Авит Вьеннский (Alcimus Ecdicius Avitus) (ок. 460 – после 518), епископ, святитель. Один из значительнейших борцов с арианством и видный представитель поздней латинской литературы Галлии.
Память 5 февраля (Галл.).
Был сыном святого Исихия (Isychius), бывшего римского сенатора, родственник императора Авита и Аполлинария Сидония. Получил обычное для знати этой эпохи риторическое образование. Его учителем, вероятно, был восхваляемый М. Клавдианом вьеннский ритор Сапауд. Стиль его, наиболее темный в прозаических произведениях (письмах, гомилиях), отличается игрою слов, цветистостью, обильными архаизмами и реминисценциями античности. Но наряду с этим в своих поэмах он обнаруживает редкое в его время поэтическое дарование, и оно, вместе с условной, выражающейся между прочим в аскетических идеалах [1] большей, чем у предшествовавшего поколения, религиозностью, саном епископа и знанием священной истории, позволило Гизо назвать его значительнейшим предшественником Мильтона.
Произведения Авита, частью сомнительные [2] и не поддающиеся точной датировке, представляют ценный источник для понимания религиозного и политического строя эпохи. Следуя своим предкам, принимавшим после светских должностей сан епископа, Авит наследовал своему отцу в сане епископа Вьеннского. Его богословские интересы были невелики, почти всецело определяясь отношениями с арианами, а помимо этого сосредоточиваясь главным образом на вопросах богослужения и церковного права.
Его деятельность как епископа посвящена преимущественно борьбе «с расколовшими единство веры врагами Христа» – последователями «слепого вождя» Ария. Столп кафолической веры в Бургундии, он защищает от ариан православие и пропагандирует его письмами, часто превращающимися в трактаты, участием в диспутах, проповедями, личными беседами, особенно с королем Гундобадом, не стесняясь иногда в средствах и не гнушаясь софистическими приемами.
Благодаря его влиянию Гундобад соглашается на тайный переход в православие и, не решаясь сам открыто порвать с арианством, не мешает «обратить в кафолическую веру» сына своего Сигизмунда, в правление которого Авит пользуется преобладающим влиянием и в политике.
Вместе с большинством своих коллег Авит приветствует крещение Хлодвига, видя в этом действие божественного промысла и победу своей веры, и эти симпатии его к франкам играют роль в падении Бургундии, хотя он и оставался в стороне от собственно политических отношений, стремясь к установлению в Галлии примата Вьенны в противовес Арию и достигнув в этом большого успеха. Иерархический вопрос и значение Авита в Галлии приводят к постоянным сношениям его с Римом, росту авторитета которого он всячески содействует.
Готовый иногда теоретически признать примат епископа Иерусалимского, он выше всего ставит авторитет "кафедры Петра" и ее епископа, без которого христиане – «моряки без кормчего» и в руках которого принципат над вселенскою Церковью. «Как подчиненные земным царям епископы стоят выше царей и принцепсов по своей подсудности, так и меньшие (речь идет о римском соборе) не могут судить высшего».
Святой Авит председательствовал на Епаонском соборе (Epaon) 517 года.
Литература
- Кулаковский, Ю. А., вступит. статья, подгот. текста и коммент. А. А. Пучкова, Школа и мировоззрение Авита, епископа Вьеннского, Киев, Издательский дом А.С.С, 1999, XXVIII, 48.
- Православная Энциклопедия, т. 1, 140-141:
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
- http://www.catholic-forum.com/saints/saintadm.htm
[1] «De Virginitate», «О девственности»
[2] «Collatio»