Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня) |
- Официальный сайт: http://www.jerusalem-patriarchate.info/
- Каноническая территория: Израиль, Иордания, Палестина, юг Синайского полуострова Египта
- Богослужебный язык: византийский греческий и арабский
- Календарь: юлианский
- Кафедральный собор: Воскресенский (Гроба Господня) в г. Иерусалиме (также в Иерусалиме находится патриаршая резиденция при Константино-Еленинском монастыре в Старом городе)
- Предстоятель: Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины
- Место в диптихе: 4
- Состав: 21 архиерей; 4 епархии; более 50 священнослужителей (ок. 2005) [1]; 50 приходов (ок. 2005) [2]; 25 монастырей (ок. 2002) [3]; 1 высшая духовная школа; 400 тыс. членов (ок. 2005) [2]
Каноническое устройство
Епархии
- Иерусалимская
- Митрополии:
- Назаретская
- Птолемаидская
-
Автономии
- Синайская Архиепископия
Исторический очерк
Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - новейшая история (1856- до наших дней).
Иерусалимская Православная Церковь была основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью всех христианских Церквей.
После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви. Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который и считается ее первым епископом.
С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев, даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика – архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви была не столь приметной.
Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены, посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной чертой жизни Иерусалимской Церкви являлся бурный расцвет монашества.
С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю Иерусалимской Церкви несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII-XV в.в.) – наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками (1517) в истории Иерусалимской Церкви начинается более спокойный период.
С 1517 года и до наших дней история Иерусалимской Церкви по своей сущности сосредотачивается на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).
С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра. Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри, отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального функционирования Патриархата.
Ныне монашествующее духовенство составляют почти исключительно греки, белое духовенство и миряне в подаляющем большинстве арабы, в последнее время добавилось также немало выходцев из бывшего СССР.
Предстоятели
[4]- сщмч. ап. Иаков, брат Господень (+ ок. 63)
- сщмч. ап. Симеон, сын Клеопы (+ 106/107)
- Иуст (106/108 - 110/113)
- свт. Закхей (нач. II в.)
- Товия
- Вениамин I
- Иоаким I
- Иоанн I
- свт. Матфий
- Вениамин II, называемый Филиппом
- Сенека
- Иуст II
- Левий
- свт. Ефрем I
- Иосиф I
- Иуда Кириак (? - 134/135)
- сщмч. Марк I (134/135 - 156)
- Кассиан
- Пувлий
- Максим I
- Иулий или Иулиан
- Гаий I (ок. 160 - 163)
- Симмах
- Гаий II (ок. 165-168)
- Иулиан или Уалис
- Капитон
- Максим II
- Антонин
- Уалис
- Долихиан (? - 185)
- сщмч. Наркисс (185/197 - ок. 212) [5]
- Дий (211)
- Германий (211)
- Гордий (211)
- сщмч. Александр (213 - 251)
- Мазаван (251 - 260)
- Именей (260 - 298)
- Завда (298 - 300)
- Ермон (300 - 312/314)
- свт. Макарий I (312/314 - 333/334)
- свт. Максим III (333/334 - 348)
- свт. Кирилл I (350 - 386)
- свт. Иоанн II (386 - 417)
- Правлий (417 - 422)
- свт. Иувеналий (ок. 422 - ок. 458)
- Феодосий, лжепатриарх-монофизит (452 - 453)
- Анастасий I (нач. июля 458 - 478)
- свт. Мартирий (478 - 486)
- Саллюстий (486 - 494)
- исп. Илия I (494 - 516)
- свт. Иоанн III (516 - 524)
- свт. Петр (524 - 552)
- Макарий II (552)
- Евстохий (552/553 - 563/564)
- Макарий II (563/564 - ?), повторно
- Иоанн IV (575 - 594)
- Амос (594 - 601)
- Исаакий (601 - 609)
- прп. Захария (609 - 632)
- свт. Модест (632 - 634)
- свт. Софроний I (634 - 638)
- свт. Анастасий II (? - 705)
- Иоанн V (706 - 735)
- Феодор I (735 - 770)
- свт. Илия II (770 - 796/797)
- свт. Георгий II (797 - 807)
- Фома I (807 - 820)
- Василий (ок. 821 - 839)
- Иоанн VI (838 - 843)
- Сергий I (843 - 844)
- Соломон (855 - 860)
- Феодосий (862 - 878)
- Илия III (878 - 907)
- Сергий II (908 - 911)
- Леонтий (912 - 929)
- Афанасий I (929 - 937)
- Христодул I (937 - ?)
- Агафон (950 - 964)
- Иоанн VII (964 - 966)
- Христодул II (966 - 969)
- Фома II (969 - 977)
- Иосиф II (980 - 983)
- Орест (984 - 1005)
- Феофил (1012 - 1020)
- Никифор I
- Иоанникий (1020 - 1084)
- Софроний II
- Евфимий I (? - после 1083)
- Симеон II (1084 - 1106)
- Савва -
- Иоанн VIII (1106 - 1156)
- Николай -
- Иоанн IX (1156 - 1166)
- Никифор II (1166 - после 1173)
- свт. Леонтий II (ок. 1175 - 14 мая 1186/1187) [6]
- Досифей I (? - 1191)
- Марк II Катафлор (1191 - ?)
- Евфимий II (до 1223)
- Афанасий II (1224 - 1236)
- Софроний III (1236 - ?)
- Григорий I (упом. 1274 - 1291)
- Софроний IV (1291 - ?)
- Фаддей (1298)
- Афанасий III (1303 - 1316)
- Гавриил Врула (ок. 1309)
- Григорий II (1316? - ранее 1340)
- Лазарь (ранее 1340 - около 1342)
- Арсений (упом. ноябрь 1344)
- Герасим I (1344 - 1349)
- Лазарь (октябрь 1349 - после 1368), второй раз
- Арсений (1360 - 1370), второй раз
- Дорофей I (ок. 1376 - 1417)
- Феофил II (1417 - 1424)
- Феофан I (1424 - 1431)
- Иоаким (1431 - 1450)
- Феофан II (1450 - 1452)
- Афанасий IV (1452 - 1460)
- Иаков II (ок. 1460; + 1482)
- Авраам (1468)
- Григорий III (1468 - 1493)
- Марк III (1503)
- Дорофей II (1491 - 1534)
- Герман (1534 - 1579)
- Софроний V (1579 - 1608)
- Феофан III (1608 - 15 декабря 1644)
- Паисий (23 марта 1645 - 2 декабря 1660)
- Нектарий Критянин (9 апреля 1661 - 19 января 1669)
- Досифей II (Нотара) (23 января 1669 - 7 февраля 1707)
- Хрисанф (Нотара) (8 февраля 1707 - 7 февраля 1731)
- Мелетий из Эноса (23 марта 1731 - 1737)
- Парфений Афинянин (1737 - 17 октября 1766)
- Ефрем II Афинянин (декабрь 1766 - 15 апреля 1770)
- Софроний VI (17 апреля 1770 - 24 декабря 1774)
- Авраамий (июнь 1775 - 1 ноября 1787)
- Прокопий I (2 ноября 1787 - 23 октября 1788)
- Анфим (24 октября 1788 - 10 ноября 1808)
- Поликарп (10 ноября 1808 - 3 января 1827)
- Афанасий V (15 января 1827 - 16 декабря 1844)
- Кирилл II (1845 - 1872)
- Прокопий II (1872 - 1875)
- Иерофей (29 июня 1875 - 11 июня 1882)
- Никодим (1883 - 1890)
- Герасим II (Протопапас) (28 февраля 1891 - 9 февраля 1897)
- Дамиан (Касатос) (февраль - июль 1897) местоблюститель, архиеп. Филадельфийский
- Дамиан (Касатос) (15 августа 1897 - 14 августа 1931)
- Келадион (14 августа 1931 - 1 октября 1934) местоблюститель, митр. Птолемаидский
- Мелитон (1 октября 1934 - 22 июля 1935) местоблюститель, митр. Мадавонский
- Тимофей (Фемелис) (22 июля 1935 - 31 декабря 1955)
- Афинагор (Василиадис) (1955 - 1957) местоблюститель, митр. Севастийский
- Венедикт (Пападопулос) (29 января 1957 - 11 декабря 1980)
- Герман (Мамаладис) (1980 – 1981) местоблюститель, митр. Петрский
- Диодор (Каривалис) (16 февраля 1981 - 19 декабря 2000)
- Корнилий (Родусакис) (20 декабря 2000 - 13 августа 2001) местоблюститель, митр. Петрский
- Ириней (Скопелитис) (13 августа 2001 - 6 мая 2005)
- Корнилий (Родусакис) (30 мая - 22 августа 2005) местоблюститель, митр. Петрский
- Феофил III (Яннопулос) (c 22 августа 2005)
Святые и святыни
Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский (+ ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350) Евфимий Великий (+ 473), Савва Освященный (+ 532) и многие другие.
Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский - над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи - близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.
Статистика
- 1999 - 130 тыс. членов [7]
- ок. 2002 - до 250 тыс. верующих; 65 храмов (37 в Иордании, 17 в Израиле, 11 в Палестине); 25 монастырей (19 в Иерусалиме, 1 в Иордании) [3]
- не позднее 1 января 2006 - 400 тыс. верующих; 17 архиереев; 50 священников; 50 приходов [2]
Средства массовой информации
- Νέα Σιών ("Новый Сион"), журнал
Учебные заведения
Литература
- Народы и религии мира. Энциклопедия, М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1999, 731.
Использованные материалы
- Список предстоятелей с официального сайта Иерусалимского Патриархата:
[1] "50 священников" согласно членской странице на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/middle-e... ad
[2] Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/middle-e... ad
[3] Заев Василий, прот., Конспект по истории Поместных Православных Церквей (4-й курс КДС), "4. Иерусалимский Патриархат", http://lib.rus.ec/b/337681/read
[4] О епископах и предстоятелях Иерусалимской Церкви первых двух веков христианства свидетельствует Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная История» (III, 19). Между тем, каталог, приведенный Евсевием, настолько многочислен, что у исследователей возник вопрос, содержатся ли в нем имена только предстоятелей Иерусалимской Церкви, или, быть может, также имена иных епископов, занимавших те или иные кафедры Иерусалимской Церкви, или даже простых пресвитеров. Между тем, наиболее вероятная причина того, что столь много епископов занимало кафедру на протяжении столь короткого промежутка времени, заключается в гонениях, обрушившихся на Иерусалимскую Церковь в первые два века христианства. Тогда епископа, который находился в ссылке, замещал другой, а порой и третий иерарх. Таким образом, кафедру занимало сразу несколько человек. Необходимо добавить, что сам Евсевий Кесарийский уверен, что приводимые им имена принадлежат именно епископам – предстоятелям Иерусалимской Церкви, как он и сам это подчеркивает. Полный каталог Иерусалимских иерархов был составлен в начале XX века профессором Афинского университета архимандритом Хризостомом Пападопулосом, впоследствии архиепископом Афинским (1923-1938).
[5] По разным данным - до 211 или 213.
[6] По исследованию Ричарда Роуза в 1987 году. См. Rose, Richard B., "Church Union Plans in the Crusader Kingdoms: An Account of a Visit by the Greek Patriarch Leontius to the Holy Land in A.D. 1177-1178", The Catholic Hitorical Review, Vol. LXXIII, July 1987, № 3, 371-390.
[7] Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm