Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗЕРНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Н. М. Зернов. Фотография. 70-е гг. XX в.
Н. М. Зернов. Фотография. 70-е гг. XX в.
Николай Михайлович Зернов [1] (1898 - 1980), общественный деятель, богослов-экуменист, историк церкви, активист Русского студенческого христианского движения (РСХД).

Родился 9 октября 1898 года в Москве.

Дед Николая Михайловича, протоиерей Стефан Зернов (+ 1886), происходил из наследственного сельского духовенства, вырос в среднерусской деревне, в большой бедности, но затем стал одним из известных московских приходских священников; он активно занимался благотворительностью, поддерживал дружеские отношения с митрополитом Московским Филаретом.

Отец - Михаил Степанович (+ 1938) - один из ведущих московских врачей. Мать - София (урожденная Кеслер; + 1942) до замужества была учительницей; женщина с сильным характером, она посвятила свой педагогический талант воспитанию своих детей и оказала заметное интеллектуальное влияние на Николая.

Николай был старшим из четырех детей. Дома дети росли в религиозной атмосфере, постоянно посещая церковь и соблюдая посты.

1898-1921. Россия. Детство и юность

В 1917 году поступил в Московский университет на медицинский факультет, но через два месяца, после прихода к власти большевиков, семья Зерновых уезжает на Кавказ. Здесь Николай узнал все ужасы красного террора. Говоря незадолго до смерти о свете Христовом, он сказал: "Впервые я увидел этот свет в страшные дни красного террора".

Победу большевизма Зернов объяснял тем, что, во-первых, был уничтожен костяк русского народа, миллионы верующих людей - лучшие из русского крестьянства, т.н. кулаки; во-вторых, Россия в ту пору была заражена философией сверхчеловека; в-третьих, сближение интеллигенции и религиозных деятелей, представителей Русской Церкви, произошло трагически поздно.

В марте 1921 года семье Зерновых чудом удалось уехать в Константинополь, который принес им, по словам Николая, "свободу и нищету".

1921-1925. Белград. Русское студенческое христианское движение (РСХД)

14 октября 1921 года Зерновы погрузились в товарный вагон и отправились в Югославию.

В Белграде Николай поступил на богословский факультет Белградского университета. Этой же осенью он присутствовал на первом соборе Русской церкви за рубежом в Сремских Карловцах (21 ноября - 2 декабря 1921 г.). Для молодого Николая Зернова оказались очень важными впечатления, полученные на съезде. Вот как он вспоминал об этом:

"Интересен был доклад архиепископа Евлогия, рассказавшего съезду о своем участии в международной интерконфессиональной конференции в Женеве в 1920 году. Его сообщение открыло передо мной новый мир экуменического движения. Он пробудил во мне интерес, который занял впоследствии первенствующее место в моей жизни"

В дальнейшем, в своих экуменистических воззрениях Зернов пытался сочетать верность православной традиции и открытость остальному миру христиан. Он называет православных - "хранители великой христианской традиции", но быть хранителями значит не захлопывать дверь перед лицом других, но открывать ее; не осуждать и анафематствовать западных христиан, но делиться с ними сокровищами своей традиции.

Религиозность юноши Николая Зернова оказалась созвучной настроениям, которые в то время доминировали в среде эмигрантской молодежи. Об этом писал А.В. Карташев: "Отвращение от демонического лика революции и у молодежи будило благосклонное внимание к консервативным началам жизни - государственному патриотизму, культурному национализму и традиционной церковности".

Преобладала убежденность в том, что лишь на началах Православия возможно будущее возрождение России, причем необходимо воцерковление всех сторон жизни.

В студенческие годы Николай находился под сильным влиянием епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова), митрополита Киевского Антония (Храповицкого).

В 1923 году Зернов вместе с Сергием Булгаковым, будущим епископом Кассианом (Безобразовым), будущими священниками и богословами о. Киприаном Керном, о. Николаем Афанасьевым и - из более старшего поколения - о. Василием Зеньковским, создает Белградский православный студенческий кружок.

Зернов вспоминает посещение занятия кружка епископом Николаем Велимировичем:

"Придя в нашу нищенскую хибарку, он захватил нас всех верою в то, что Русская Церковь выйдет очищенной и возрожденной из горнила испытаний и поможет остальному христианскому миру вернуться к полноте апостольского предания".

Параллельно подобные студенческие кружки образовались в Париже и других центрах Западной Европы; из этих разрозненных групп выросло Русское студенческое христианское движение, основанное в 1923 году при содействии международного Студенческого христианского движения (СХД).

В 1925 году Николай закончил университет и семья Зерновых перебралась в Париж.

1925-1929. Париж. "Вестник РСХД"

В Париже Зернов становится активистом Русского студенческого христианского движения,его секретарем, впоследствии - редактором "Вестника РСХД". В качестве секретаря он организовал две англо-русские студенческие конференции, состоявшиеся в Сент-Олбанс в январе 1927 и в декабре 1927 - январе 1928 гг., которые привели к созданию Содружества святого Албания и преподобного Сергия.

В 1927 году Николай Зернов обвенчался с Милицей Лавровой (+ 1994). Один из организаторов христианского студенческого кружка в Париже, она впервые встретилась с Николаем на первом съезде РСХД в Прешове Чехословакия в 1923 году.

В 1928 году Николай Зернов писал статьи для журнала "Путь", преподавал богословие в Свято-Сергеевском православном институте в Париже.

1929-1980. Англия. Оксфордский университет

Зиму 1929-1930 годов Николай провел в Общине Воскресения в Мирфильде, изучая историю Англиканской церкви. Осенью 1930 году он отправился в Оксфорд, где два академических года был аспирантом в Кебле под руководством патролога Тернера.

Степень доктора философии была ему присвоена в 1932 году. В процессе своих оксфордских штудий Зернов продолжал участвовать в православно-англиканских конференциях, научный уровень которых усилиями русских и английских богословов неуклонно возрастал. При этом все более четко обрисовывались принципы участия русских христиан в международной экуменической работе. Главным направлением этого участия, в огромной степени благодаря Н.М.Зернову, стало православно-англиканское сотрудничество.

Осенью 1934 года супруги Зерновы переехали на постоянное жительство в Англию. В 1936 году Зернов получил английское подданство.

С 1934 года Зернов - секретарь Англо-православного содружества имени святого Албания и преподобного Сергия. Годы, когда Николай был секретарем, оказались решающими для расширения и укрепления Содружества. В момент его назначения в 1934 года Содружество насчитывало менее 350 членов; ко времени, когда он оставил этот пост в 1947 году, число членов увеличилось до 1250, и это несмотря на все трудности военного и послевоенного периодов. Журнал Содружества Sobornost продолжал регулярно выходить в годы войны. Наиболее важным решением этого периода было приобретение дома в Лондоне для организации постоянного центра Содружества (будущий Дом св. Василия на Ладброк Грав, 52, был куплен в декабре 1943 г.)).

Много времени Зернов проводил в поездках с лекциями по Британии и Ирландии. Его первая книга "Moscow the Third Rome" ("Москва - Третий Рим") вышла в 1937 году.

В 1947 году Зернов оставил пост секретаря Содружества и переехал в Оксфорд для преподавательской работы. Он читал лекции по истории Русской Церкви и православной культуре, спецкурс по русской иконе. В то время подобного курса лекций не существовало ни в одном британском университете.

В периоды длительных отпусков он в качестве visiting professor преподавал в университетах США (Дрю, Дьюк, Айова), Канады и Австралии. Но быть может, наиболее значительным для него было одиннадцатимесячное пребывание в Индии (1953-1954) в качестве приглашенного директора христианского колледжа в Трананкоре в Южной Индии. Результатом года, проведенного в Индии, стала книга "The Christian East" ("Христианский Восток"), вышедшая в 1956 году в Дели.

Н. М. Зернов с супругой Милицей Владимировной
Н. М. Зернов с супругой Милицей Владимировной
В 1959 году организовал и возглавил в Оксфорде православный центр – Дом Св. Григория и Св. Макрины. Его создание, под руководством Зернова, преследовало три взаимосвязанных цели. Во-первых, Дом являлся местом встреч между представителями христианского Востока и христианского Запада, был центром, где могли собираться члены оксфордского отделения Содружества и другие группы, вовлеченные в экуменическую деятельность; здесь также создавалась специальная библиотека, в которой накапливались книги по восточному христианству и вопросам христианского воссоединения. Во-вторых, он служил местом собраний православных христиан в Оксфорде; одна из комнат была предоставлена на правах аренды русскому церковному приходу, который использовал ее в качестве часовни. В-третьих, в Доме сдавались внаем двенадцать жилых комнат - в основном студентам и аспирантам; при этом приоритет по возможности отдавался студентам-иностранцам, особенно из православных стран.

В 1966 году, когда Зернов оставил свою преподавательскую деятельность, Оксфордский университет присвоил ему звание доктора богословия за совокупность его печатных трудов. По-прежнему он выступал с многочисленными лекциями и писал статьи в журналы, внимательно следил за тем, что происходит в России. Предметом его особого внимания были признаки возрождения религиозно-отечественной жизни на родине.

Одним из главных дел последнего периода его жизни была работа над книгой воспоминаний, семейной хроники Зерновых - впечатляющей и весьма ценной в историческом отношении книги, состоящей из трех томов: "На переломе", "За рубежом", "Закатные годы".

Скончался 25 августа 1980 от инфаркта.

"Один из великих христиан наших дней", – сказал о нем архиепископ Кентерберийский в обращении, зачитанном на заупокойной службе в Лондоне 23 октября 1980 года.

Обширная библиотека Н. Зернова, согласно завещанию владельца, была перевезена в 1993 году из Оксфорда в Москву, и хранится теперь в Отделе религиозной литературы в Библиотеке иностранной литературы. [2]

Труды

  • Moscow the third Rome. - London, 1937. 112 p. (6 изданий, в том числе американское - в 1971 г.).
  • St. Sergius Builder of Russia. - London, 1939. 155 p.
  • The Church of the Eastern Christians. - London, 1942. 114 p. (4 издания).
  • Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev). - London, 1944. 171 pp. (Переиздано в США в 1974 г.) (Норвежский и русский (Три русских пророка: Хомяков. Достоевский. Соловьев. - М.: Московский рабочий, 1995. 214 с.) переводы).
  • The Russians and their Church. - London, 1945. 176 p. (Еще 4 издания - 1954 (репринт), 1964, 1968, 1978) (Греческий перевод (1972, 1978)).
  • The Reintegration of the Church. - London, 1952. 128 p.
  • Ruslands Kirke og Nordens Kirker. - Copenhagen, 1954 (Шведский (1955) и финский (1958) переводы).
  • Вселенская Церковь и русское православие. - Париж: УМСА-Press; Содружество св. Албания и Преподобного Сергия Радонежского, 1952. 3I5 с.
  • The Christian East. - Delhi, 1956. 138 p.
  • Eastern Christendom. - London, 1961. 326 p. (Итальянский (1962), испанский (1962) и польский (1967) переводы).
  • Orthodox Encounter. - London, 1961. 200 p.
  • The Russian Religious Renaissance of the XX Century. - London, 1963. 410 p. (Русский (Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1963. 382 с. (2-е издание - 1974)) и итальянский (Milano, 1978. 356 p.) переводы).
  • Нa переломе. - Париж, 1970. 478 с. (редактор).
  • За рубежом: Белград - Париж - Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). - Париж, 1973. 561 с. (редактор совместно с М. В. Зерновой).
  • Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории Церкви и православной культуре. - Бостон, 1973.
  • Sunset Year: A Russian Pilgrim in the West. - London, 1983.

Использованные материалы



[1]  В некоторых источниках - Зёрнов. В английских изданиях книг фамилия автора указывалась как Zernov.

[2]  Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог / Под науч. ред. свящ. Георгия Чистякова; Сост. В.С. Жилкин, Т.А. Прохорова и др. - М.: Центр книги, 2008. - 317 с. - http://www.libfl.ru/about/dept/religion_centre/vgbil_zernov.pdf

Редакция текста от: 22.01.2014 14:04:48

"ЗЕРНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google