Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле
Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле
Колокольня Ивана Великого или Колокольня "Иван Великий", общеупотребительное название Московского кремлёвского храма-колокольни во имя преподобного Иоанна Лествичника Московской епархии

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля и является его композиционным центром. Храм-колокольня почти вплотную с юга примыкает к Успенской звоннице с Филаретовой пристройкой, составляя вместе единый архитектурный ансамбль. Храм Николы Гостунского, расположенные в Успенской звоннице, ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Первый храм

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника относятся к 1329 году. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о её последующем освящении:

В лето 6837 месяца Маиа в 21, на память святого правовернаго царя Костянтина и матере его Елены, основана бысть церковь каменая на Москве, во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета совръшена бысть и священа месяца [сентября] в 1, на память святаго отца Симеона Стлъпника [1].

Сообщение летописи о возведении храма за три месяца позволяет считать, что церковь была малого размера [2]. Предположительно это был первый Московский храм, освященный во имя преподобного Иоанна Лествичника. Среди многочисленных попыток объяснить выбор посвящения, актуальность сохраняют версии о том что храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович [3] и о том что преподобный Иоанн Лествичник был небесным покровителем среднего сына великого князя Иоанна Калиты - великого князя Иоанна Иоанновича, который родился в день памяти этого святого [4].

В 1346 году храм был расписан. В том же году "мастерю Бориско слил три колокола великиа, а два малыя" [5]; согласно Никоновской летописи, мастер имел прозвище Римлянин, что может указывать на его происхождение.

В 1475 году в церковь были перенесены саркофаги с мощами святителей из разобранного второго Успенского собора:

Того же месяца 16, бысть пренесение мощей чюдотворца Петра из церкви Пречистыа в Иван Святый под колоколы, и прочих митрополитов, Феогнаста, Киприана, Фотиа и Ионы [6].

Указание на то, что храм был "под колоколы" делает его старейшей известной подколокольной церковью. Об объёмном решении храма ныне можно судить только по результатам раскопок 1913 года под руководством П. П. Покрышкина, в ходе которых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В восточной части внутри были открыты экседра, которая может быть интерпретирована как апсида, и кладка северной и южных стен. Эти фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как "средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами, барабаном и главой" [7], сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей "под колоколы" XVI века. Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма-наследника, можно лишь условно относить к храму 1329 года постройки, что не позволяет делать заключений о его наружном убранстве.

Освящение Московской церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1670-е гг. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309).
Освящение Московской церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1670-е гг. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309).

Возведение Боновской колокольни

По сообщениям летописи,

тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте [8].

Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора архангела Михаила, происшедшей 21 мая 1505 года, из чего можно сделать вывод о начале сооружения нового Иоанно-Лествичницкого храма весной того же года. Его строительство было завершено через 3 года, в 1508 году, одновременно с Архангельским собором и церковью Рождества святого Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Из летописного сообщения о завершении строительства трёх кремлёвских храмов известно имя строителя колокольни - итальянского архитектора Бона Фрязина. Старый храм находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, отчего Бон Фрязин поставил новую церковь примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнёс ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и новой церкви Иоанна Лествичника. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности [9].

Новый храм, хотя и следовал в русле образцов архитектуры Ренессанса и итальянской традиции колколен, но отличался рядом новых решений, лёгших в основу развития характерной русской традиции центрических подколоколенных сооружений. Здание Бона Фрязино является столпом в виде "восьмерика на восьмерике" высотой около 60 метров, с храмом на первом ярусе. Каким было завершение столпа неизвестно: реконструкция, предполагающая завершение третьего яруса куполом наподобие завершения собора Московского Высокопетровского монастыря оспаривается. Сравнение с аналогами и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода 1570-х годов позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итальянских кампанил [10]. Храм не был расписан внутри. Снаружи, как и другие постройки итальянских мастеров того времени, храм-колокольня был раскрашен "под кирпич" и украшен белокаменными деталями.

С середины XVI века Иоанновский храм-колокольня стал соседствовать с неоднократно перестраивавшейся звонницей.

Московский Кремль. Фрагмент иконы блж. Максима Московского. XVIII в., Москва, ГТГ.
Московский Кремль. Фрагмент иконы блж. Максима Московского. XVIII в., Москва, ГТГ.
Заключительным элементом, завершившим облик колокольни Ивана Великого, стала перестройка третьего яруса и навершия, произведённая при царе Борисе Годунове в 1600 году. По сообщению Пискарёвского летописца:

Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати [11].

Надстройку храма-колокольни увязывают с началом строительства нового главного собора - "Святая Святых" - в рамках единого замысла создания в Московском Кремле вселенского духовного центра. Зодчий, надстроивший колокольню, точно неизвестен - указывают имена Ф. Коня или Ивана Вилье. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра, а золочёная луковичная глава - сблизила облик колокольни с русской традицией.

Новый храм - первый многоярусный столпообразный храм "под колоколы" в русской архитектурной традиции - стал знаковым в истории русской архитектуры. Все известные центрические, круглые, восьми- или девятигранные подколоколенные сооружения на Руси построены после него и в той или иной степени находятся под его влиянием. Благодаря колокольне Ивана Великого композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем развитие в русской архитектуре. На протяжении двух веков колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким зданием на Руси. Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни - "Иван Великий". Значение столпа как главной и самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше "Ивана Великого". На деле запрещение не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на "Иване Великом". В большие праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. Название колокольни вошло в народные присловья: о высоком человеке стали говорить: "Вырос детинушка с Ивана Великого"; громогласное чтение - подобно тому, как царские указы читались на площади у Ивана Великого - стало называться чтением "во всю ивановскую".

Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.
Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.

От Романовых до наших дней

По смерти Годунова храмозданная надпись на барабане колокольни была залеплена, но вновь открыта по повелению царя Петра Алексеевича. Возведение нового Московского Гаврииловского храма - "Меншиковой башни" в 1707 году, впервые в России превысившей колокольню Ивана Великого, ознаменовало крутой поворот в русской истории, связанный с реформами Петра I.

В 1812 году французские войска заложили под колокольню и звонницы мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Звонницы оказались полностью уничтожены, а колокольня треснула, но устояла. Французы также предприняли снятие креста с колокольни в том же году, в виду существовавшей в то время московской легенде о том, что крест на Иване Великом был выполнен из чистого золота. Крест оказался отнюдь не золотым, а деревянным, обитым позолоченной медью. Русский предатель снявший крест был тут же расстрелян по приказу Наполеона. После ухода французов на колокольню был сделан новый крест. Впервые после изгнания Наполеона москвичи услышали звон колоколов Ивана Великого в декабре 1813 году. Полностью ансамбль колокольни был восстановлен в 1814-1815 годах. Храм Иоанна Лествичника на нижнем ярусе был возобновлён профессором Мудровым и вновь освящён в 1822 году.

Колокольня служила одновременно Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам Кремля. Она также использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX века на втором её ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации императора-страстотерпца Николая II на колокольне устроили электрическую иллюми­нацию. При этом всё это время колокольня оставалась открытой для паломников, посещавших кремлёвские святыни. Храм колокольни был возобновлён в 1874 году тщанием московских хоругвеносцев. В 1913-1914 годах колокольня была отреставрирована, а на месте древнего храма 1329 года были проведены раскопки. В помещениях колокольни, кроме храма, находилась часть Патриаршей ризницы (с 1898 года); под нижним ярусом колокольни жили пономари и сторожа соборов.

Колокольня пострадала после обстрела Московского Кремля в 1917 году: восточная и юго-восточная стороны были повреждены снарядами, по стенам было много выбоин и пулевых ран. С 1918 года Кремль стал для православных "закрытым городом" - служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились вплоть до падения советской власти. В отличие от соборов и дворцов, колокольня Ивана Великого не стала музеем, но экспонатом в общем музейном пространстве Кремля. При этом постройка была закрыта для посещений. Памятник реставрировался в середине 1950-х и в конце 1970-х годов.

Храм-колокольня был формально передан Русской Православной Церкви в начале 1990-х годов, но богослужения не совершались. В 2008 году, после 90-летнего перерыва, в отреставрированную кремлёвскую колокольню вновь допустили посетителей. В декабре того же года было объявлено об открытии музея в колокольне, и вскоре здесь расположился музей истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно, по состоянию на 2017 год, Ивановский храм-колокольня числился действующей церковью в составе Центрального благочиния Московской (городской) епархии [12].

Колокольня Иван Великий
Колокольня Иван Великий

Архитектура

Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, которые поныне обеспечивают сохранность здания. Видимо, именно характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента, сложенного на сплошном свайном поле (на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу), выше его - ступенчатый белокаменный стилобат. На нем из кирпича был возведен восьмерик первого яруса, состоящий из двух этажей, на нижнем из которых разместился храм. Толщина стен достигает пяти метров. Входили в церковь-колокольню с запада, через небольшой, но высокий притвор, перекрытый крестовым сводом (не сохранился), который опирался на белокаменные импосты (впоследствии стёсаны, в настоящее время один восстановлен). Из притвора открывался вход в храм, а также на две внутристенные лестницы: прямую северную и винтовую южную.

В целом план церкви следует известному в архитектуре Ренессанса типу храма-октаконха, но содержит значительные модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия двух лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от трёх экседр, сделав три стороны западной части восьмерика прямыми. Он также упразднил окно в северной экседре, так что храм освещается только четырьмя окнами. Конструкция оконных проемов необычна и определена, с одной стороны, огромной толщиной стен, а с другой - высотой конх над экседрами. Световой проём, прорезанный в стене экседры, значительно ниже соответствующего ему проёма в наружной стене восьмерика. Из-за этого образовался крутой по подъему и длинный подоконный откос, а свод ниши окна значительно выше светового проёма, прорезанного в стене экседры. Наос храма перекрыт восьмигранным сводом, у основания которого проходит белокаменный карниз, а в вершине установлена белокаменная розетка.

Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования первого яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжёлые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому архитектор создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое восьмигранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются три камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, которая предположительно предназначалась для подъёма сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень первого яруса звона, куда с первого этажа напрямую вела вторая, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 метров) сузил стены восьмигранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны которой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола.

Второй ярус столба, который условно можно назвать средним восьмериком, значительно у́же нижнего, за счёт чего над сводами галереи первого яруса звона образовалось свободное гульбище. Бо́льшая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба, представляет из себя постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, второго яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъём с первого яруса звона на второй осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства второго яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в которых висели колокола. В центре площадки второго яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его - каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над вторым ярусом звона, как и над первым, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Таким образом, постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счёт полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

Годуновская надстройка завершающая храм-колокольню представляет собой кирпичный цилиндр, не перекрытый сводом. При его возведении над ребрами нижнего восьмерика были устроены "тромпы", образованные напуском кирпича. Снаружи барабан разделен на 3 яруса; их пропорции характерны для русских сооружений конца XVI века. Основание декорировано ложными кокошниками с увеличенными килями, между которыми поставлены щипцы: вся композиция имитирует два ряда кокошников - аллюзию на распространенный в это время тип покрытия храма. На этом основании поставлен гладкий фуст барабана, прорезанный восемью щелевидными прямоугольными окнами, с профилированными наличниками, завершенными фронтонами. На карнизе помещена разделённая каменными валиками храмозданная надпись, состоящая из трёх регистров золотом на синем фоне, которая гласит:

Извалением Святыя Троицы, повелением великого государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича великого князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года.

Согласно реставрационному исследованию, белокаменные жгуты, разделяющие ряды текста, были первоначально позолочены. Венчающая колокольню золочёная луковичная глава - одна из первых подобных глав на каркасе в русской архитектуре. Крест на главе составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами.

Декор храма-колокольни призван подчеркнуть логику построения объема, прежде всего ярусность общей композиции. Аркатура на кронштейнах, помещенная под карнизом, который отмечает основание нижнего яруса звона, - типичный элемент романской архитектуры. При этом карниз совмещает готицизирующие элементы (трёхлопастные арки) и классицистические (сухарики, капельки и овообразные детали). Более упрощённые карнизы подчеркивают другие горизонтальные членения столпа (трёхлопастные арки и сухарики).

Источники и особенности

Несмотря на отсутствие прямых аналогий, церковь Иоанна Лествичника вписывается в ряд итальянских колоколен. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. В XII-XV веках в различных областях Италии строились восьмигранные столпообразные сооружения. Также во многих итальянских кампанилах используется приём уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (ср. восьмигранную колокольню при церкви Сан-Никола в Пизе, XII-XIII вв.).

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в "Трактате об архитектуре" Филарете (1460-1464 годы) [13]. Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы, Монтаньяны, Болоньи и Феррары, а также городов области Абруцци: Терамо, Атри, Кампли, Коррополи, Кьети. Общий подход к декорации также находит аналогии в итальянских кампанилах (ср. колокольню при церкви Сан-Готтардо ин Корте в Милане, 1330-1336).

При этом, композиция Ивановской колокольни имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итальянских зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напримпер в Ломбардии. В итоге Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Осуществив свой проект, архитектор вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Документы, литература

  • Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано, Тр. Вятской УАК, 1905, вып. 2, отд. 2, с. 46.
  • Дмитриевский А. А., Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории, К., 1899, с. 96-97.
  • РИБ, т. 13.
  • Временник Ивана Тимофеева (подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина), М.; Л., 1951, с. 72.
  • Яковлева О. А., Пискаревский летописец, Мат-лы по истории СССР, М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 7-144.
  • Максимович Л. М., Путеводитель к древностям и достопамятностям московским, М., 1792, ч. 1, с. 274.
  • Отечественные записки, 1821, № 18.
  • "Прогулка по Кремлю: Иван Великий", Отечественные записки, 1822, ч. 10, № 25, с. 235-257.
  • "Замечания о Иване Великом", Отечественные записки, 1822, ч. 11, № 27, с. 126-131.
  • Свиньин П. П., Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий, СПб., 1839, ч. 1, с. 31-35.
  • Горчаков Н. Д., "Колокольня Иван Великий в Москве", Моск. ГВ, 1841, № 12, с. 127.
  • Снегирёв И. М., Памятники моск. древности, М., 1842-1845, с. 6.
  • Рихтер Ф. Ф., Памятники древнего рус. зодчества, М., 1850, табл. L.
  • Розанов Н., История московского епархиального управления, М., 1871, ч. 3, кн. 2.
  • Истомин Г. И., Ивановская колокольня в Москве, М., 1893.
  • Платонов, Путеводитель: Москва и окрестности, М., 1896.
  • Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905.
  • Кондратьев И. К., Московский Кремль, святыни и достопамятности, М., 1910, с. 102-105, 61.
  • Красовский М. В., Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.), М., 1911, с. 233.
  • Скворцов Н. А., Археология и топография Москвы, М., 1913, с. 337-346.
  • Нестор (Анисимов), еп. Камчатский, Расстрел Московского Кремля, М., 1917, с. 19.
  • По Москве [под ред. Н. А. Гейнике и др.], М., 1917, с. 176.
  • Мордвинов А. Г., "Колокольня Ивана Великого", Академия архитектуры, 1935, № 5, с. 32-37.
  • Александровский М. И., Иван Великий (рукопись), 1936, ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.
  • Рзянин М. И., "Иван Великий", Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст., М., 1946, с. 7-8.
  • Ильин М. А., "Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове", Сообщ. Ин-та истории искусств, М.; Л., 1951, вып. 1, с. 82-83.
  • Михайлов А. И., Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, М., 1963.
  • Иванов В., Московский Кремль, М., 1971.
  • Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв., М., 1973.
  • Цветаева А., "Сказ о звонаре московском", Москва, 1977, № 7, с. 143.
  • Ильин М., Моисеева Т., Москва и Подмосковье, М., 1979, с. 428-429.
  • Бондаренко И. А., "Первоначальный облик Ивана Великого", Строительство и архитектура Москвы, 1980, № 8, с. 26-27.
  • Бондаренко И. А., "К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле", Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед., М., 1995, вып. 2, с. 110.
  • Ильенкова Н. В., "Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед.", Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13, М., 1981, с. 77.
  • Карамзин Н. М., Записки старого московского жителя, М., 1988, с. 313.
  • Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.
  • Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., "Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля", Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 66-81.
  • Подъяпольский С. С., "О первоначальном виде столпа Ивана Великого", Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед., М., 1995, вып. 2, с. 100-101.
  • Подъяпольский С. С., Историко-архит. исследования, М., 2006.
  • Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в., М., 1996.
  • Балашова Т. В., "Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв.", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 59-61.
  • Петров Д. А., "О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 80-82.

Использованные материалы



[1]  Цит. по ст. Баталова А. Л., "ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)", Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на Рогожский летописец, ПСРЛ, т. 15, вып. 1, стб. 45.

[2]  Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 74.

[3]  Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 75-76.

[4]  Предположение высказано А. Ф. Малиновским. См. Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.

[5]  Цит. по ст. Баталова А. Л., "ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)", Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на Симеоновскую летопись, ПСРЛ, т. 18, с. 95.

[6]  Цит. по ст. Баталова А. Л., "ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)", Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 157.

[7]  Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., "Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля", Культура средневековой Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 77.

[8]  Цит. по ст. Баталова А. Л., "ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)", Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 258-259.

[9]  Бондаренко И. А., "Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV - нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров", Архит. наследство, М., 1995, вып. 38, с. 210-211.

[10]  Петров Д. А., "О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, сс. 80-82.

[11]  Цит. по ст. Баталова А. Л., "ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)", Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на пуб. Яковлевой О. А., Пискаревский летописец, Мат-лы по истории СССР, М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 202.

[12]  Профиль храма на официальном сайте Центрального благочиния Московской епархии, http://centralnoe-blagochinie.ru/temples/detail.php?ID=400

[13]  Петров Д. А., "О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 81.

Редакция текста от: 07.01.2021 18:56:35

"КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google