Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ХЛОДВИГ I

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Хлодвиг I (466-511), король Франции из династии Меровингов

Хлодвиг (по-латыни имя писалось различно: Chlodovechus, Chlodoveus, Hindowicus, Ludovicus - тоже, что Louis), сын Хильдериха I и Базины, бывшей ранее женой короля тюрингов Бизина, род. около 466 г. Когда он, пятнадцатилетним юношей, стал королем части салических франков (481 г.), римское население тех областей Галлии, который не были еще завоеваны варварами, не признавало власти Одоакра и управлялось римлянином Сиарпием, сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге - к землям готов и бургундов. Между готами и численно превосходившим их галло-римским населением лежала пропасть, вследствие арианства завоевателей.

В 486 году Хлодвиг заключил союз с Рагнахаром, королем Камбре, и вместе с ним отправился в поход во главе 5-тысячного войска против последнего представителя римской власти генерала Сиагрия. Недалеко от древнего Ножантского аббатства, на севере Суассона, к Хлодвигу пришла победа. Самого Сиагрия Хлодвиг взял под стражу, а после захвата его владений приказал тайно умертвить. Добыча воинов оказалась весьма значительной, ведь, помимо прочего, было разграблено много церквей. Ремигий, епископ Реймса, который поддерживал дружеские отношения с королем, усердно просил его об одной драгоценной чаше, взятой из храма. Когда все трофеи были собраны вместе, Хлодвиг, прежде чем поделить захваченное, сказал: "Мои верные воины, я прошу вас отдать мне этот сосуд, не бросая о нем жребия". Солдаты согласились с желанием своего короля. Но вдруг, неожиданно для всех, один из них выхватил боевой топор, бросился к чаше и разрубил ее с криком: "Ты получишь только то, что жребий даст тебе!" Король, взяв наполовину разбитый сосуд, отдал его епископу.

Как-то раз через год Хлодвиг делал смотр своего войска. Подойдя к солдату, разбившему чашу, он сказал: "Ни у кого я не видел оружия в столь плохом состоянии, как у тебя," - и вырвав у него боевой топор, бросил на землю. Когда же тот нагнулся, чтобы поднять оружие, король отрубил ему голову секирой со словами: "Да постигнет тебя тот же жребий, что и чашу, разбитую тобой!"

В 493 году Хлодвиг женился на Клотильде, причисленной Церковью к лику святых. Молодая и красивая княжна, дочь бургундского князя, она оказала чрезвычайно благотворное влияние на своего мужа. Святая Клотильда, как впоследствии равноапостольная княгиня Ольга, стала первой христианкой королевского рода в языческой стране. Она и привела своего мужа к крещению. Однако это произошло далеко не сразу. Поначалу никакие доводы Клотильды не могли убедить Хлодвига креститься. Между тем, у королевы родился сын, и она настояла на том, чтобы крестить его. Ребенок, названный Ингомером, умер, едва выйдя из купели, и его белые крещальные одежды стали погребальными пеленами. Король был вне себя от гнева и резко упрекал Клотильду. "Если бы мальчик, - говорил он, - был освящен именем моих богов, он непременно остался бы жив; теперь же, когда его окрестили во имя твоего Бога, он умер". На что королева отвечала: "Я благодарю Всемогущего Господа за то, что Он не посчитал меня недостойной и захотел взять рожденное из чрева моего в Царство Свое".

После этого королева родила второго сына. В крещении ему дали имя Хлодомер. Когда и он начал болеть, Хлодвиг сказал: "С ним случится то же, что и с его братом". Когда же по усердным молитвам Клотильды ребенок выздоровел, на короля это не повлияло.

Христианином Хлодвиг стал во многом благодаря знаменитому сражению в Толбиаке. Эта битва против аллеманнов складывалась неудачно и казалась совершенно проигранной. Хлодвиг и его воины усиленно молились своим богам, языческим идолам, однако те не пришли им на помощь. Тогда Хлодвиг в горячем порыве воззвал к Богу Клотильды: "О, Боже Клотильды, умоляю Тебя, даруй мне победу - и Ты будешь моим Богом; я поверю в Тебя и крещусь во Имя Твое!" Воодушевленные франкские воины удвоили свой пыл, и то, что казалось невозможным, совершилось: внезапно аллеманны, объятые страхом, бежали, даруя Хлодвигу и его солдатам лавры победителей.

Королева очень обрадовалась тому, что произошло, и тайком пригласила реймсского епископа, святого Ремигия, попросив его наставить короля в законе христианском. Хлодвиг, выслушав епископа, сказал: "Охотно я тебя слушал, святейший отец, но меня смущает вот что: мои подчиненные не потерпят того, чтобы я оставил их богов. Однако я пойду и буду говорить с ними". Когда же король обратился к своим воинам, то они воскликнули: "О король, мы отрекаемся от смертных богов и будем служить Вечному Богу, Которого проповедует Ремигий".

Крещение Хлодвига святым Ремигием
Крещение Хлодвига святым Ремигием
И вот наступил праздник Рождества Христова. На улицах Реймса развесили многоцветные полотнища, почистили дороги, украсили здания. Пышно убранный собор блистал светом бесчисленных свечей и был наполнен таким благоуханием, что присутствующим казалось, будто они обоняют запахи рая. Когда при торжественном пении гимнов Хлодвиг вошел в церковь, его охватил страх, и, обращаясь к Ремигию, державшему его за руку, король спросил: "Неужели это и есть Царство Небесное, которое мне обещано?" "Нет, - отвечал епископ, - но это начало пути туда". Во время совершения Таинства святой Ремигий произнес знаменитые слова: "Смиренно нагни твою голову, Сикамбр, поклонись тому, что ты жег; сожги то, чему поклонялся".

Так епископ Ремигий крестил Хлодвига и 3 тысячи его солдат в 496 г. Через некоторое время приняла крещение сестра короля Альбофледа, а вскоре обратилась и его вторая сестра Лантехильда, бывшая арианкой (во времена Хлодвига практически все государи Запада были арианами, и лишь сам Хлодвиг исповедовал православную веру. Именно поэтому короли Франции приобрели почетное название "старших сыновей Церкви").

Крещение не изменило боевой дух короля. Однажды, когда епископ Ремигий рассказывал ему о страданиях Спасителя, Хлодвиг воскликнул: "О, если бы я был тогда с моими франками, я отомстил бы за причиненные Ему неправды!" В 500 году по Рождестве Христовом, под влиянием главным образом Клотильды (поскольку дело касалось ее семьи), Хлодвиг отправился в поход против бургундцев и разбил при реке Уш, недалеко от Дижона, их армию во главе с Гундобадом - никем иным, как дядей Клотильды. Именно он семь лет назад злодейски убил ее родителей и братьев, чтобы завладеть наследством. Причем сделал это прямо перед свадьбой Клотильды. Теперь же, после своего поражения Гундобад принужден был платить Хлодвигу дань.

В 507 году Аларих II, будучи арианином, преследовал епископов Аквитании. Они же умоляли Хлодвига защитить их. Тогда король обратился к своим воинам: "Я очень обеспокоен тем, что эти ариане владеют частью Галлии. Пойдемте с Божьей помощью на них и подчиним нашей власти страну". Воинам понравились эти слова, и они выступили в поход против Алариха. Когда часть войска проходила в районе Тура, Хлодвиг из уважения к святому Мартину приказал, чтобы никто ничего не брал из этой области, кроме травы и воды. Но один солдат силой взял сено у какого-то бедняка, сказав: "Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее". Об этом стало известно Хлодвигу. Король в мгновение ока рассек солдата мечем, сказав при этом: "Как мы можем надеяться на победу, если оскорбляем святого Мартина?"

Хлодвиг с войском одержал победу над Аларихом в долине Вулье, недалеко от Пуатье, причем Хлодвиг убил еретика своими руками. Этот успех позволил расширить владения короля до Пиренеев.

В последние годы своего правления Хлодвиг постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией. Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников: Харариха, отказавшего Хлодвигу в поддержке против Сиагрия; сына Харариха - только потому, что это был его сын; Рагнахара, хотя он и оказывал помощь в борьбе с Сиагрием; своих братьев Рихара и Ригномера - под разными предлогами. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков, своими союзниками: Сигибертом, которого погубил, действуя через его сына - Хлодерика; и Хлодериком - за то, что он убил своего отца! Рассказывают, что, собрав однажды своих людей, Хлодвиг сказал о своих родственниках, которых сам же умертвил, следующее: "Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!" Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.

Незадолго до смерти, в 511 году, Хлодвиг созвал церковный Собор в Орлеане. Это был первый Франкский Собор, необходимый для реорганизации Церкви в Галлии. Он установил также Салическую правду, или Франко-Салический Закон. Именно при Хлодвиге Париж стал столицей Галльского королевства. Здесь, на могиле святой Геновефы, покровительницы Парижа, Хлодвиг построил Собор апостолов Петра и Павла, где и был погребен вместе с Клотильдой. Теперь это церковь святой Женевьевы. Подобным же образом император Константин Великий в IV веке был похоронен в построенной им самим церкви Святых Апостолов в Константинополе.

В 511 году, после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями. Святая Клотильда переехала в Тур, где прислуживала при базилике святого Мартина, проводя свои дни в высшей степени скромно и добродетельно и редко посещая Париж.

Использованные материалы

Редакция текста от: 28.01.2007 23:33:22

"ХЛОДВИГ I" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google