A. S. Hilaro usque ad Pelagium II. Brunsbergae, 1868. Vol. 1 / Ed. A. Thiel. P. 206-207.
  • Le Quien. OC. 1958r. T. 2. P. 727-728;
  • Venables E. Calandio // DCB. 1877. Vol. 1. P. 387-388;
  • Grumel V. Calandion // DHGE. 1949. Vol. 11. Col. 338-339;
  • Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 2. P. 683.

Использованные материалы



[1]  Simplicius. 1868. Ep. 15, 16

[2]  Felix III. Col. 933; Liberat. Breviar. 18. Col. 1027

[3]  Theoph. Chron. P. 128

[4]  Mansi. T. 8. Col. 1176; Victor Tunnunensis. Col. 947; Theoph. Chron. P. 128; Виктор Туннунский ошибочно датирует событие 488 года, считая, что Календион был поставлен после Петра Гнафевса, а не вместо последнего. При этом он подчеркивает, что восточные епископы, принимая решение о восстановлении на кафедре Иоанна II Кодоната, еще не знали о назначении Календиона

[5]  Evagr. Schol. Hist. eccl. III 10

[6]  Theod. Lect. Eccl. hist. Lib II 1. Col. 184

[7]  Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9

[8]  Κυπριανός, ἀρχιμ. ῾Ιστορία χρονολογικὴ τῆς Νῆσου Κύπρου. Λευκωσία, 19022.

[9]  "Кипрский синаксарий — 26 апреля. Святой Каландион", сайт храма в честь иконы Божией Матери "Семистрельная" в деревне Алетрико, Кипр, http://xpam.name/?p=8803.

Редакция текста от: 01.05.2021 13:36:01

"КАЛАНДИОН АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google