Н. М. Зернов. Фотография. 70-е гг. XX в. |
Родился 9 октября 1898 года в Москве.
Дед Николая Михайловича, протоиерей Стефан Зернов (+ 1886), происходил из наследственного сельского духовенства, вырос в среднерусской деревне, в большой бедности, но затем стал одним из известных московских приходских священников; он активно занимался благотворительностью, поддерживал дружеские отношения с митрополитом Московским Филаретом.
Отец - Михаил Степанович (+ 1938) - один из ведущих московских врачей. Мать - София (урожденная Кеслер; + 1942) до замужества была учительницей; женщина с сильным характером, она посвятила свой педагогический талант воспитанию своих детей и оказала заметное интеллектуальное влияние на Николая.
Николай был старшим из четырех детей. Дома дети росли в религиозной атмосфере, постоянно посещая церковь и соблюдая посты.
1898-1921. Россия. Детство и юность
В 1917 году поступил в Московский университет на медицинский факультет, но через два месяца, после прихода к власти большевиков, семья Зерновых уезжает на Кавказ. Здесь Николай узнал все ужасы красного террора. Говоря незадолго до смерти о свете Христовом, он сказал: "Впервые я увидел этот свет в страшные дни красного террора".
Победу большевизма Зернов объяснял тем, что, во-первых, был уничтожен костяк русского народа, миллионы верующих людей - лучшие из русского крестьянства, т.н. кулаки; во-вторых, Россия в ту пору была заражена философией сверхчеловека; в-третьих, сближение интеллигенции и религиозных деятелей, представителей Русской Церкви, произошло трагически поздно.
В марте 1921 года семье Зерновых чудом удалось уехать в Константинополь, который принес им, по словам Николая, "свободу и нищету".
1921-1925. Белград. Русское студенческое христианское движение (РСХД)
14 октября 1921 года Зерновы погрузились в товарный вагон и отправились в Югославию.
В Белграде Николай поступил на богословский факультет Белградского университета. Этой же осенью он присутствовал на первом соборе Русской церкви за рубежом в Сремских Карловцах (21 ноября - 2 декабря 1921 г.). Для молодого Николая Зернова оказались очень важными впечатления, полученные на съезде. Вот как он вспоминал об этом:
В дальнейшем, в своих экуменистических воззрениях Зернов пытался сочетать верность православной традиции и открытость остальному миру христиан. Он называет православных - "хранители великой христианской традиции", но быть хранителями значит не захлопывать дверь перед лицом других, но открывать ее; не осуждать и анафематствовать западных христиан, но делиться с ними сокровищами своей традиции.
Религиозность юноши Николая Зернова оказалась созвучной настроениям, которые в то время доминировали в среде эмигрантской молодежи. Об этом писал А.В. Карташев: "Отвращение от демонического лика революции и у молодежи будило благосклонное внимание к консервативным началам жизни - государственному патриотизму, культурному национализму и традиционной церковности".
Преобладала убежденность в том, что лишь на началах Православия возможно будущее возрождение России, причем необходимо воцерковление всех сторон жизни.
В студенческие годы Николай находился под сильным влиянием епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова), митрополита Киевского Антония (Храповицкого).
В 1923 году Зернов вместе с Сергием Булгаковым, будущим епископом Кассианом (Безобразовым), будущими священниками и богословами о. Киприаном Керном, о. Николаем Афанасьевым и - из более старшего поколения - о. Василием Зеньковским, создает Белградский православный студенческий кружок.
Зернов вспоминает посещение занятия кружка епископом Николаем Велимировичем:
Параллельно подобные студенческие кружки образовались в Париже и других центрах Западной Европы; из этих разрозненных групп выросло Русское студенческое христианское движение, основанное в 1923 году при содействии международного Студенческого христианского движения (СХД).
В 1925 году Николай закончил университет и семья Зерновых перебралась в Париж.
1925-1929. Париж. "Вестник РСХД"
В Париже Зернов становится активистом Русского студенческого христианского движения,его секретарем, впоследствии - редактором "Вестника РСХД". В качестве секретаря он организовал две англо-русские студенческие конференции, состоявшиеся в Сент-Олбанс в январе 1927 и в декабре 1927 - январе 1928 гг., которые привели к созданию Содружества святого Албания и преподобного Сергия.
В 1927 году Николай Зернов обвенчался с Милицей Лавровой (+ 1994). Один из организаторов христианского студенческого кружка в Париже, она впервые встретилась с Николаем на первом съезде РСХД в Прешове Чехословакия в 1923 году.
В 1928 году Николай Зернов писал статьи для журнала "Путь", преподавал богословие в Свято-Сергеевском православном институте в Париже.
1929-1980. Англия. Оксфордский университет
Зиму 1929-1930 годов Николай провел в Общине Воскресения в Мирфильде, изучая историю Англиканской церкви. Осенью 1930 году он отправился в Оксфорд, где два академических года был аспирантом в Кебле под руководством патролога Тернера.
Степень доктора философии была ему присвоена в 1932 году. В процессе своих оксфордских штудий Зернов продолжал участвовать в православно-англиканских конференциях, научный уровень которых усилиями русских и английских богословов неуклонно возрастал. При этом все более четко обрисовывались принципы участия русских христиан в международной экуменической работе. Главным направлением этого участия, в огромной степени благодаря Н.М.Зернову, стало православно-англиканское сотрудничество.
Осенью 1934 года супруги Зерновы переехали на постоянное жительство в Англию. В 1936 году Зернов получил английское подданство.
С 1934 года Зернов - секретарь Англо-православного содружества имени святого Албания и преподобного Сергия. Годы, когда Николай был секретарем, оказались решающими для расширения и укрепления Содружества. В момент его назначения в 1934 года Содружество насчитывало менее 350 членов; ко времени, когда он оставил этот пост в 1947 году, число членов увеличилось до 1250, и это несмотря на все трудности военного и послевоенного периодов. Журнал Содружества Sobornost продолжал регулярно выходить в годы войны. Наиболее важным решением этого периода было приобретение дома в Лондоне для организации постоянного центра Содружества (будущий Дом св. Василия на Ладброк Грав, 52, был куплен в декабре 1943 г.)).
Много времени Зернов проводил в поездках с лекциями по Британии и Ирландии. Его первая книга "Moscow the Third Rome" ("Москва - Третий Рим") вышла в 1937 году.
В 1947 году Зернов оставил пост секретаря Содружества и переехал в Оксфорд для преподавательской работы. Он читал лекции по истории Русской Церкви и православной культуре, спецкурс по русской иконе. В то время подобного курса лекций не существовало ни в одном британском университете.
В периоды длительных отпусков он в качестве visiting professor преподавал в университетах США (Дрю, Дьюк, Айова), Канады и Австралии. Но быть может, наиболее значительным для него было одиннадцатимесячное пребывание в Индии (1953-1954) в качестве приглашенного директора христианского колледжа в Трананкоре в Южной Индии. Результатом года, проведенного в Индии, стала книга "The Christian East" ("Христианский Восток"), вышедшая в 1956 году в Дели.
Н. М. Зернов с супругой Милицей Владимировной |
В 1966 году, когда Зернов оставил свою преподавательскую деятельность, Оксфордский университет присвоил ему звание доктора богословия за совокупность его печатных трудов. По-прежнему он выступал с многочисленными лекциями и писал статьи в журналы, внимательно следил за тем, что происходит в России. Предметом его особого внимания были признаки возрождения религиозно-отечественной жизни на родине.
Одним из главных дел последнего периода его жизни была работа над книгой воспоминаний, семейной хроники Зерновых - впечатляющей и весьма ценной в историческом отношении книги, состоящей из трех томов: "На переломе", "За рубежом", "Закатные годы".
Скончался 25 августа 1980 от инфаркта.
"Один из великих христиан наших дней", – сказал о нем архиепископ Кентерберийский в обращении, зачитанном на заупокойной службе в Лондоне 23 октября 1980 года.
Обширная библиотека Н. Зернова, согласно завещанию владельца, была перевезена в 1993 году из Оксфорда в Москву, и хранится теперь в Отделе религиозной литературы в Библиотеке иностранной литературы. [2]
Труды
- Moscow the third Rome. - London, 1937. 112 p. (6 изданий, в том числе американское - в 1971 г.).
- St. Sergius Builder of Russia. - London, 1939. 155 p.
- The Church of the Eastern Christians. - London, 1942. 114 p. (4 издания).
- Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev). - London, 1944. 171 pp. (Переиздано в США в 1974 г.) (Норвежский и русский (Три русских пророка: Хомяков. Достоевский. Соловьев. - М.: Московский рабочий, 1995. 214 с.) переводы).
- The Russians and their Church. - London, 1945. 176 p. (Еще 4 издания - 1954 (репринт), 1964, 1968, 1978) (Греческий перевод (1972, 1978)).
- The Reintegration of the Church. - London, 1952. 128 p.
- Ruslands Kirke og Nordens Kirker. - Copenhagen, 1954 (Шведский (1955) и финский (1958) переводы).
- Вселенская Церковь и русское православие. - Париж: УМСА-Press; Содружество св. Албания и Преподобного Сергия Радонежского, 1952. 3I5 с.
- The Christian East. - Delhi, 1956. 138 p.
- Eastern Christendom. - London, 1961. 326 p. (Итальянский (1962), испанский (1962) и польский (1967) переводы).
- Orthodox Encounter. - London, 1961. 200 p.
- The Russian Religious Renaissance of the XX Century. - London, 1963. 410 p. (Русский (Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1963. 382 с. (2-е издание - 1974)) и итальянский (Milano, 1978. 356 p.) переводы).
- Нa переломе. - Париж, 1970. 478 с. (редактор).
- За рубежом: Белград - Париж - Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). - Париж, 1973. 561 с. (редактор совместно с М. В. Зерновой).
- Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории Церкви и православной культуре. - Бостон, 1973.
- Sunset Year: A Russian Pilgrim in the West. - London, 1983.
Использованные материалы
- Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Николай Зёрнов
- Жилкин В.С. Библиотека Н.М. Зёрнова - в России
- Солнцева Н. О Николае Михайловиче Зернове (предисловие к книге: Н.М. Зернов.Три русских пророка: Хомяков А.С., Достоевский Ф.М., Соловьев В.С., СПб, 2010)
- http://www.libfl.ru/about/dept/religion_centre/
[1] В некоторых источниках - Зёрнов. В английских изданиях книг фамилия автора указывалась как Zernov.
[2] Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог / Под науч. ред. свящ. Георгия Чистякова; Сост. В.С. Жилкин, Т.А. Прохорова и др. - М.: Центр книги, 2008. - 317 с. - http://www.libfl.ru/about/dept/religion_centre/vgbil_zernov.pdf