Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Ленинградский Алексий (Симанский) и митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) во время заседания Архиерейского Собора 1944 г. |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Собор был созван в связи с кончиной патриарха Сергия как подготовительный к Поместному Собору, которому предстояло избрать нового патриарха. В Соборе участвовали 50 архиереев Русской Церкви.
Во вступительном слове митрополит Ленинградский Алексий отметил, что условия для развития церковной жизни благоприятны и что со стороны правительства Церковь видит полную поддержку в церковных и патриотических начинаниях: за последний год было открыто более 200 храмов, Богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве, Патриархией издается журнал. Митрополит указал на следование церковным канонам и установлениям как на залог твёрдой церковной власти и изложил программу предстоящего Поместного Собора.
По докладу митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) Собор принял в общение с Русской Православной Церковью архиепископа Адама (Филипповского).
На вечернем заседании 22 ноября Собор заслушал доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) по проекту "Положения об управлении Русской Православной Церкви", призванного заменить бо́льшую часть определений Поместного Собора 1917-1918 годов, не могущих быть согласованными с советским законодательством.
Затем митрополит Алексий выступил с докладом о патриотическом служении Церкви в годы войны. С докладом о деятельности Богословского института и Богословско-пастырских курсов выступил назначенный ректором института профессор протоиерей Тихон Попов. Отчет о деятельности редакции "Журнала Московской Патриархии" представил ее ответственный секретарь протоиерей Александр Смирнов.
В 3-й день заседания архиереи утвердили программу предстоящего Поместного Собора. Управляющий делами Патриархии протоиерей Николай Колчицкий в докладе о порядке избрания патриарха предложил следующую процедуру голосования: каждый преосвященный, начиная с младшего по хиротонии, на вопрос, кого он с клиром и паствою своей епархии избирает Патриархом, будет отвечать: "Патриархом Московским и всея Руси мы избираем преосвященнейшего (титул, епархия, имя)". После окончания опроса председатель Собора объявит имя архипастыря, избранного патриархом.
Против такого порядка избрания возражал архиепископ Тамбовский святитель Лука (Войно-Ясенецкий), предлагая повторить опыт Поместного Собора 1917-1918 годов, когда окончательное избрание патриарха совершалось по жребию из 3 кандидатов, выбранных тайным голосованием на Соборе. Предложение владыки Луки не могло быть принято представителями государственной власти, контролировавшими действия церковного управления, поскольку избрание жребием предполагало для них известный риск. Большинство архиереев это понимало, тем более что с канонической точки зрения избрание предстоятеля через открытое голосование епископов было вполне правомерно - в своем решении Собор опирался на 4-е правило I Вселенского Собора, 3-е правило VII Вселенского Собора и 13-е правило Карфагенского Собора. Поэтому Собор утвердил порядок избрания патриарха, предложенный протоиереем Николаем Колчицким, а несогласный с ним святитель Лука не получил приглашения на Поместный Собор. Также по докладу протоиерея Николая Колчицкого было утверждено чинопоследование интронизации патриарха.
На Соборе было решено пригласить на предстоящий Поместный Собор патриархов поместных Церквей.
Литература
- Журнал Московской Патриархии, 1944, № 12, 3-20.
- Шкаровский М. В., Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 гг., СПб., 1995.
- Шкаровский М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве, М., 1999, 293-305.
- Цыпин В. А., прот., История Русской Церкви, 316-332.
- Чумаченко Т. А., Государство, православная Церковь, верующие, 1941-1961 гг., М., 1999, 78-107.
Использованные материалы
- Цыпин В. А., прот., "АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21-23 НОЯБРЯ 1944 Г.", Православная энциклопедия, т. 3, 543-544: